Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, приобретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов. Близок к профилактическим программам, используемым в образовательных учреждениях экономических развитых стран, и комплексный подход к укреплению и охране здоровья учащихся в Беларуси. Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:
- научно-методическое обеспечение;
- законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
- создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
- формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
- эффективное медицинское обеспечение в школе.
Можно выделить различные стратегии работы школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
- стратегия вынужденных мер;
- стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы (реализуется в форме медицинской и психолого-педагогической модели).
Обе модели не являются антагонистическими по отношению друг к другу и в идеальном варианте дополняют друг друга. Но под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, а иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Принцип непрерывности и преемственности.
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
- Принцип формирования ответственности.
- Принцип отсроченного результата.
- Принцип контроля результатов.
Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:
- проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
- проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
- проблему питания школьников;
- проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
- проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
- проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии:
- медико-гигиенические (МГТ);
- физкультурно-оздоровительные (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);
- обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия технологии разделяются на 4 группы.
- Защитно-профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий).
- Компенсаторно-нейтрализующие технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным).
- Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).
- Информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья).
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающий педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии. ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Программа "Здоровье и дети"
(УО "Россонская ГОСШ им. П.М.Машерова")
Цели: объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников. Задачи: - формировать основы здорового образа жизни у школьников; - прививать ребенку навыки заботы о своём здоровье; - приучать детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды; - усиливать работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка; - активизировать психолого-социальную помощь детям; - развивать физическую культуру, спорт, туризм.
1. Организационно-массовая работа 1. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (школьные медработники — 2 раза в год). 2. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеурочной работы, методов обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы – постоянно). 3. Включать в структуру учебных и воспитательных занятий оздоровительные элементы (учителя школы – постоянно). 4.Предусмотреть открытие факультативов, кружков по программе обучения учащихся основам здоровой и счастливой жизни. "Природа и человек", "Фитотерапия и фитодиета против радиации", "Здоровье" и др. (директор школы и завучи – постоянно). 5. Проводить углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами (директор школы, медработники ТМО —1 раз в год). 6. Разработать индивидуальные рекомендации для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития (психолог — сентябрь, октябрь, ежегодно). 7. Анализировать состояние здоровья детей и подростков на заседании педсовета школы (медработники школы — январь, ежегодно). 8. Обеспечить выполнение учебных программ по проведению специальных занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ (директор, завучи школы - постоянно). 9. Регулярно проводить Дни (Недели) здоровья (директор школы, классные руководители – апрель). 2. Методическая работа 1. Учителям школы, классным руководителям использовать основные направления воспитательной работы (январь – февраль). 2. Периодически обсуждать с учителями школы работу по реализации программы (администрация школы). 3. Обеспечить соблюдение гигиенических требований к составлению расписания учебных занятий (администрация – постоянно). 4. Выполнять гигиенические требования к организации обучения и воспитания детей (администрация – постоянно). 5.Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ (ТМО, администрация – постоянно). 6.Оказывать организационную, методическую помощь детским организациям, органам ученического самоуправления, общественным организациям в формировании у молодёжи ЗОЖ (администрация, классные руководители – ежегодно).
3. Пропаганда здорового образа жизни Мероприятия по профилактике СПИДа, венерических заболеваний 1. Обеспечить тематической информацией педагогический и ученический коллективы по вопросам профилактики СПИДа и венерических заболеваний (ТМО, администрация, учителя биологии — постоянно). 2. Предусмотреть проведение мероприятий, акций, приуроченных к ежегодному Всемирному Дню профилактики СПИДа (1 декабря). 3. Классным руководителям наметить в планах различные формы нравственно-полового воспитания учащихся (администрация, классные руководители — постоянно). 4. Использовать культурно-просветительские мероприятия для работы по профилактике СПИДа, венерические заболеваний, по повышению общей культуры учащихся, формированию ЗОЖ (зам. директора школы по воспитательной работе — постоянно). 5. Определить содержание и формы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ, подготовке к семейной жизни (зам. директора школы, классные руководители — постоянно). Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения 1. Проводить инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей (школьные медработники — ежегодно). 2. Широко внедрять методы массовой профилактики нарушения зрения, во время занятий проводить комплекс упражнений для глаз (администрация, учителя — постоянно). 3. Проводить систематическую работу по выполнению санитарно-гигиенических правил, направленных на укрепление и охрану здоровья детей и охрану зрения (администрация). Профилактика курения, алкоголизма, наркомании 1. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения (администрация, медработники — постоянно). 2. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи (администрация, классные руководители — постоянно). 3. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением —31 мая (администрация, ТМО – ежегодно). 4.Предусматривать мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков (администрация, классные руководители — ежегодно). 5. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании (библиотекари школы — постоянно).
