Комплексно-целевая программа "Здоровье – здоровый образ жизни" (УО "Государственная общеобразовательная средняя школа №12 г.Новополоцка")
Автор-составитель: Киселева Е.А., методист УО "НГОСШ №12"
|
Направление деятельности
|
Целевая установка (задачи)
|
Содержание основной деятельности (перечень основных форм работы по направлениям)
|
Учащиеся
|
Учителя
|
Родители, социум
|
Физкультурно-оздоровительное
|
Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам
|
- Занятия (уроки по физическому воспитанию)
- Физкультурные паузы на уроках (с учётом возрастных, физиологических, психологических особенностей учащихся)
- Проведение Дней здоровья
- Работа спецгруппы по физическому воспитанию
- Работа школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, легкая атлетика)
- Деятельность турклуба
- Создание оздоровительного лагеря при
школе
- Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации)
- Деление классов в параллелях по уровням физического развития
- Привлечение учащихся к занятиям в городских спортивных секциях, клубах
- Внедрение типоспецифической методики проведения занятий по физическому воспитанию (работа в группах учащихся одного типа конституции) – "Народное образование № 9–10, 98, стр.188
- Гимнастика до начала учебных занятий, подвижные игры на переменах для младших школьников
- Участие в спортивных соревнованиях (городских, областных)
|
- Оказание помощи классным руководителям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы
- Дни здоровья
- Организация спортивных секций для учителей (шейпинг), групп здоровья
- Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления.
- Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики.
- Создание условий для посещения тренажёрных залов, саун, профилакториев
|
- Проведение Дней здоровья
- Привлечение родителей к участию в турпоходе.
- Организация спортивных секций для родителей и детей (секции выходного дня)
- Проведение спортивных игр среди детей, родителей, учителей
- Консультации по итогам диагностик физического развития детей
- Семинары по обмену опытом формирования ЗОЖ и физической активности в семье.
- Разработка индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье (физические упражнения)
|
Реабили-тационно-профилактическое
|
Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников
|
- Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям
- Выделение классов здоровья и "нездоровья" (по наблюдениям врача). Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года
- Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности
- Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) - вплоть до диетического питания по рекомендации врача
- Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции
- Психологический тренинг для учащихся
- Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся
- Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем
- Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели)
- Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся
- Разработка мед службой индивидуальных
|
- Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики
- Создание кабинета психологической разгрузки в школе.
- Организация работы по вопросам психотерапии учителей, регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.
- Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах
- Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)
6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация груди здоровья для учителей. Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма
- Ежегодный профосмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями города
|
- Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой с целью решения медико-психологических проблем развития детей
- Проведение медицинской службой консультаций для родителей по итогам медицинских осмотров и наблюдения за здоровьем детей
- Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.
- Привлечение родите к участию в создании интерьера школы, классов, облагораживанию пришкольной территории
|
Реабилитационно профилактическое
|
Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников
|
- Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям.
- Выделение классов здоровья и "нездоровья" (по наблюдениям врача). Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года
- Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности
- Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) – вплоть до диетического питания по рекомендации врача
- Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, само регуляции
- Психологический тренинг для учащихся
- Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся
- Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем
- Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели
- Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся
- Разработка мед службой индивидуальных схем оздоровления учащихся
- Создание банка данных детей с отклонениями в здоровье
- Дальнейшая работа по созданию психологического центра
|
- Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики
- Создание кабинета психологической разгрузки в школе.
- Организация работы по вопросам психотерапии учителей регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.
- Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах
- Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников).
- Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация групп здоровья для учителей. |
- Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма.
- Ежегодный проф. осмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями города
|
- Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой с целью решения медико-психологических проблем развития детей.
- Проведение медицинской консультации для родителей по итогам медицинских осмотров и наблюдений за здоровьем детей.
- Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.
- Привлечение родителей к участию в создании интерьера школы классов, облагораживанию территории
|
Культурно-просветительное и общевалеологическое
|
Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов
|
- Включение в содержание образования школьной валеологии, интегрирующей
возрастную анатомию, физиологию и психологию, школьную и коммунальную гигиену за счёт введения спецкурсов.
- Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.
- Школьные валеологические семинары, конференции, выпуск школьной газеты "Здоровье - залог оптимизма".
- Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.
- Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.
- Внедрение валеологических знаний в учебные дисциплины.
- Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ
|
- Валеологическое образование педагогов и школьного персонала. Внедрение валеологических технологий в учебно-воспита-тельный процесс.
- Разработка системы критериев и введение валеологического анализа урока.
- Оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.
- Проведение практикумов, лекториев для учителей по вопросам школьной валеологии, информирование учителей об адапционных изменениях психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации школьников в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д.
|
- Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение для выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)
- Вооружение родителей основами психологопедагогических, медицинских знаний (конференции, семинары, психологические тренинга, мед. консультации для родителей.
- Индивидуальная работа с асоциальными семьями
|
Экологическое
|
Формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе
|
- Включение в учебный план школы экологических спецкурсов
- Деятельность экологического клуба.
- Создание экологической библиотечки школы, работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.
- Выпуск экологических газет или постоянно действующая экологическая рубрика в школьной газете.
- Активизация внеурочной деятельности (проведение экологических игр, конкурсов, викторин).
- Проведение в школе ежегодной экологической конференции.
- Природоохранная деятельность учащихся на территории школы и микрорайона (рейды экономии, экологические десанты,
сбор тревожной информации).
- Привлечение учащихся к облагораживанию пришкольной территории (создание школьного парка, Альпийской горки, реконструкция клумб и т.д.).
- Экологизация учебно-воспитательного процесса на основе внедрения проектной
технологии природоохранительной направленности
- Экскурсии в заповедники, научные учреждения, на производства по тематике рационального природопользования и охраны природы.
|
- Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.
- Проведение ежегодных семинаров - практикумов по пропаганде экологических знаний для учителей.
- Организация временных творческих групп учителей по экологическому воспитанию.
- Проведение конкурсов методических разработок по организации природоохранительного просвещения
|
- Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города
- Привлечение родителей к планировке и облагораживанию пришкольной территории.
- Работа по пропаганде логических знаний среди жителей микрорайона (выпуск рекламных щитов, плакатов, экологические десанты в домах микрорайона, индивидуальные беседы и лекции для родителей силами творческих групп учителей и членов экологического клуба)
- Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями
|
Мероприятия, проводимые на протяжении всего учебного года
- Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).
- Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).
- Работа по профилактике травматизма.
- Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.
- Работа специальных групп по физическому воспитанию.
- Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.
- Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.
- Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.
- Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.
- Работа факультативов по здоровому образу жизни
- Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.
- Работа лектория для родителей. Темы лекций: "Режим дня школьника", "Питание и здоровье", "Профилактика простудных заболеваний", "Профилактика острых кишечных заболеваний", "Закаливание детей", "Культура питания", "Профилактика детского травматизма", "Профилактика вредных привычек", "Влияние конфликтов в семье на здоровье детей", "Организация досуга детей в семье" и пр.
- Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.
- Разработка межпредметного проекта "Планировка пришкольной территории", "Повестка 21 для школы".
- Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.
- Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.
- Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).
- Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания (см. Приложения).
- Периодический выпуск газеты "Здоровый образ жизни".
- Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).
Использование инновационных технологий Проведение классных часов рекомендуется по методу социального взаимодействия, который основан на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.
Основные принципы данного метода
- Ведущая роль в воспитании отводится внешней среде, социуму (сверстники, педагоги, родители).
- Учёт естественной потребности каждого человека в самовыражении, самосовершенствовании.
- Сознательное поведение ребёнка определяется мыслью - целью (если ребёнку привить мудрые мысли – цели, то он будет ими руководствоваться в своём поведении).
- Учёт логики мыслительной деятельности (сначала необходимо вызвать эмоциональное переживание, затем дать возможность ребёнку заговорить с самим собой, далее слово трансформируется в мысль).
Используя комплексный подход, систематичность и поэтапность, разнообразия форм и методов, учитывая возрастные особенности учащихся, школа может и должна активно влиять на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.
Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с. |