На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов
Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Антиникотиновые занятия

Занятие 1. Мотивация курения

Цель: ознакомить студентов с мотивами курения.
Основные понятия: мотивация, самоутверждение, стадии приобщения к курению, никотиновая зависимость, синдром отмены.
Исследовательские задания:
1. Опросите 5 курящих знакомых, как они приобщились к этой привычке, пытались ли они бросить курить, какие трудности они при этом испытывали.
2. Предложите 5 однокурсникам продолжить фразу: "Люди курят потому, что…". Проанализируйте их ответы.

Приобщение к курению, как правило, возникает в подростковом возрасте, когда хочется экспериментировать, когда возникают потребность в самоутверждении, стремление отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым и, наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества. Курение очень часто сочетается с приемом алкогольных напитков, наркотических веществ, поэтому порой очень трудно определить истинную мотивацию (причину курения).
В процессе приобщения к курению просматриваются четыре важные стадии: узнавание, проба (экспериментирование), привыкание, продолжение (зависимость). Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком, он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому.

Как правило, эксперимент начинается в группе и происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым усиливает желание.

Стремление к независимости от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение. Развивается привычка, вызванная привыканием организма к действию никотина, переходящая в никотиновую зависимость.
При отказе от курения возникает синдром отмены. Данный синдром характеризуется тем, что нарушается способность концентрировать внимание, снижается познавательная способность, меняется настроение. Тяжесть проявления синдрома может быть различной, вплоть до того, что человек уже не может отказаться от вредной привычки без консультаций специалиста.
В отличие от наркоманов и алкоголиков курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальными последствиями курения являются:
q рождение ослабленного потомства;
q нарушение взаимоотношений между людьми;
q увеличение риска возникновения заболеваний внутренних органов;
q преждевременная смерть.
Эти последствия наносят большой экономический ущерб обществу. Общество несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.
Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40–60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет. Не менее удручающая статистика существует и для нашей страны.

По расчетным данным ежегодно в Республике Беларусь лишаются жизни вследствие этой привычки 15 500 человек, в том числе 15 000 мужчин и 500 женщин. Для сравнения можно указать, что в результате дорожно-транспортных происшествий в Беларуси погибает ежегодно около 2000 человек, т.е. в 8 раз меньше. Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов для всех возрастов составляет 18 лет, а для возрастной группы 35–69 лет — 21 год.

Вот что сказал бывший крупный работник табачной промышленности В. Кроуфорд в совместном с президентом США Б.Клинтоном радиообращении: "На протяжении нескольких лет я оборонял табачную промышленность от всех, кто стремился ограничить курение. Мне довелось обманывать многих людей, но получилось так, что я обманул и себя тоже. Я начал курить в 13 лет и всю жизнь очень много курил. Сегодня в моем горле и легких, там, где был табачный дым, найдены раковые метастазы, и я знаю, что они скоро убьют меня. Я уже опоздал, но вы еще нет. Думайте. Не давайте никому вас обмануть. Не курите".

Вопросы по теме занятия:
1. Назовите четыре стадии приобщения к курению.
2. Что означает синдром отмены?
3. Назовите основные социальные последствия курения.
4. Почему молодые люди начинают курить?
Информ-дайджест
Почему молодые люди начинают курить?
По данным американского психолога Ф.Райса, табак — первый из наиболее распространенных среди подростков 12–17 лет наркотиков. Одна третья часть учащихся средней школы в возрасте 12–17 лет хотя бы раз пробовали курить сигареты. Столько же 18–25-летних — постоянные курильщики. Более половины всех курящих молодых людей свою первую сигарету выкурили в возрасте до 12 лет. В среднем число курящих юношей примерно равно числу курящих девушек. В некоторых учебных заведениях курящих девушек даже больше. В настоящее время произошло уменьшение процента курящих среди подростков в возрасте 12–17 лет.
Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Если так, почему же они начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки? Чаще всего можно услышать такие ответы:
q потому что все мои друзья курят;
q чтобы выглядеть более взрослым;
q из любопытства;
q потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно;
q потому что мне нравится курить;
q потому что все думали, что я не курю.
В принципе эти причины вполне можно объяснить с точки зрения психологии. Молодым людям с раннего детства "промывает мозги" гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью.

Рекламная индустрия
использовала все мыслимые
и немыслимые трюки для приобщения человечества к курению. Основной упор всегда делался на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть привлекательным.

