Обучающиеся как субъекты педагогического процесса в условиях непрерывного образования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 3 Полученные знания по разделу.
|
Законы развития |
Особенности развития |
1 Цикличность |
Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно, возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом |
2 Неравномерность развития |
Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы в новую становится основным путем развития психических функций |
3 «Метаморфозы» |
Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и от того, что будет потом |
4 Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка |
То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты |
Л. С. Выготский [7] выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно- потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский [7] определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [40]. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского [7] каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности - появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста - потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.
В исследованиях Л. И. Бажович [2], Л. С. Выготского [7], А. Н. Леонтьева [40], В. С. Мухина [70], И. П. Подласого [21] и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
• возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни - выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
• происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
• интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в ДОУ объем двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность - до 40-55 движении в минуту;
• движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
• обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;
• увеличивается работоспособность детей;
• совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;
• большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
• расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;
• наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;
• ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство - речь.
Символическая функция - качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста - знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):
• ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;
• ребенок - реалист, для него реально все, что существует;
• ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;
• способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;
• наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;
• ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии выражения радости, печали и т. п.);
• способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу»;
• ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка;
• возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.
Ребенок становится более самостоятельным, инициативным.
Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт [13].
Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие им знаний основ безопасности. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявление агрессии.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психологопедагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т. е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.
Особенности детей старшего дошкольного возраста:
- возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно-ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей, формируется «внутренняя позиция», желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность делает возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;
- самосознание ребенка сочетается с самопознанием собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;
- преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование.
Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов - способствовать возникновению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим стоит проблема готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется.
Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы).
Психологи В. С. Мухина и Л. А. Венгер [70], считают, что к особенностям шестилетних детей можно отнести следующие варианты позиционной направленности (их отношение к задаче и взрослому):
• игровая позиция (ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия, и свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого);
• учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения);
• исполнительская позиция (внимание к формальным особенностям образцов, их точному копированию);
• коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от задачи, попытка увести взрослого на другие темы).
Задача педагогов - формировать у детей 6 лет предучебный тип позиции, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым - учебная.
Позиция педагога предполагает организацию специфических видов детской деятельности с позиций сотрудничества и партнерства. Большое значение имеет личность воспитателя, стремящегося к развитию своего педагогического творчества, имеющего ярко выраженную гуманистическую направленность на ребенка.
К концу дошкольного периода у ребенка усиливается осознание себя, формируется реальная предпосылка участия в учебной деятельности: ребенок овладел речью, научился делать простые обобщения, выстраивать отношения с другими детьми.
Переход в школьный возраст связан с изменениями его деятельности. Ведущим становится учение, появляются новые обязанности, другими становятся отношения с окружающими.
В анатомическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них замедляется рост по сравнению с дошкольным возрастом, увеличивается вес; окостеневает скелет, интенсивно развивается мышечный корсет, развивается мелкая моторика. Весь организм находится в состоянии роста.
В этом возрасте совершенствуется нервная система, развиваются психика, функции полушарий головного мозга. Сам мозг достигает веса взрослого. Однако по-прежнему преобладает процесс возбуждения над торможением. Более тонкими становятся ощущения органов чувств.
В таблице 8.2 представлены познавательные функции младших школьников.
Таблица 8.2 - Развитие познавательных функций у младших школьников
Функция |
Деятельность |
1 Познавательная |
Преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность учебно-воспитательной деятельности |
2 Восприятие |
Отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Первая ступень школы завершается тем, что восприятие ребенка усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер |
3 Внимание |
Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания в начальной школе подчинен развитию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успехи в учебной деятельности |
4 Мышление |
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача начальной школы - поднять мышление ребенка на качественно новую ступень, развить интеллект до уровня понимания причинноследственных связей. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается интенсивнее всего, и здесь особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебновоспитательного процесса, изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей |
5 Речь |
Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения заметно проявляется в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но главное - в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли |
6 Память |
Возможности памяти очень велики: мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Для сравнения: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, младший школьник - 6-8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда |
Роль начального образования в социализации личности огромна. Формирование личности младшего школьника идет во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, в процессе учебной и внеурочной деятельности. У школьника формируются навыки коллективного поведения, развиваются нравственные чувства.
Мотивационная сфера отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, действия часто не обдуманы, самооценка неустойчивая, чаще заниженная. Формируя самооценку, необходимо учить ребенка признавать ошибки. Внешнее поведение ребенка отражается на его внутреннем мире. Включение детей в посильный производительный труд, самообслуживание, особенно в сочетании с игрой, имеет важное значение в формировании социальных качеств личности. Любая деятельность должна приносить ребенку удовольствие, поэтому должна быть успешна. Это залог активной творческой деятельности. Безграничное доверие ко взрослому и
подражание усиливает ценность начальной школы в формировании школьника и возлагает особую ответственность на учителя. Если в начальных классах ребенок не почувствует радость познания, не получит навыков организации своей учебной деятельности и уверенности в своих возможностях, в дальнейшем сделать это будет очень сложно.
И. С. Кон [16] отмечает, что данный этап развития и становления личности решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я - концепции», самооценки.
В младшем школьном возрасте проявляется интерес к внутреннему миру другого человека, развивается эмпатия, основа гуманного отношения к окружающим.
Л. И. Божович [2] отметила, что у детей с адекватной или завышенной самооценкой активнее проявляется потребность в общении с одноклассниками.
Воспитание основ морали начинается в детском саду, но развернутая система требований с постоянным контролем соблюдения предъявляется к детям уже в начальной школе и оказывает влияние не только на самооценку, но и самосознание.
Младший школьный возраст психологи называют вершиной детства, так как дети еще сохраняют черты детских качеств - наивности, импульсивности, легкомыслия, но при этом приобретают логику мышления, рефлексию, умение оценить результаты, располагают резервами развития.
Таким образом, младший школьный возраст имеет ряд особых признаков: возрастные особенности, специальные психофизические и психические действия, которые обслуживают учебные действия и создают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания личности.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |