Программа профилактики табакокурения
Профилактическая работа психолога в школе - Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты

Программа профилактики табакокурения среди учащихся
УО "ГОСШ №12 г. Новополоцка"

Употребление наркотических веществ, в том числе и табакокурение, – серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого-педагогические исследования показали следующие тенденции:

  • снижение возраста подростков, употребляющих наркотические средства, в том числе и табачную продукцию;
  • увеличение доступности табачных изделий;
  • формирование  на основе употребления наркотических средств особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпрепровождение в состоянии с употреблением алкоголя, курением.

Обострение проблемы табакокурения среди детей и подростков стало побудительной причиной активизации научно-методической и практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей.


Цели работы по профилактике табакокурения

  • Позитивное развитие личности учащихся.
  • Изменение ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, формирование антинаркотических установок.
  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля с доминировнием ценностей здорового образа жизни, действенной установки  на отказ от табакокурения.
  • Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей ЗОЖ и отказ от "пробы" и регулярного табакокурения.

Комплексный подход в решении задач психопрофилактики предусматривает кооперирование усилий различных субъектов социального взаимодействия. В первую очередь взаимодействие происходит на уровне ближайшего социума учащихся. Это — психологи, педагоги, родители, сверстники. Для повышения эффективности профилактики к работе привлекаются внешкольные структуры: психонаркологический диспансер, центр санитарного просвещения, подростковая поликлиника, ДЮСШ, ЦБР и другие.
5 — 8 классы

  • вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, - развитие гигиенических навыков, - воспитание санитарной культуры; работа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании.

9—11 классы

  • физическая и психологическая подготовленность учащихся к взрослой жизни; осознание принципов ЗОЖ и воплощение их в повседневной деятельности.

Успешная реализация программы "Здоровье – здоровый образ жизни" предполагает формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков:

  • учащиеся должны знать определение понятия "здоровья", понимать, что они смогут распоряжаться своей судьбой, только сделав выбор в пользу здорового образа жизни;
  • знать принципы ЗОЖ;
  • владеть простейшими методами зрительной и физической гимнастики, методами оздоровительного закаливания;
  • понимать и знать последствия пагубного воздействия курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм, уметь формировать и принимать альтернативные решения в отношении наркотиков, алкоголя и табакокурения, предвидеть последствия своих решений;
  • знать об опасностях, связанных сВИЧ, венерическими заболеваниями, об их симптомах, путях передачи, методах лечения;
  • знать основы теории рационального питания, понимать необходимость соблюдения режима питания;
  • владеть основами санитарно-гигиенических навыков, навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;
  • понимать значимость окружающей среды в формировании физического и психического здоровья человека, осознавать неразрывную связь человека и его природного окружения;
  • уметь принимать решения и сказать "нет" в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников или взрослых;
  • владеть простейшими методами психической саморегуляции, противострессовой помощи.

Этапы профилактической работы "Жизнь без курения"

Этапы

Возраст

Задачи

1. "Будем здоровы и будем дружить!"

1-3
классы

Эмоциональное развитие младших школьников
Знакомство со здоровым образом жизни

2. "Я и мои друзья"

5-6
классы

Формирование базовых навыков
Формирование умения сказать "нет"
Формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения

3. "Я и моё будущее"

7-8
классы

Развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе.
Развитие умения принимать решения и брать на себя ответственность.
Формирование представлений и знаний о вреде табакокурения

4. "Я и мой мир"

9-10 классы

Развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии
Развитие самосознания и положительного отношения к себе
Формирование и закрепление знаний о вреде табакокурения как одной из разновидностей наркозависимости

На каждом из этапов целесообразно использовать различные формы работы:

  • диагностика информированности подростков по вопросам табакокурения; уроки и факультативные занятия по психологии;
  • коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съёмка видеороликов, конкурсы и т.д.);
  • классные часы по методу социального взаимодействия;
  • клубная работа;
  • родительские собрания;
  • семинары классных руководителей;
  • приглашение специалистов для бесед и лекций;
  • наглядная агитация (стенды, плакаты);
  • индивидуальное консультирование детей, родителей, педагогов;
  • работа библиотеки.

Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.