На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Технологии объяснительно-иллюстративного обучения
Технологии объяснительно-иллюстративного обучения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

• Сущность объяснительно-иллюстративного обучения.
• Деятельность учителя и ученика в традиционном обучении.


Основные понятия: обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, цель обучения.


1. Сущность объяснительно-иллюстративного обучения


Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учащимися, направленное на достижение поставленной задачи.
Объяснительно-иллюстративное обучение - это обучение, построенное на использовании объяснения с помощью слова в сочетании с наглядностью.
Такое обучение называют традиционным, чтобы подчеркнуть его длительное существование в различных модификациях.


Отличительные признаки традиционной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном для домашней работы.


Цель обучения - то, к чему стремится обучение.
Цель объяснительно-иллюстративного обучения - приобретение знаний, их воспроизведение и применение в аналогичных ситуациях.
Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.


Каковы достоинства объяснительно-иллюстративного обучения?
1. Систематическая, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.
2. Прочное усвоение и воспроизведение знаний.
3. Быстрое формирование практических умений и навыков.
4. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.


Каковы недостатки объяснительно-иллюстративного обучения?
1. Ориентировано на приобретение готовых знаний, а не на развитие мышления.
2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности.
3. Не достаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации, превалирует усредненный подход.
4. Предполагает установление субъект-объектных отношений между учителем и учеником.


Принципы объяснительно-иллюстративного обучения:
- научность;
- природосообразность;
- последовательность и систематичность;
- доступность;
- прочность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- связь теории с практикой;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Деятельность учителя и ученика в традиционном обучении


Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».


ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

  1. Определяет цель и задачи обучения.
  2. Знакомит обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).
  3. Управляет процессом осознания и приобретения знаний.
  4. Управляет процессом обобщения знаний.
  5. Управляет процессом закрепления учебным материалом.
  6. Организует применение знаний на практике, проверяет и оценивает степень усвоения знаний.
  1. Принимают цель и задачи обучения.
  2. Воспринимают информацию.
  3. Осмысливают, полученную информацию.
  4. Обобщают усвоенный материал.
  5. Закрепляют изученное путем повторения.
  6. Применяют полученные знания на практике.

Источник: Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. 194 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.