• Сущность объяснительно-иллюстративного обучения. • Деятельность учителя и ученика в традиционном обучении.
Основные понятия: обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, цель обучения.
1. Сущность объяснительно-иллюстративного обучения
Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учащимися, направленное на достижение поставленной задачи. Объяснительно-иллюстративное обучение - это обучение, построенное на использовании объяснения с помощью слова в сочетании с наглядностью. Такое обучение называют традиционным, чтобы подчеркнуть его длительное существование в различных модификациях.
Отличительные признаки традиционной технологии являются: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются, в основном для домашней работы.
Цель обучения - то, к чему стремится обучение. Цель объяснительно-иллюстративного обучения - приобретение знаний, их воспроизведение и применение в аналогичных ситуациях. Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
Каковы достоинства объяснительно-иллюстративного обучения? 1. Систематическая, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала. 2. Прочное усвоение и воспроизведение знаний. 3. Быстрое формирование практических умений и навыков. 4. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Каковы недостатки объяснительно-иллюстративного обучения? 1. Ориентировано на приобретение готовых знаний, а не на развитие мышления. 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности. 3. Не достаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации, превалирует усредненный подход. 4. Предполагает установление субъект-объектных отношений между учителем и учеником.
Принципы объяснительно-иллюстративного обучения: - научность; - природосообразность; - последовательность и систематичность; - доступность; - прочность; - сознательность и активность; - наглядность; - связь теории с практикой; - учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Деятельность учителя и ученика в традиционном обучении
Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Определяет цель и задачи обучения.
- Знакомит обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).
- Управляет процессом осознания и приобретения знаний.
- Управляет процессом обобщения знаний.
- Управляет процессом закрепления учебным материалом.
- Организует применение знаний на практике, проверяет и оценивает степень усвоения знаний.
|
- Принимают цель и задачи обучения.
- Воспринимают информацию.
- Осмысливают, полученную информацию.
- Обобщают усвоенный материал.
- Закрепляют изученное путем повторения.
- Применяют полученные знания на практике.
|
Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. 194 с. |