Валентина Долгова, Елена Мельник, Елена Капитанец, Валерия Шаяхметова
Аннотация
Тревожность состояния у развивающегося человека в процессе модернизации системы образования является острой проблемой педагогики и психологии. Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение уровня тревожности состояния у развивающейся личности в процессе модернизации системы образования на примере старших подростков, в частности, учащихся десятого класса государственной средней школы в отдаленном поселке городского типа. Исследование проводилось в три этапа, включая настольный анализ, проведение эксперимента (методика оценки самооценки Дембо- Рубинштейна, модифицированная А.М. Прихожаном, и методика инвентаризации тревожности состояния Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным) и анализ данных (корреляционный анализ Спирмена). Методы наблюдения и психодиагностики показали, что большинство студентов (68%) имеют средний уровень тревожности. Корреляционный анализ Спирмена был применен для выявления корреляции между самооценкой и тревожностью состояния у подростков на основе результатов оценки самооценки, полученных с помощью методики Дембо-Рубинштейна, модифицированной Прихожаном, и результатов оценки тревожности состояния, полученных с помощью методики Спилбергера, адаптированной Ханиным. Корреляционный анализ Спирмена доказал прямую корреляцию между самооценкой и тревожностью состояния у студентов. Результаты показали, что подавляющее большинство студентов имеют адекватную самооценку и приемлемый уровень тревожности состояния. Таким образом, наше исследование доказывает, что процесс модернизации системы образования в государственных средних школах в поселках городского типа Свердловской области психологически безопасен.
Ключевые слова: тревожность, состояния, самооценка, старшие подростки, поведение личности
Введение
В процессе модернизации системы образования учащиеся должны адаптироваться к новым условиям обучения (Шипунова, Березовская, Евсеев, Евсеева и Мурейко, 2018). Из-за того, что им значительно сложно оказывать систематическую и профессиональную психологическую и учебную поддержку, некоторые учащиеся школ и университетов не могут адаптироваться к новой среде, тем самым испытывая повышенную тревожность (Liu & Li, 2019; Lucibello, Parker, & Heisz, 2019; Barnard & Chapman, 2018). Высокая тревожность у развивающегося человека может быть вызвана плохой эмоциональной адаптацией к различным социальным ситуациям, что приводит к дефициту уверенности в себе (Долгова, Мамылина, Голиева, Капитанец и Кондратьева, 2019; Уотсон, Демарри и Коэн, 2018; Пирес, Безерра, Туфик и Андерсен, 2016). Многие исследователи посвятили свои работы этой проблеме на разных этапах развития психологии и педагогики. Они охватывали широкий спектр тем, включая агрессивное поведение, вандализм и насилие в современном обществе (Кронауэр, 2015; Пиринг и Пономарева, 2015; Розен и Андервуд, 2010); кризис доверия, который также приводит к тому, что доверие является одной из высших ценностей в обществе (Сидоров, 2017); ревность, враждебность, тщеславие, гордыня и амбиции в современном обществе (Арынбаева, Массирова, Каимова, Сураншиева и Сейдахметов, 2015; Халлер, Редер, Scerif, Kadosh, & Lau, 2016); общение, межличностные отношения и любовь (Viyayanand, 2019); помогающее поведение, личностные характеристики, которые способствуют или препятствуют такому поведению (альтруизм, эгоизм, другие) и помогающие профессии; анализ структуры эмоциональной сферы и ее компонентов, таких как эмоции, эмоциональный фон, черты личности, связанные с эмоциями, чувства и эмоциональные типы (Жакупова, Долгова, Кондратьева, Капитанец и Нуртдинова, 2018; Лахович-Табачек и Байкар, 2017); различные типы страхов и фобий (Ильин, 2015; Литинская, 2017; Гилл, Уотсон, Уильямс и Чан, 2018; Томпсон, Каминска, Маршалл и Залк, 2019); индивидуальные характеристики, такие как темпераменты и типы личности; свойства нервной системы; индивидуальные различия в поведенческих моделях; эффективность деятельности, основанная на индивидуальных характеристиках человека; корреляции между индивидуальными характеристиками и предрасположенностью к различным заболеваниям (Долгова, Рокицкая и