Диагностика эмпатии
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Эмпатия (греч. empatheia — «сопереживание») — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Эмпатия — феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека к сопереживанию и сочувствию.

Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют проникновения во внутренний мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике.
Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. По сравнению с начальным вариантом изменена шкала ответов, исключены вопросы, не имеющие корреляций с итоговым баллом, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. В опроснике 25 утверждений, испытуемый должен определить степень своего согласия с каждым из них.
Цель. Овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицированного опросника А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Инструкция. Испытуемому выдают ответный лист (см. табл. 40), предлагают прочитать приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как он ведет себя в подобных ситуациях, выразить степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, поставив в соответствующей графе ответного листа галочку.
Тестовый материал.

 

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
  2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  3. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  4. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  5. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  6. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
  7. Я бы сильно волновался, если бы должен был сообщить человеку неприятное для него известие.
  8. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
  9. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
  10. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
  11. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.
  12. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.
  13. Когда я читаю книги (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
  14. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
  15. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.
  16. Мне неприятно, когда люди на просмотре фильма вздыхают и плачут.
  17. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
  18. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
  19. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
  20. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  21. Глупо переживать по поводу того, что происходит в фильме или написано в книге.
  22. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  23. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
  24. Я могу остаться равнодушным к любому волнению вокруг.
  25. Маленькие дети плачут без причины.

 

Таблица 40
Ответный лист

Номер
утверждения

Да (всегда)

Скорее да, чем нет (часто)

Скорее нет, чем да (редко)

Нет (никогда)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом (см. табл. 41). За каждый ответ присваивается 1,2,3 или 4 балла, затем путем суммирования подсчитывается общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов (см. табл. 41). Стандартизация проводилась в группах студентов в возрасте от 16 до 25 лет.

Таблица 41
Таблица пересчета «сырых» баллов в стены


Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стандартный процент

2,28

4,40

9,19

14,98

19,15

19,15

14,98

9,19

4,40

2,28

Мужчины

>45

46—51

52— 56

57— 60

61— 65

66— 69

70—74

5— 77

79–83

>84

Женщины

>57

58— 63

64— 67

68-71

72— 75

66— 79

80— 83

4— 86

87— 90

>91

Таблица 42

Ключ к опроснику А. Меграбяна и Н. Эшптейна

Номер утверждения

Да (всегда)

Скорее да, чем нет (часто)

Скорее нет, чем да (редко)

Нет (никогда)

 

1

4

3

2

1

 

2

1

2

3

4

 

3

4

3

2

1

 

4

1

2

3

4

 

5

4

3

2

1

 

6

4

3

2

1

 

7

4

3

2

1

 

8

4

3

2

1

 

9

4

3

2

1

 

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

4

3

2

1

13

4

3

2

1

14

4

3

2

1

15

1

2

3

4

16

1

2

3

4

17

1

2

3

4

18

4

3

2

1

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

21

1

2

3

4

22

4

3

2

1

23

4

3

2

1

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.