На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Эффективные методы формирования учебной мотивации
Эффективные методы формирования учебной мотивации
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Эффективные методы формирования учебной мотивации
Способы и приемы формирования мотивации учения в подростковом возрасте
Способы и приемы формирования мотивации учения в юношеском возрасте
Все страницы

В образовательной деятельности формирование учебной мотивации является одной из составляющих, обеспечивающих достижение качества образовательных результатов. Знание особенностей мотивационной сферы обучающихся в каждом возрасте поможет учителю выстроить конструктивную деятельность с учетом исходного уровня мотивации доминирующих мотивов. Приведенные в этой части пособия способы и приемы формирования мотивации учения позволят учителю выстроить оптимальную модель образовательной деятельности для обучающихся на каждом возрастном этапе.

§ 3.1. Способы и приемы формирования мотивации учения в дошкольном и младшем школьном возрасте

Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому приучение детей к знаниям должна быть максимально эффективным уже с детского сада. Обычно мотивацию дошкольников рассматривают как психологическую готовность ребенка к школе. И мотивация считается сформированной, когда у ребенка есть побуждение к познанию, которое и обуславливает достижение позитивного результата в будущей учебной деятельности. Ошибочно считать, что только к школьному возрасту включается мотивация к обучению. В период дошкольного детства своя мотивация к новому, только строится она на психофизиологических процессах возраста, и нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на школьное учение.

Стоит вспомнить теорию деятельности А. Н. Леонтьева, в которой сказано, что есть ступени психики и ее развитие происходит вследствие усложнения деятельности. Деятельность представляет форму активности и достижение цели. В каждом возрасте существует своя форма активности, то есть своя ведущая деятельность. Ведущая деятельность в каждом возрасте имеет свою направленность и характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребенка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребенка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности. Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребенка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми.

Ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность и является основной мотивации к исследованию, познанию, изучению. Игровые приемы - как способы совместного развития педагога и детей в сюжетном, предметном игровых замыслах путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно-ролевой игры.

В любом игровом замысле при мотивации детей дошкольного возраста к заданиям стоит учитывать принцип единства аффекта и интеллекта. Еще Л. С. Выготский рассматривал эту проблему как краеугольный камень теории психического развития ребенка. И определил, что развитие детей будет намного эффективней, если участвует такой компонент как эмоциональность. Педагогу, привлекая детей к занятиям, стоит их удивлять, интриговать, устраивать сюрпризные моменты. Данный принцип участвует на протяжении всего обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. Однако стоит помнить, что для детей до семи лет он используется намного чаще, включая больше игры, а для детей возраста начального школьного обучения этот прием используется как элемент на уроках.

Методы и приемы, как способ воздействия и передачи знаний, подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.

Игровые методы и приемы в обучении детей:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- игры-забавы, инсценировки,

- словесные методы и приемы.

Приемы:

- К нам кто-то пришел: внесение игрушек, письма, карты.

- Обыгрывание игрушек, предметов: загадывание загадок, найти предмет по описанию, чтение стихотворения, потешек, сказок, «отгадай, что звучит».

- Создание игровых ситуаций: сейчас мы поедем на поезде, сегодня мы все исследователи.

- Рассматривание картинок.

- Беседа на тему, рассказы детей.

- Инсценировки.

Стоит создавать интригующую обстановку, включать сюрпризность, эмоциональность:

- желание прислушаться, угадай на слух,

- внезапность появления или исчезновения игрушки,

- изменение местонахождения игрушек,

- показ предметов в разных действиях,

- выполнение поручений, просьб,

- наблюдение явлений природы, труда взрослых,

- рассматривание живых объектов,

- использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа,

- показ фильмов,

- многократное повторение слова,

- экспериментирование, исследование,

- конкурс, соревнование, фестиваль, викторина, КВН,

- выставка, мини-музеи,

- экскурсии,

- включать воображение и фантазию,

- детское сочинительство,

- активность действий детей,

- приемы ТРИЗ, Монтессори,

- ребусы, кроссворды, головоломки,

- конструирование, моделирование,

- подвижные игры,

- пальчиковые игры,

- ритмика, аэробика, фитнес,

- театрализованные игры, драматизация, этюды,

Игровая форма обучения несет в себе лозунг «Учимся играя». Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Игра должна стать самоценной деятельностью ребенка, когда ребенок в ней активный участник, она понятна, освоена и пережита им. Происходящие действия понятны и интересны ребенку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придает познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться, радость от решения.