Саламатов 2018); типичные закономерности, установление собственной мотивационной сферы в развитии и различных типах поведения и деятельности, а также отсутствие мотивации при патологии (Панадеро, Ионссон и Ботелла, 2017; Хосейн и Харле, 2018); психология творчества, воображения и гениальности (Галкина, 2017); физиологические, психологические и социальные различия у людей разного пола и пола (Мухина, 2015). Мы использовали эти и другие работы в качестве теоретической основы для нашего исследования. Тревога как личностная черта и как условие, по-видимому, сосуществуют, поскольку тревога черты проявляется через возникновение тревоги состояния. Таким образом, тревожность можно считать системным явлением. Личность наиболее интенсивно развивается в подростковом возрасте. Этот этап описывается как переходный период развития, который связан с радикальными изменениями во многих уже установленных первичных анатомических, психологических и физических характеристиках человека, а также с развитием основ сознательного поведения и установлением моральных ценностей и личных убеждений. Более того, внутренние конфликты, которые указывают на ошибки в самооценке и самовосприятии, играют центральную роль в продолжении процесса и его дальнейшем продвижении. С каждым новым шагом тревога человека увеличивается, поглощая те элементы "я", которые имеют наибольшее значение на каждом конкретном этапе развития. Постановка проблемы Личность наиболее интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте тревога возникает и закрепляется как черта личности из-за потребности человека восприниматься адекватно и надлежащим образом. Тревога, как правило, оказывает неблагоприятное влияние на индивидуальное развитие. В частности, она негативно влияет на общение, поведение, различные сферы деятельности, а также на психическое и физическое здоровье. Многие исследователи посвятили свои работы этому вопросу, но определение уровня тревожности в процессе модернизации системы образования на примере старших подростков в отдаленных деревнях проводится недостаточно.
Вопросы исследования
В исследовании мы изучили, может ли модернизация системы образования в государственной общеобразовательной школе в отдаленном поселке городского типа привести к повышению ситуативной тревожности. Мы также попытались определить, насколько адекватна самооценка десятиклассников и существует ли корреляция между их состоянием тревожности и самооценкой.
Цель исследования
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально определить уровень ситуативной тревожности у развивающейся личности в процессе модернизации системы образования на примере подростков старшего возраста, в частности учащихся десятых классов государственной общеобразовательной школы отдаленного поселка городского типа.
Методы исследования
Исследование состояния тревожности в процессе модернизации системы образования проведено на примере подростков старшего возраста, в частности десятиклассников государственной общеобразовательной школы в отдаленном поселке городского типа с населением 3000 человек. В исследовании приняли участие 19 учащихся 10-х классов, оно проводилось в три этапа. 1. Анализ состояния. Он включал в себя выбор темы исследования, уточнение объекта и предмета, выдвижение гипотезы, анализ литературы по психологии и педагогике, выбор испытуемых для эксперимента, выбор методов и приемов исследования, разработку исследовательского проекта и программы. 2. Проведение эксперимента. Этот этап предусматривал реализацию исследовательской программы, наблюдение за испытуемыми до и после ее реализации, а также применение двух методик, в частности, методики оценки самооценки Дембо- Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, и методика State-Trait Anxiety Inventory Спилбергера, адаптировал Ю.Л. Ханин. 3. Анализ данных. Этот этап включал анализ и интерпретацию полученных данных, подведение итогов и выработку рекомендаций. Такой подход позволил использовать для решения намеченных задач следующие методы (Забродин, Пахальян, 2015): констатирующий и обучающий эксперименты, наблюдение и тестирование, а также некоторые методы математического и статистического анализа, в частности корреляцию Спирмена.