Страстные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах — все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду.
Молодые люди также подражают своим курящим родителям и другим взрослым. Очень мала надежда отучить подростков от сигарет, если курят их отцы и старшие братья. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрение ровесников.
Некоторые молодые люди начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками.

Результаты одного исследования
показали, что даже в тех случаях, когда родители не курили, большое влияние на приобщение молодых людей к этой вредной привычке
оказывали курящие друзья.

Это очень часто проявляется в ранней юности и особенно характерно для мальчиков, которые начинают курить под воздействием механизма взаимного подражания. Подростки, которые первыми приобретают "взрослые" манеры, вызывают всеобщее восхищение, а тех, кто не курит, считают "цыплятами".

Перенимание привычки к курению происходит в результате стремления подражать сверстникам, а также
родителям и эффектным красавцам
на рекламных щитах и экранах
телевизоров.

Исследования показали, что влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, они бросают это пагубное занятие не так часто, как мальчики.
Раннее приобщение к курению связано с потребностью некоторых подростков приобрести больше уверенности в себе и завоевать более высокий статус в глазах ровесников. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, незадействованность во внеклассной работе или удовлетворяя иные эгоистические интересы. Девочки делают это, чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость. Дети из семей малообеспеченных родителей начинают курить раньше, чем дети из семей среднеобеспеченных, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.

Занятие 2. Я умею говорить "нет"

Цель: дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
Основные понятия: выбор, правила отказа, правила поддержки.
Исследовательские задания:
1. Привести отрывки из литературных произведений и кинофильмов, иллюстрирующих сопротивление давлению социальной среды и отстаивание собственной позиции.
2. Попробуйте проверить правила поддержки на своих близких, родственниках, сверстниках.
3. Подготовьте и проведите ролевую игру.
Ролевая игра 1.
Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: "Главное для тебя сейчас — успокоиться".
Вы должны не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа ("отстранение" вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты).
Особое внимание нужно обращать на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.
Однако если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.
Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин ("не хочу" предпочтительнее, чем "не хочу, потому что мне не разрешают родители") и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится все меньше. Кроме того, объясняя свое поведение, человек обычно рассчитывает на действие разумных доводов, но само употребление психоактивных веществ неразумно, и поэтому вряд ли стоит ожидать, что доводы подействуют.
В сложных ситуациях важны навыки оказания товарищеской поддержки. Именно сложные, конфликтные ситуации обычно являются поводом для употребления наркотиков, алкоголя и табака.
Развитие навыков активной поддержки имеет две основные цели:
1. Научиться правильно помогать друг другу, демонстрировать реальные возможности, вселять уверенность в собственные силы: "Я хочу это сделать, я могу это сделать".
2. Поскольку каждый может оказаться в роли пострадавшего, надо быть убежденным в том, что, обратившись к товарищу за помощью, ее действительно можно получить.
Ролевая игра 2.
В работе над проблемной ситуацией участвуют два добровольца, которые разыгрывают соответствующую сценку. Один из них выполняет роль "пострадавшего", другой — роль "поддерживающего". "Пострадавший" готовит свою роль заранее; он имеет возможность обдумать ее дома1. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за развитием беседы и делают записи. После окончания сыгранной сценки они рассказывают о том, что им удалось увидеть и понять, комментируют увиденное, говорят, где бы они поступили иначе, чем поступил "поддерживающий", предлагают свои варианты. В ходе обсуждения участники формулируют правила для "поддерживающего".
"Пострадавший" и "поддерживающий" получают следующее задание:
К вам пришел товарищ. Вы видите, что он обеспокоен и подавлен. Он поссорился с сестрой и родителями. Вы хотите ему помочь, но не знаете, как это сделать. Что следует предпринять?
Успокоить. Создайте спокойную обстановку. Найдите место, где нет случайных, лишних людей. Лучше, если вы будете вдвоем. Спросите, не мешает ли ему музыка, не слишком ли резок свет. Сокращайте расстояние между вами. Делайте это постепенно, по мере того как развивается беседа. Сядьте ближе. Говорите тише и тише. Постарайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне, чтобы вам не пришлось смотреть на него ни сверху вниз, ни снизу вверх. Постарайтесь принять такую же позу, какую принял он, станьте его "зеркалом". Примите также его манеру говорить. Возьмите его за руки или время от времени касайтесь его рукой. Не преувеличивайте значения случившегося.
Не стоит говорить: "Да что ты говоришь!", "Это ужасно!", "Что же теперь будет?", "Что же ты теперь будешь делать?", "Об этом надо всем рассказать".
Лучше сказать: "Не торопись", "В этом надо разобраться", "Расскажи все по порядку", "С чего все началось?"
Получите как можно больше информации о его проблемах. Не старайтесь сразу получить важную информацию. Если человек напряжен, не готов к откровенному разговору, начинайте с наводящих вопросов. Поощряйте любой ответ, независимо от того, нравится он вам или нет. Не критикуйте и не осуждайте: сейчас для этого не время. Понимающе кивните, скажите: "Да, понимаю", улыбнитесь, возьмите товарища за руку.
Вы можете рассказать какую-нибудь историю, которая, как вам кажется, похожа на историю вашего друга. Это может быть история, которая произошла с одним из ваших знакомых или которую вы знаете из чьих-либо рассказов, но лучше, если это будет история, которая произошла с вами. Этим вы покажете, что можно не скрывать подобные ситуации от других. Очень важно показать, что из любой ситуации есть разумный выход. Не пытайтесь домыслить, о чем думает ваш товарищ. Пусть он сам сформулирует свою проблему. Пока он этого не сделает, он не сможет ее оценить и найти решение. И помните: чтобы получить откровенный ответ, надо задать откровенный вопрос.
Не стоит говорить: "Ну, давай, рассказывай, что там у тебя случилось", "В чем проблема?".
Лучше сказать: "Расскажи мне, что произошло", "Просто скажи, я ошибаюсь или нет, но мне кажется, что…".
Ищите решение вместе. Обратите внимание товарища на то, что ничего не случается "вдруг". У каждой ситуации есть начало, на которое часто можно просто не обратить внимания. Каждая ситуация также развивается. Это тоже часто проходит незамеченным. Человек, не замечающий начала и развития ситуации, может окончательно испортить дело. Однако если ему удастся вспомнить, с чего все началось и как продолжалось, то он сможет увидеть свои ошибки и понять, что следует предпринять. Возможно, кое-что еще не поздно исправить. Если что-то исправить нельзя, нужно понять, к каким последствиям это может привести, и постараться их избежать.
Не стоит говорить: "Ни с того ни с сего ничего не бывает".
Лучше сказать: "Постарайся вспомнить, с чего началось", "Что могло к этому привести?".
Пригласите его куда-нибудь — в поход, в гости, предложите выполнить совместно нужную работу. Чаще всего лучшее решение проблемы приходит, когда человек полностью успокоился и прошло определенное время. Если человек решил действовать, то это тоже лучше делать чуть погодя. Пока человек погружен в грустные мысли о своей беде, он не сможет найти хорошего решения. А лучший способ отвлечься и прекратить "обдумывать" одно и то же — занять себя чем-нибудь интересным или важным.
Не стоит говорить: "Не думай об этом, постарайся уснуть", "Посиди и подумай сам".
Лучше сказать: "Мне нужна твоя помощь, сделай это, пожалуйста", "Давай прямо сейчас сходим (в кино, к другу, на дискотеку), а потом подумаем об этом еще раз".
Чего не следует предпринимать?
Пытаться навязать свое решение проблемы. Ваш товарищ должен лучше знать, что на самом деле произошло, к чему это может привести, что можно исправить, а чего исправить нельзя. Решение, которое вы предлагаете, ему не поможет. Искать выход он должен только сам. Ваше дело — поддержать его, показать, что он не останется со своей бедой один на один. Вы можете, например, рассказать, как из подобных ситуаций находили удачные выходы вы или ваши друзья. Он сам должен выбрать, что ему больше подходит, или найти совершенно новое решение. Вы также должны обнадежить его. Ваша задача — убедить товарища в том, что, пока мы живы, ситуация никогда не бывает безнадежной. Из любой ситуации всегда имеется выход, только не всегда он очевиден: его следует искать.
Не стоит говорить: "Сделай так", "Вот что тебе на самом деле нужно", "Делай, как я говорю".
Лучше сказать: "А можно ли поступить так?", "Подумай, может быть, это будет лучше", "Я в таких случаях поступаю так".
Проявлять отрицательное отношение к товарищу. Ваш товарищ уже попал в скверное положение, и ваши замечания только ухудшат его состояние. Если вы кого-то осуждаете, то тем самым вы лишаете себя возможности понять его. А если вы не понимаете человека, вы не можете ему помочь.
Не стоит говорить: "Ты вечно находишь себе проблемы", "Ты в этом сам виноват", "Так тебе и надо, ты это заслужил", "Теперь будешь умнее".
Лучше сказать: "Это случилось не потому, что ты плохой, просто ты что-то не так сделал", "Каждый человек имеет право на ошибку", "Мы постараемся извлечь из этого урок, и он пойдет нам на пользу".
Приуменьшать значимость проблемы. Человек, который ищет у вас поддержки, уверен в том, что его проблема очень серьезна, и вы не сможете разубедить его в этом, даже если на самом деле речь идет о пустяках. Даже если вы точно знаете, что проблема не стоит выеденного яйца, и показываете, что вы не придаете ей значения, вы никогда не поймете состояния вашего товарища, а в данный момент оно важнее, чем сама проблема. Кроме того, приуменьшая значимость проблемы, вы показываете неуважение к чувствам другого человека и лишаете себя его доверия.
Не стоит говорить: "С кем не бывает", "Все пройдет", "Подумай о чем-нибудь другом", "Нашел о чем беспокоиться", "Я не вижу здесь проблемы".
Лучше сказать: "Со многими моими друзьями случаются подобные вещи, это действительно неприятно", "Здесь есть над чем подумать", "Здесь нельзя действовать сгоряча".
Если ваши усилия не дали результата, на который вы рассчитывали, назначьте следующую встречу. Вы можете также обсудить эту проблему со своими родителями или другими взрослыми, которым вы доверяете, заручившись их заверением в том, что сказанное останется между вами.
После того как правила сформулированы, сценка импровизируется заново другими участниками, выразившими желание это сделать.
В заключение самостоятельно сформулируйте правила, которым нужно следовать для того, чтобы избежать вовлечения в нежелательные действия, например такие:
q  отвечай за себя сам;
q  знай, чего ты хочешь и чего не хочешь делать;
q  анализируй ситуацию;
q  помогай другим;

  • знай, к кому обратиться за помощью в трудную минуту.

Занятие 3. Я умею говорить "нет" (продолжение)

Цель: научить студентов отстаивать свою точку зрения.
Основные понятия: самоутверждение, правила формулировки отказа другому.
Исследовательские задания:
1. Проиграйте следующую ситуацию:
Виктор и Сергей — хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. В последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем после школы и попросить его поскорее вернуть деньги.
2. Придумайте аналогичные ситуации, где нужно обосновать свой отказ и сказать решительное "нет".
3. Составьте правила убеждения другого. Примените их в соответствии с данной ситуацией.
При выполнении заданий следует соблюдать следующие условия:
q Группа разбивается на пары (он и она).
q Вы и ваш партнер должны выбрать одну из спорных ситуаций.
q Используя правила убеждения в своей правоте, напишите высказывания, в которых вы отстаиваете свою точку зрения в данной конкретной ситуации. Один из партнеров читает запись другому.
q Можете вносить изменения, если вы считаете, что это необходимо. Ваш партнер должен прочитать написанное вами высказывание еще раз.

Вы уже знаете, как опасны наркотики, алкоголь и табак. Здоровый образ жизни никак не сочетается с их употреблением. Однако жизнь есть жизнь, и вы можете оказаться в ситуации, когда вам придется сделать собственный выбор. Здесь-то и начинаются проблемы.
Если человек выбирает потребление наркотиков, алкоголя и табака, то те,
кто предложил ему это, будут довольны. Отношения наладятся, новичок прослывет "своим парнем"
(или "своей в доску девчонкой"), его будут ободрять и поощрять "не сворачивать с пути". Новичок будет чувствовать себя увереннее.

В ином варианте все будет наоборот.
Если человек отказывается от предложения, предложившие будут недовольны. Отношения разладятся, человека назовут, например, "маменькиным сыночком" или как-нибудь по-другому, возможно, перестанут с ним дружить. Человек будет чувствовать себя изолированно, неуютно.
Но как сказать "нет" так, чтобы на тебя никто не обиделся?
Вы можете использовать следующие приемы и правила (запишите их):
q хорошо знать, чего ты хочешь и чего не хочешь делать;
q не скрывать этого от других;
q точно знать, что твои желания не причинят вреда другим людям;
q с уважением относиться к другим людям, особенно тогда, когда вы говорите им, чего вы не хотите делать. Понимать, что, унижая другого, вы не поднимаетесь выше. В такой ситуации вы оба выглядите плохо. Не повышать голос без крайней необходимости: это звучит агрессивно и оскорбительно для собеседника;
q знать, что у тебя есть право говорить "нет" там и тогда, где и когда ты сочтешь нужным это сделать;
q смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость;
q лучше говорить серьезно: если вы будете говорить в шутливом тоне, это может быть неправильно истолковано. Однако если вам надо сказать "нет" человеку, который не желает вам зла и, может быть, хочет вам помочь, шутливая форма предпочтительнее. Помните: шутка не исключает решительности;
q обращаться непосредственно к человеку, с которым надо поговорить, который вас провоцирует. Если вы расскажете о своих проблемах не ему, а просто своим (или вашим общим) знакомым, они посочувствуют вам, но убедить его оставить вас в покое не смогут;
q если у вас совсем нет опыта отказа и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете, — матери, отцу, учителю, психологу, старшему другу.
Имейте в виду: поговорить просто со знакомыми тоже полезно. Это поможет:
q лучше понять свои ощущения;
q получить эмоциональную поддержку.
Однако не слишком рассчитывайте на те советы, которые вы получите от них. Практика показывает, что они помогают редко по следующим причинам:
q вы знаете себя и ситуацию лучше, чем любой советчик;
q вы заинтересованы в успешном разрешении проблемы больше, чем любой советчик.
Итак, свои проблемы придется решать вам самим. Как говорят американцы, "каждый должен нести свой чемодан".
Однако помните: самое худшее решение, которое вы можете принять, — ничего не делать и никому о своих делах не рассказывать в надежде, что проблема исчезнет сама.

Вопросы по теме занятия:
1. Каковы основные правила отказа в чем-либо?
2. Чем отличаются правила отказа от правил поддержки?
Информ-дайджест
Не начинать! Почему?
— Не кури! — говорят молодому человеку.
— А почему взрослые курят? Им можно? — спрашивает в свою очередь тот.
Вопрос резонный. Конечно, курящий взрослый человек и своему здоровью вредит, и дурной пример подает.
Однако есть все-таки различие между курящим взрослым и курящим молодым человеком. Судите сами. В молодом неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся еще в процессе становления. Вот почему влияние табака на взрослый и на молодой организмы неодинаково — оно гораздо вреднее для молодого организма.
Между прочим, это можно подтвердить следующим очень простым опытом.

Если поместить под микроскоп часть пальца, то около ногтевого
ложа (кожа здесь особенно тонкая) легко можно разглядеть кровеносные сосуды. Удобнее для опыта использовать два микроскопа. Под одним рассматривают кровеносные
сосуды молодого человека, под другим — взрослого.

Предположим, что оба испытуемых закурили. Тогда под микроскопом со всей очевидностью было бы видно, что спазм (сжатие) кровеносных сосудов у молодого человека происходит гораздо сильнее и держится дольше (ногтевое ложе бледнеет).
Начав курить, молодой человек довольно быстро привыкает к курению, которое становится его потребностью. Возникает непреодолимая тяга к сигарете. В школе на перемене курильщик спешит в туалет или в укромный уголок школьного двора. Нужно подчеркнуть, что такое курение "на скорую руку" (как бы кто не увидел, как бы не опоздать на урок и т.п.) особенно вредно. Ведь подряд делается несколько глубоких затяжек. Начинающие курильщики хорошо знают, как сразу после глубоких и частых затяжек приходит чувство тяжести в голове, а то и головокружение, в висках стучит, иногда появляется общая слабость.
Сохранилась и другая весьма типичная школьная привычка — "докурить бычок". А в последней трети папиросы или сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака. Мы уже говорили о том, что через окурок легко могут передаться болезнетворные микробы.

Выкуренная сигарета значительно снижает память, работоспособность, особенно это бывает заметно во время контрольных работ. По многолетним наблюдениям психологов, курят главным образом посредственно занимающиеся ученики, часто отстающие в математике, делающие непростительные ошибки и описки в диктантах и сочинениях.