Большое значение в формировании мотивации имеет познавательный интерес, т. к. одной из основных причин негативного отношения к учебе и слабой успеваемости школьников является отсутствие познавательного интереса или его недостаточное развитие.

Как же сформировать у ребенка познавательный интерес?

1. Предоставлять детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не нужно спешить преподносить ему знания в готовом виде.

2. Проявлять самим интерес к занятиям. Наблюдая, дети учатся. Это может показаться неожиданным, но наиболее развиты дети у тех мам, которые углубились в свои занятия и, казалось бы, не уделяли ребенку особого внимания. Эти дети живут в атмосфере ярких познавательных интересов, свойственных их родителям. Это оказывается весомее, чем любые воспитательные меры.

3. Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребенку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения данного задания. Это единственная причина, которая будет способствовать положительному результату. Чаще люди используют следующие причины для объяснения неуспеха в деятельности: недостаток способностей, трудность заданий, отсутствие везения. Эти причины способствуют возникновению у ребенка чувства некомпетентности, беспомощности, досады, невозможности что-либо изменить. Эти причины неудачи говорить нельзя.

4. Проговаривать ребенку для осознания: «Мне очень нравится, что ты интересуешься...»

5. Оценивать объективно возможности и способности ребенка, стараться не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера». Такой подход будет ориентировать ребенка на собственное совершенствование.

Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных условий развития:

- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;

- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;

- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;

- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные в предыдущих параграфах проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для...»).

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие - это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.

На формирование мотивации дошкольника и школьника активно влияют родители. Поэтому, мотивация к школе будет более эффективной, если родители обратят внимание на некоторые моменты.

Здоровье. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое здоровье ребенка. Диспансеризация помогает в период лета укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков.

Осведомленность. Что ребенок знает о себе и своей семье? Фамилия, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефон, имена родителей, их место работы, телефоны.

Самостоятельность. Способен ли заботиться о себе сам? Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены?

Физическая культура. Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье?

Питание. Знания о полезных продуктах, витаминах, культуре питания. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах (сахар, соль, жиры, сдобные продукты). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов? Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов.

Организация порядка. Потребность жить в чистом жилище, принимать посильное участие в уборке квартиры.

Безопасность. Знания о безопасном поведении в различных ситуациях. Представления об оказания первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, зеленкой, бинтом.

Общая осведомленность и понятливость. Специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику. Общая эрудиция: знание окружающего мира - времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила дорожного движения и т. д.

Счет. Математические знания: знать цифры до 10, читать и записывать цифры до 20, умение решать математические задачи в одно действие на сложение и вычитание; знать смежные, числа в пределах 10 (у числа 8 смежные числа 7 и 9), понимать количественный состав в пределах первого десятка (5 - это 1, 1, 1, 1 и 1; 5 - это 4 и 1; 3 и 2; 1 и 4); распознавать простейшие геометрические фигуры как плоскостные, так и объемные; понимать соотношение целого предмета и его части; легко ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клетку»; уметь пользоваться часами без секундной стрелки.

Уровень устной грамотности. Проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове; различать и называть гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, читать по слогам или слитно со скоростью 20 и более слов в минуту; устно пересказывать только что прочитанный текст; обводить и списывать печатные буквы, списывать отдельные слова, написание которых расходится с произношением.

