На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий
Проблема адаптации к школе и психологическое здоровье учащихся
Все страницы

Материалы областной научно-практической конференции
4-5 ноября 2008 года

г.Витебск

Роль учреждений образования
в решении проблем здоровьесбережения

Л.Ю.Слепцова

Одной из отличительных черт современного периода развития национальной системы образования является все более активное использование в образовательной практике технологий, видов деятельности, нацеленных на сохранение здоровья как школьников, так и самих педагогов.

Учреждения образования сегодня – это единственная структура, которая проводит массовые корригирующие мероприятия, выполняя функцию частичного воздействия на учащихся и влияя на те группы факторов, которые детерминируют процесс формирования отношения к здоровью как к ценности [2; 54]:
1) индивидуальные (пол, возраст, наследственность, темперамент, мотивация и т.д.);
2)  внешние (окружающая среда, архетип, семья, материальные условия, особенности социальной микро- и макросреды и т.д.);
3) осознание образа жизни как деятельности (здоровый образ жизни, физическая подготовка, спорт, самовоспитание и т.д.).
Рассматривая здоровьесберегающие технологии как основу эффективного образовательного процесса, а здоровый образ жизни (ЗОЖ) в качестве одного из ведущих направлений в воспитательной работе с учащимися, мы уделяем много внимания данной проблеме и в региональной системе повышения квалификации педагогических кадров, и в практике работы педагогических коллективов учреждений образования области.
В этой связи в учебные планы базовых курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, учителей-предметников, руководителей начальных и базовых школ, целевых курсов – педагогов-организаторов, заместителей директоров школ по воспитательной работе введены либо обязательные занятия, либо модули: «Здоровый образ жизни и его место в образовательном пространстве «Человек и мир»», «Экономико-правовые и валеологические аспекты образования»; «Проблемы духовно-нравственного здоровья в современном образовании», «Ценность здоровья и здоровый образ жизни в обучении и воспитании младших школьников».
Мы склонны разделить мнение ученых Белгоуниверситета о том, что «под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение им социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций» [3; 46].
На современном этапе развития общества значение здорового образа жизни так велико, что достижения каждой страны в данной области оцениваются не просто локально, но и мировым сообществом. Так «Индекс развития человеческого потенциала», традиционно публикуемый ООН (дословно «Доклад о развитии человека»), также включает фактор ЗОЖ. Индекс оценивает средние достижения стран по трем основным критериям: долголетие на основе ЗОЖ, доступ к знаниям и достойный уровень жизни. Рейтингом охвачены 175 стран-членов ООН, а также – Гонконг и Палестинская автономия. В соответствии с докладом  2007/2008 года в десятку обладателей наиболее высокого уровня «рейтинга развития человечества» вошли Исландия, Норвегия, Австралия, Канада, Ирландия, Швеция, Швейцария, Япония, Нидерланды, Франция [2; 53].
Республика Беларусь занимает 64-ю позицию и относится к числу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. С данным тезисом институт связывает продолжение работы по проблемам здоровьесбережения в ходе повышения квалификации кадров в межкурсовой период.
Задача «безвредности» образования [2; 56]  в современных условиях усложняется проблемами со здоровьем уже у детей-дошкольников, которое не ухудшается на этапе обучения в начальной школе, по данным НИИ санитарии и гигиены Министерства образования Республики Беларусь, лишь у 10% учащихся. В этой связи активная пропаганда использования в практике работы учреждений образования здоровьесберегающих технологий – одно из ведущих направлений деятельности областного института.
В банке данных нашего учреждения образования «Передовой педагогический опыт» раздел, посвященный пропаганде здорового образа жизни, результативному использованию здоровьесберегающих технологий в практике работы педагогов области, занимает более 30%.
Достаточно активно и результативно данные направления педагогической практики пропагандируются в последние три года и на страницах информационно-методического вестника института «Собеседник. Сотрудник», на областных и республиканских выставках методической литературы по обозначенной проблеме. В подтверждение сказанного – диплом I степени, которым в 2008 году награждена Витебская область по итогам республиканской выставки «Нравственно-правовое и семейное воспитание, профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи», один из разделов которой был непосредственно посвящен вопросам здорового образа жизни и эффективного использования здоровьесберегающих технологий.
Проблемы психологии здоровья, культуры здорового поведения, здорового образа жизни приобретают новое звучание в свете Национальной программы по демографической безопасности Республики Беларусь и выступления Президента нашей страны с посланием белорусскому народу и Национальному собранию в апреле текущего года.
В современной педагогической системе здоровьесберегающее образование возможно при высокой организации валеологического обеспечения обучающей среды, однако в отсутствии интеграции медицинского и педагогического подходов видятся основные противоречия и трудности комплексного разрешения проблемы здоровьесбережения как учащихся, так и населения в целом.
В этой связи в современных условиях серьезно возрастает роль учреждений образования системы повышения квалификации педагогических кадров, способных объединять в учебном процессе усилия работников здравоохранения и педагогов для решения задач здоровьесберегающего образования.

 

Литература

  1. Бузунов, В.П. Принципы здоровьесберегающего образования / В.П.Бузунов. – М., 1992. – С.252.
  2. Гончарёнок, И. Здоровьесбережение в системе методического обеспечения образовательного процесса / И.Гончарёнок, А.Рафикова // Веснік адукацыі. – Мн.: НМУ «НИО» МО РБ, 2008. - № 1. – С.52-57.
  3. Гончарёнок, И. Ценится дешево, но стоит дорого / И.Гончарёнок, А.Рафикова // Беларуская думка. – Мн.: УП «БЕЛТА», 2008. - № 7. – С.46-51.
  4. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л.Г.Татарникова. – СПб.: Крисмас, 2002. – 35 с.
  5. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы / Л.Г.Федоренко. – СПб.: Каро, 2003. – 83 с.
  6. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков / О.Г.Хухлаева. – М.: Сентябрь, 2003. – 143 с.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.