Программа профилактики табакокурения среди учащихся УО "ГОСШ №12 г. Новополоцка"
Употребление наркотических веществ, в том числе и табакокурение, – серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого-педагогические исследования показали следующие тенденции:
- снижение возраста подростков, употребляющих наркотические средства, в том числе и табачную продукцию;
- увеличение доступности табачных изделий;
- формирование на основе употребления наркотических средств особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпрепровождение в состоянии с употреблением алкоголя, курением.
Обострение проблемы табакокурения среди детей и подростков стало побудительной причиной активизации научно-методической и практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей.
Цели работы по профилактике табакокурения
- Позитивное развитие личности учащихся.
- Изменение ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, формирование антинаркотических установок.
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля с доминировнием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от табакокурения.
- Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей ЗОЖ и отказ от "пробы" и регулярного табакокурения.
Комплексный подход в решении задач психопрофилактики предусматривает кооперирование усилий различных субъектов социального взаимодействия. В первую очередь взаимодействие происходит на уровне ближайшего социума учащихся. Это — психологи, педагоги, родители, сверстники. Для повышения эффективности профилактики к работе привлекаются внешкольные структуры: психонаркологический диспансер, центр санитарного просвещения, подростковая поликлиника, ДЮСШ, ЦБР и другие. 5 — 8 классы
- вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, - развитие гигиенических навыков, - воспитание санитарной культуры; работа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании.
9—11 классы
- физическая и психологическая подготовленность учащихся к взрослой жизни; осознание принципов ЗОЖ и воплощение их в повседневной деятельности.
Успешная реализация программы "Здоровье – здоровый образ жизни" предполагает формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков:
- учащиеся должны знать определение понятия "здоровья", понимать, что они смогут распоряжаться своей судьбой, только сделав выбор в пользу здорового образа жизни;
- знать принципы ЗОЖ;
- владеть простейшими методами зрительной и физической гимнастики, методами оздоровительного закаливания;
- понимать и знать последствия пагубного воздействия курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм, уметь формировать и принимать альтернативные решения в отношении наркотиков, алкоголя и табакокурения, предвидеть последствия своих решений;
- знать об опасностях, связанных сВИЧ, венерическими заболеваниями, об их симптомах, путях передачи, методах лечения;
- знать основы теории рационального питания, понимать необходимость соблюдения режима питания;
- владеть основами санитарно-гигиенических навыков, навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;
- понимать значимость окружающей среды в формировании физического и психического здоровья человека, осознавать неразрывную связь человека и его природного окружения;
- уметь принимать решения и сказать "нет" в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников или взрослых;
- владеть простейшими методами психической саморегуляции, противострессовой помощи.
Этапы профилактической работы "Жизнь без курения"
Этапы
|
Возраст
|
Задачи
|
1. "Будем здоровы и будем дружить!"
|
1-3 классы
|
Эмоциональное развитие младших школьников Знакомство со здоровым образом жизни
|
2. "Я и мои друзья"
|
5-6 классы
|
Формирование базовых навыков Формирование умения сказать "нет" Формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения
|
3. "Я и моё будущее"
|
7-8 классы
|
Развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе. Развитие умения принимать решения и брать на себя ответственность. Формирование представлений и знаний о вреде табакокурения
|
4. "Я и мой мир"
|
9-10 классы
|
Развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии Развитие самосознания и положительного отношения к себе Формирование и закрепление знаний о вреде табакокурения как одной из разновидностей наркозависимости
|
На каждом из этапов целесообразно использовать различные формы работы:
- диагностика информированности подростков по вопросам табакокурения; уроки и факультативные занятия по психологии;
- коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съёмка видеороликов, конкурсы и т.д.);
- классные часы по методу социального взаимодействия;
- клубная работа;
- родительские собрания;
- семинары классных руководителей;
- приглашение специалистов для бесед и лекций;
- наглядная агитация (стенды, плакаты);
- индивидуальное консультирование детей, родителей, педагогов;
- работа библиотеки.
Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с. |