Речь как показатель готовности к школьному обучению. Ясное произношение всех звуков родного языка. Умение ребенка говорить тихо - громко - тихо, быстро - медленно - быстро. Использование в речи всех средств интонационной выразительности; знание ряда стишков, потешек, загадок, считалок, желание их выразительно прочитать;

Уровень культуры речевого общения. Умение вести диалог, логично отвечать на поставленные вопросы, правильно самим задавать вопросы. Умение пересказать своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Нормы коллектива. Овладел ли ваш ребенок системой межличностных отношений? Умеет ли ваш ребенок слышать ваши указания и слушаться в разумных пределах с первого раза. Обучен ли он управлять своим поведением (хочется погулять, а папа попросил посмотреть за младшей сестренкой и т. п.). Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе (основные формы приветствия, прощания, благодарности, извинения; умения поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с приятелями, дружить, помогать, сопереживать). Адаптирован ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия.

Непосредственно мотивация к школе. Каковы мотивы желания идти в школу: потому что купят ранец или надоело быть маленьким и ходить в детский сад, или потому, что в школе узнают много нового.

Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить: ШКОЛА - ЭТО НУЖНО, ШКОЛА - ЭТО ТРУДНО, ШКОЛА - ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Как уже было сказано, успех учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации - системы внутренних и внешних факторов, побуждающих учиться. В качестве таких побудителей могут выступать различные составляющие - потребности обучающегося, вкладываемый им в обучение личностный смысл, пример окружающих, система подкреплений и наказаний и т. д.

Как правило, в первый класс ребенок приходит заинтересованным, любознательным, желающим получать новые впечатления и выполнять задания учителя. Но по мере его дальнейшего обучения в школе, учителя все чаще сталкиваются с негативным отношением учащегося к школе, скукой, апатией, нежеланием посещать школу, обучение становится формальной деятельностью. И. В. Дубровиной выделяются две группы причин школьной неуспеваемости: недостаток познавательной деятельности и ошибки в развитии мотивационной сферы детей. Второе встречается чаще - дело не столько в том, что у учеников отсутствует познавательный интерес как таковой, сколько в том, что он недостаточно полно связан с учебной деятельностью.

Рассмотрим несколько условий поддержки учебной мотивации детей к обучению.

Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детьми

Школа является средой, а класс - это социальная группа, где между учениками существует тесное взаимодействие. Одноклассники имеют общие цели, например учение, желание не быть исключенным, приятное времяпрепровождение, а также саморазвитие.

Влияние ожиданий друг от друга, норм и правил поведения порождает в группе разнообразные процессы, такие как лидерство, манипулирование и конфликты. Эти процессы приводят к различным результатам для группы - создается определенный климат, возникает дружба, оказывается влияние.

Основу школьной жизни составляют межличностные взаимодействия, в процессе которых учителя и учащиеся оценивают друг друга. Всякая выраженная оценка влечет за собой ту или иную реакцию.

Примеры игр на установление и поддержание контакта

Сущностной частью общения является контакт. В силу того, что учитель является руководителем педагогического процесса, в основе педагогического общения лежит установление и поддержание контакта учителем с учеником на уроке. В некоторых случаях инициативу установления и поддержания контакта на уроке берет на себя ученик. Наиболее оптимален такой контакт, когда в нем заинтересованы обе стороны. Это происходит в процессе диалога, сотрудничества на уроке. Можно проводить специальные игры.

Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом - «Мячик». Суть ее в том, что дети встают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя. Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

- назвать имя и фамилию;

- назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);

- сказать свое имя и имена родителей и т. д.

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями могут помочь и другие вопросы при игре в мячик:

- у кого есть брат;

- кому 7 лет;

- кто недавно ходил в кино;

- кто любит рисовать;

- у кого есть дома кошка и т. д.

Детей нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на...» Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т. д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» - им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы - это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т. д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

- ребенок упал в лужу, и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;

- мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;

- девочка порвала книгу у подружки;

- ребенок поставил подножку своему товарищу и т. д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта - любимую пищу, вместо волос - то, о чем любит думать и т. д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т. д.

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т. д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы».

Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т. д. Другой вариант игры - скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

- составить слово;

- составить пример;

- составить рецепт борща и т. д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру...», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности - такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура». Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг». В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность - все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я...». После этого он продолжает: «Мне нравится., потому что он (она).» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что -то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Примеры игр на повышение признания и уважения

По мере роста ребенка его базовая потребность в физических контактах трансформируется и становится потребностью в признании. Улыбка, кивок головой, взгляд заменяют ощущение не которых контактов. Эти формы признания служат для ребенка подтверждением того обстоятельства, что он находится здесь и что он живое существо. У некоторых людей ощущение безопасности в очень сильной степени зависит от потребности в признании. Предлагаем несколько игр.

Игра «Мое имя». Каждый участник рисует на альбомном листе крупными буквами свое имя, раскрашивает. Потом добавляются прилагательные к каждой букве имени, положительно характеризующие ученика. Организовывается выставка рисунков.

Упражнение «Солнышко». Это отличное упражнение, которое позволит ребенку ощутить себя любимым, нужным, успешным. Это упражнение проводится в обстановке доброжелательности. Для выполнения этого упражнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши. Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучами. Солнышко - какое оно? Яркое, желтое, доброе, теплое, радостное. А теперь представь, что солнышко - это ты. У солнышка твое имя. Пусть ребенок подпишет свое имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков. В лучик подписать положительные характеристики.

Игра «Я умею, я могу». Каждый ребенок уникален, имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Данная игра - хороший способ напомнить ребенку о его достижениях. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею...», «Я могу...», «Я хочу научиться...» Каждый участник рассказывает о себе, что он умеет делать: кататься на велосипеде, приготовить чай, сделать бутерброд, помыть посуде, читать, дружить. Инструкция к упражнению может быть такая: что у меня получается лучше всего, чему я могу научить другого. Пять основных действие будет достаточно для рассказа. Если ребенок не знает, что рассказать, ему следует помочь и найти то, что он действительно делает замечательно.

Упражнение «Я - лев». Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что каждый из них превратился во льва. Лев - царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Почувствуйте себя львом, бесстрашным благородным зверем. Открыть глаза и по очереди представиться от имени льва, например: «Я - лев Андрей». Пройти как лев гордой, уверенной походкой.

Упражнение «Ладошки». На листке бумаги каждый ребенок обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листики передаются по кругу, а остальные дети дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листики необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Упражнение «Хвастунишки». Учитель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа. Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте о том, какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается? Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что ему понравилось больше - говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?

Приемы повышения доверия ученика к учителю

1. Ищите в отношениях золотую середину!

Может ли учитель рассчитывать на доверительные отношения с учениками, следуя в работе принципу «все будет так, как я сказал, возражения не принимаются»? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится. Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников.

Найдите определенный баланс - золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог - это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность. Именно таким людям дети доверяют и тянутся к ним.

2. Интересуйтесь своими учениками!

Много ли учителей могут рассказать о своих учениках что- то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы запомните новых учеников, тем лучше будете выглядеть в их глазах.) Многие ли знают, чем живут их ученики, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей ученика - значит уже обладать неоспоримыми преимуществами. Расскажите ученику, что вы знаете о его достижениях.

3. Будьте открыты с учениками!

Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Детям можно сказать о том, что вы, например, сегодня себя неважно чувствуете, или день складывается неудачно. Дети поймут и постараются меньше вас огорчать.

4. Станьте примером и защитником для учеников!

Не уставайте лично демонстрировать своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих учеников, защитить их от обид, несправедливого отношения других учителей.

5. Говорите ученикам правду!

Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на уроке материал может пригодиться в дальнейшей жизни. И учитель начинает старательно доказывать, что без знания этой теоремы или гипотезы в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается. Не лучше ли учителю быть изначально честным со своими воспитанниками?

6. Избегайте шаблонов в работе!

Постарайтесь сделать каждый урок необычным и интересным! Чтобы стать любимым учителем, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как проверка домашнего задания, может стать настоящей изюминкой урока.

7. Хвалите и поддерживайте учеников!

Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставляйте незамеченными их успехи, хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели.

8. Запаситесь терпением!

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения учителя. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

9. Заражайте оптимизмом!