Результаты
Выводы основаны на результатах наблюдения за испытуемыми, по методике Дембо-Рубинштейна, модифицированной Прихожан, и на методике Спилбергера, адаптированной Ханиным. Методика Дембо-Рубинштейна показала, что 11% студентов имеют очень высокий уровень самооценки. Эти студенты считают себя лучше и важнее других людей. Они стремятся быть лучшими во всех сферах деятельности, что приводит к более высокой тревожности. Когда они терпят неудачу, они считают, что это связано с действиями других людей или из-за неблагоприятных обстоятельств, которые они не могут изменить. Они отказываются признавать свои ошибки, недостаток знаний, навыков или способностей и неадекватное поведение. Эти утверждения подтверждаются другими исследованиями (Ратанова, 2015; Харламенкова, 2017). Такое же количество студентов (11%) показали высокий уровень самооценки. Эти студенты идеализируют свой имидж и личность и переоценивают степень своей ценности для других. Им довольно сложно установить хорошие отношения с другими людьми, что является основной причиной более высокой тревожности в этой группе. Большинство студентов (67%) продемонстрировали среднюю или адекватную самооценку. Эти студенты проявляют гибкость, лидерство и адаптивность к новым условиям. Они могут правильно оценивать свои возможности и навыки и критически относиться к себе. Они могут признавать свои неудачи и достижения и ставить достижимые и реалистичные цели. Следовательно, они реже испытывают тревогу состояния.
|
Рисунок 1: Результаты, основанные на методике оценки самооценки Дембо-Рубинштейна, модифицированной Прихожаном. Низкий уровень самооценки также был обнаружен у 11% студентов. Эти студенты недооценивают себя. Они склонны к высокой тревожности состояния, что, в свою очередь, свидетельствует об их неуспешном и плохом развитии личности. Таким образом, методика оценки самооценки Дембо-Рубинштейна, модифицированная Прихожан, показала, что большинство подростков имеют среднюю самооценку. Рисунок 2. Показаны результаты, полученные с помощью методики инвентаризации тревожности по государственным признакам Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным.
Рисунок 2 показывает, что почти каждый шестой ученик (16%) проявлял высокую тревожность. Это означает, что эти студенты склонны испытывать состояние тревожности при оценке их компетенций и знаний.
Столько же студентов (16%) показали низкую тревожность. Им рекомендуется быть внимательнее к своей мотивации. Однако следует отметить, что иногда, когда результаты теста указывают на очень низкую тревожность у испытуемого, это можно объяснить тем, что испытуемый подавляет высокую тревожность, чтобы хорошо представить себя, но так как выборка довольно мала, это позволяет провести индивидуальный подход к каждому ученику. (Kuhn, Mertens, & Lonsdorf, 2016; Meissel, & Salthouse, 2016).
Вывод
Исследование тревожности состояния у старших подростков проводилось в три этапа, включая настольный анализ, проведение эксперимента и анализ данных. Целью исследования было теоретическое изучение и экспериментальное определение корреляции между самооценкой и состоянием тревожности у старших подростков. В исследовании мы провели анализ и выявили некоторые уровни тревожности состояния у старших подростков. Более того, мы определили корреляции между самооценкой и состоянием тревожности. Результаты показывают, что подавляющее большинство учащихся имеют адекватную самооценку и приемлемый уровень тревожности состояния. Это доказывает, что процесс модернизации системы образования в государственной средней школе в отдаленном поселке городского типа Свердловской области с населением 3000 человек психологически безопасен.
Благодарность
Исследование проводится в рамках проекта "Научнометодические основы психологии и технологии управления инновационными образовательными процессами в меняющемся мире", курируемого Южно-Уральским исследовательским центром Российской академии образования при Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Авторы хотели бы выразить благодарность аспирантке кафедры психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Е.А. Грасмик за проведение констатирующего эксперимента под их руководством.
Источник: Подростковый оптимизм / В.И. Долгова, А.А. Нуртдинова, М.А. Соломатина. — М.: ПЕРО, 2022. — 211 с. — 500 экз. ISBN 978-5-00204-771-0 |