Теоретическое обоснование. Эмпатия (греч. empatheia — «сопереживание») — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Эмпатия — феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека к сопереживанию и сочувствию.
Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют проникновения во внутренний мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике. Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. По сравнению с начальным вариантом изменена шкала ответов, исключены вопросы, не имеющие корреляций с итоговым баллом, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. В опроснике 25 утверждений, испытуемый должен определить степень своего согласия с каждым из них. Цель. Овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицированного опросника А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Инструкция. Испытуемому выдают ответный лист (см. табл. 40), предлагают прочитать приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как он ведет себя в подобных ситуациях, выразить степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, поставив в соответствующей графе ответного листа галочку. Тестовый материал.
- Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я бы сильно волновался, если бы должен был сообщить человеку неприятное для него известие.
- На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
- Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.
- Когда я читаю книги (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.
- Мне неприятно, когда люди на просмотре фильма вздыхают и плачут.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в фильме или написано в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу остаться равнодушным к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причины.
Таблица 40 Ответный лист
Номер утверждения
|
Да (всегда)
|
Скорее да, чем нет (часто)
|
Скорее нет, чем да (редко)
|
Нет (никогда)
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом (см. табл. 41). За каждый ответ присваивается 1,2,3 или 4 балла, затем путем суммирования подсчитывается общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов (см. табл. 41). Стандартизация проводилась в группах студентов в возрасте от 16 до 25 лет.
Таблица 41 Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Стандартный процент
|
2,28
|
4,40
|
9,19
|
14,98
|
19,15
|
19,15
|
14,98
|
9,19
|
4,40
|
2,28
|
Мужчины
|
>45
|
46—51
|
52— 56
|
57— 60
|
61— 65
|
66— 69
|
70—74
|
5— 77
|
79–83
|
>84
|
Женщины
|
>57
|
58— 63
|
64— 67
|
68-71
|
72— 75
|
66— 79
|
80— 83
|
4— 86
|
87— 90
|
>91
|
Таблица 42
Ключ к опроснику А. Меграбяна и Н. Эшптейна
Номер утверждения
|
Да (всегда)
|
Скорее да, чем нет (часто)
|
Скорее нет, чем да (редко)
|
Нет (никогда)
|
|
1
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
6
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
7
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
8
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
9
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
11
|
4
|
3
|
2
|
1
|
12
|
4
|
3
|
2
|
1
|
13
|
4
|
3
|
2
|
1
|
14
|
4
|
3
|
2
|
1
|
15
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
4
|
3
|
2
|
1
|
19
|
4
|
3
|
2
|
1
|
20
|
4
|
3
|
2
|
1
|
21
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22
|
4
|
3
|
2
|
1
|
23
|
4
|
3
|
2
|
1
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|