Не скупитесь на искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых. Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте детей своим оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием учеников педагогу поможет и отличное чувство юмора.

10. Сохраняйте доверие!

Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие учеников, заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах! Желаем вам успехов на этом пути!

11. Чаще говорите ученикам:

- Спасибо!

- Крут!

- Блестящ!

- Великолепен!

- Вот это да!

- Класс!

- Ого, я поражен!

- Ты превзошел мои ожидания, просто невероятно!

- Супер!

- Очень удачно!

- Здорово!

- Как ты это сделал? Непременно расскажи мне - я в восторге от твоей работы, содержание - просто фантастика!

12. Создавайте детям ситуации успеха!

Помимо трудностей в учебной деятельности, ребенку необходимо испытывать и чувство успеха от выполненной работы, что он справился и все получилось. Такие задания посильные для выполнения учитель может дать ученику в течение урока. Легкость решения формирует чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.

13. Опирайтесь на игру!

Дети еще любят играть. Включайте интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делайте игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.

14. Опирайтесь на наглядность!

Используйте интерес учеников к наглядности. Всегда интереснее изучать, если есть картинки, схемы, модели, фильмы.

15. Интересуйтесь мнением учеников!

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.

Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что из любой ситуации существует выход. А ребенку порой нелегко найти верное решение стоящей перед ним проблемы, поскольку у него нет житейского опыта и умения противостоять невзгодам. Ответственность в помощи найти выход лежит именно на родителях, поскольку они самые близкие и родные ребенку люди, лежит огромная ответственность - научить его правильно поступать в самых разных ситуациях.

Что могут сделать родители при формировании положительной мотивации к школе:

- Чаще хвалить детей. Ошибаются те родители, кто думает, будто похвалой можно испортить ребенка. Напротив, похвала является для него своеобразным свидетельством того, что его любят и ценят.

- Развивать у ребенка чувство самостоятельности. Позволяйте ему выбирать для себя книги, маршруты прогулок, на которые вы отправляетесь вместе, фильмы, которые вы смотрите в свободное время.

Приучая ребенка к самостоятельности, в мягкой форме требуйте, чтобы он без напоминаний садился за приготовление уроков, собирал вечером свой школьный рюкзак. Со временем он привыкает, что к нему относятся с уважением, не подавляют чрезмерной опекой. Поэтому он начнет сам, без указаний выполнять то, что ему необходимо сделать. К тому же ребенок, к которому взрослые относятся, как к равному, более комфортно чувствует себя среди сверстников.

- Обязательно формировать у своего ребенка уверенность в том, что у него все получится. Чаще обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают все или практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного или шокирующего в том, что определенные трудности встречаются и у него.

Итак, во многом именно от родителей и учителей зависит, как ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь. Можно воспитать ребенка сильным, не боящимся трудностей, но для этого нужно быть по- настоящему внимательным к детям, относиться к ним с уважением.

Вопросы для самоконтроля к § 3.1

1. Какие виды деятельности являются ведущими у дошкольников и школьников?

2. Какие методы и приемы формирования положительной мотивации к познанию у дошкольников?

. Дайте характеристику позитивной мотивации детей дошкольного возраста к школе.

4. Какие рекомендации можно дать родителям при подготовке ребенка к школе?

5. Назовите способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детьми.

6. Какие игры можно провести на установление и поддержание контакта между детьми?

7. Какие упражнения возможно провести на повышение признание и уважение детей?

8. Какие приемы повышения доверия ученика к учителю возможно использовать?

9. Охарактеризуйте позицию родителей в формировании положительной мотивации ребенка к школе.

10. Какие основные правила в общении с детьми вы бы выделили?

Задания для самостоятельного выполнения к § 3.2

1. Запишите все приемы, способствующие мотивации учения. Дайте название и характеристику.

Прием мотивации

Описание

 

 

 

 

2. Проанализируйте свою педагогическую деятельность и опишите свои приемы, мотивирующие детей к обучению и посещению школы.

3. Какие рекомендации вы предложите родителям при формировании положительной мотивации к обучению?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.