4. Здоровье и окружающая среда 1. Принимать участие в международных экологических акциях (администрация — постоянно). 2. Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека" (администрация, классные руководители — постоянно). 3. Проводить операции: "Ель", "Первоцвет", "Забота" (администрация, учителя биологии — декабрь, апрель — июнь). 4. Обеспечить проведение конкурса плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой" (классные руководители, учителя биологии). 5. Практиковать конкурсы, викторины с использованием Книг рекордов "Где, когда, почему?" (классные руководители, учителя биологии —1 раз в год). 6. Организовывать выставки конструкций, поделок, изготовленных из бросовых и подручных материалов (классные руководители, воспитатели — 1 раз в год). 7. Проводить классные часы, беседы на темы: "Птицы — наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Редкие растения Республики Беларусь и их охрана", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы" (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно). 8. Обеспечить формирование представления о запасах энергетических и сырьевых ресурсов, глобальных проблемах человечества, воспитании бережного отношения к природным богатствам, окружающей среде, материальным ресурсам, об охране памятников природы (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно). 9. Вовлекать детей в практическую деятельность по охране окружающей среды (зам. директора, классные руководители — ежегодно). 10. Знакомить учащихся с основными правилами поведения в природе, формировать у них готовность и умение заботиться о зеленых насаждениях, ухаживать за птицами, животными (классные руководители, биологи — ежегодно). 11. Вести работу по изучению флоры и фауны района (администрация, учителя биологии — постоянно). 12. Формировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния среды (учителя биологии — постоянно). 13. Практиковать работу кружков по следующим направлениям: "Лекарственные растения", "Охрана растительного и животного мира", "Зеленые насаждения и окружающая среда" (администрация — ежегодно). 14. Организовать многодневные походы, походы выходного дня на лоно природы (администрация, классные руководители — ежегодно).
5. Укрепление здоровья детей 1. Определить количество детей, которые имеют право на бесплатное оздоровление и санитарно-курортное лечение (администрация, медработники школы — постоянно). 2. Проводить оздоровление детей в школьных лагерях, санаториях области, республики (администрация — ежегодно). 3. Усилить работу по наблюдению за здоровьем, питанием, воспитанием детей в социально неблагополучных семьях, привлекать к ней ИДН (администрация, медработники школы, социальный педагог — постоянно).
6. Санитарно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия по охране здоровья детей 1. Рассаживать учащихся с учетом состояния здоровья и роста (медработники школы, классные руководители — постоянно). 2. Контролировать соблюдение режима проветривания в учебном классе и кабинете (администрация — постоянно).
7. Организация питания 1. Вести работу по удешевлению школьного питания за счет продукции, выращенной на учебно-опытных участках, в таблицах и т.д. (администрация, учителя с/х труда). 2. Для обеспечения рационального и сбалансированного питания школьников разрабатывать недельные, перспективные меню для различных возрастных групп в соответствии с рекомендациями (организация питания в учебных заведениях) (работники школьной столовой — постоянно). 3. Организовать диетпитание для нуждающихся учащихся (директор – постоянно). 4. Систематически осуществлять контроль качества блюд (администрация, медработники — постоянно). 5.Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека", практиковать выращивание на опытных участках школ лекарственных растений, а также их сбор в лесах; использовать фитонирование в школьном питании как противорационное средство (администрация — постоянно).
8. Работа с родителями 1. Организовывать встречи родителей и работников ГАИ по профилактике ДТП с участием детей (зам. директора, социальный педагог —1 раз в год). 2. Включить в план работы с родителями изучение и реализацию законов: "Об охране и использовании животного мира", "Об охране атмосферного воздуха" и др. (администрация, классные руководители — ежегодно). 3. Обеспечить изучение с родителями на лекториях следующих тем: "Основные принципы ЗОЖ и методика их формирования", "О пагубном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека", "Профилактика заразных, кожно-венерических заболеваний и СПИДа", "Актуальные вопросы сохранения сексуального здоровья детей" и др. (администрация, ТМО — ежегодно). 4. Постоянно доводить до сведения родителей результаты медицинского осмотра школьников узкими специалистами, содействовать выполнению рекомендаций врачей (медработники школы, классные руководители — ежегодно).
9. Физкультурно-оздоровительная работа Работа с кадрами 1. Анализировать состояние физического воспитания учащихся на педсовете (администрация —2 раза в год). 2. С целью повышения квалификации физкультурных кадров организовать конкурс педагогического мастерства учителей физкультуры (администрация — постоянно). 3. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (администрация — ежегодно). 4. Организация профориентационной работы среди учащихся по специальности "Физическая культура" (администрация, учителя физкультуры — постоянно). 5. Проводить работу по подготовке физического актива (учителя физкультуры — постоянно). 6. Организовать поиск и подготовку одаренных в спортивном отношении детей для передачи их в высшее звено спортивной подготовки (учителя физкультуры — постоянно). Учебная работа 1. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеклассной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы — постоянно). 2. Включать в структуру учебной и воспитательной работы элементы оздоровительной направленности (учителя школы — постоянно). 3. Организовать углубленное медицинское обследование детей и подростков (администрация, медработники школы, ТМО – 2 раза в год). 4. Обеспечить выполнение программ по физической культуре детьми СМГ (администрация, учителя физкультуры — постоянно). 5. Проводить пропагандистскую работу среди учителей и подростков о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и о перспективе занятий физической культурой и спортом (учителя физкультуры, биологии — постоянно). Спортивно-массовая работа 1. Организовать смотр-конкурс уровня физической подготовленности учащихся (учителя физкультуры, администрация — май, ежегодно). 2. Проводить конкурс на высший зачетный балл среди выпускников 4, 9, 11 классов (учителя физкультуры, администрация – май, ежегодно). 3. Обеспечить качественное проведение уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий физкультурной и спортом (администрация — постоянно). 4. Организовать проведение дней и Недель здоровья, соревнований по ОФП (администрация, учителя физкультуры — постоянно). 5.Проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия во время каникул "Каникулы – пора спортивная" (администрация, учителя физкультуры – май, ежегодно). 6.Обеспечить систему стимулирования занятий физкультурой‚ спортом (администрация – постоянно).
|
Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с. |