Если заядлый, так называемый привычный, курильщик не выкурит папиросу, то он чувствует ряд неприятных ощущений, которые также мешают ему сосредоточиться.
Предупреждаем! Избавиться от этой вредной привычки — дело нелегкое. Поэтому лучше не начинать курить совсем.
Некоторые говорят: "Я непостоянный курильщик. Хочу — курю, хочу — не курю…". Да, такое положение может быть, но продолжается оно недолго. Одни быстрее, другие медленнее втягиваются в "обязательное курение", и уж тут…
Как видите, вывод напрашивается прежний — лучше не начинать.
Курение вредит молодому организму, но особенно пагубно оно сказывается на девушках. Об этом можно судить и по внешним приметам. У многих, даже умеренно курящих, девушек довольно быстро "садится голос", приобретая характерную сипловатость. Меняется цвет лица: оно становится с сероватым оттенком, кожа делается менее эластичной, на ней появляются мелкие морщинки — все это сигналы ухудшения кровоснабжения и питания тканей, в частности кожи.
Дело в том, что нервная и сосудистая системы женщины особенно чувствительны к ядам, в том числе и к никотину. Табачные яды приводят к снижению усвоения сахара, к понижению в организме содержания витамина С.
Одна из важнейших функций женщины — материнство. Так вот, ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, оказывают весьма вредное влияние на развивающийся плод, а потом и на младенца. Беременным женщинам нельзя даже находиться в одной комнате с курящими.

Некоторые девушки глубоко
заблуждаются, полагая, что сигарета придает им особо привлекательный вид, напоминающий некую зарубежную кинозвезду. А дело-то обстоит совсем наоборот. Абсолютное большинство юношей предпочитают дружить с некурящими девушками.

Вот суждения юношей, высказанные ими в откровенных беседах с психологами:
— Мне не нравится, когда от девушек или женщин пахнет табачищем. От парня или мужчины еще ничего, а от женщины — неприятно.
— Я познакомился с одной скромной девушкой. Она мне очень понравилась. Однажды я увидел ее курящей. Меня это так неприятно поразило, и я даже стал думать, что она не так уж скромна

Занятие 4. Последствия курения для человека

Цель: дать студентам представление о последствиях курения для общества и семьи.
Основные понятия: зависимость от курения, социальные последствия, никотин.
Исследовательские задания:
1. Проведите опрос педагогов, взрослых, родителей по анкете "ВУЗ и курение студентов".
2. Обсудите результаты опроса.
3. Определите двух подготовленных студентов, желающих принять участие в дискуссии. Один из них будет выступать в качестве табачного магната, активно рекламируя свой товар. Другой приведет аргументы против покупки и потребления табачной продукции.

Мы уже знаем некоторые медицинские последствия курения. Давно известно, что курение влияет на половую систему и организм женщины, которая готовится стать матерью. Курение оказывает отрицательное воздействие на организм мужчины и женщины постепенно и незаметно, однако последствия его не менее тяжелы, чем при употреблении алкоголя и наркотика.
Мы уже отмечали, что в отличие от алкоголиков и наркоманов люди, злоупотребляющие курением, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям.

Основные социальные последствия курения сводятся к росту заболеваемости, преждевременной смерти курильщиков, нарушению взаимоотношений между людьми, влиянию на здоровье окружающих, большим экономическим потерям, которые несет общество.

Трудно привести пример, свидетельствующий о том, что выкуривание одной сигареты или пачки сигарет привело к смертельному исходу. Имеются только статистические данные о последствиях курения, полученные на основании исследований. Следует отметить, что курение большинство людей считают социально приемлемой привычкой в обществе. Однако во многих развитых странах идет активная борьба с курением.
Вещества, которые содержатся в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Помимо них в табаке имеется много веществ, которые добавляют при выращивании, обработке и сборе урожая. Кроме того, при курении на горящем конце сигареты образуется множество веществ, которые поступают в окружающую среду и вдыхаются как самим курильщиком, так и окружающими. Вот только некоторые из этих веществ: угарный газ, уксусная кислота, сажа (табачный деготь) и др. Их влияние не проходит бесследно для организма.

В тех странах, где уже давно укоренилась привычка к курению, около 90% случаев рака легкого и свыше 80% случаев хронического бронхита, а также около 20–25% случаев смерти от болезней сердца и мозгового инсульта связывается с употреблением табака.
Употребление табака в форме жевания приводит к раку полости рта, включая рак губы, языка, десен, слизистой оболочки щек, твердого и мягкого неба, слюнных желез. В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что рак, вызванный курением, поражает различные внутренние органы (мочевой пузырь, почки, поджелудочную железу, гортань, пищевод).

Особенно опасным является курение для женщин, так как здоровье будущего потомства находится в прямой зависимости от здоровья матери. Установлена связь между курением и преждевременными родами, смертью новорожденного. Дети, родившиеся от матерей, которые курили во время беременности, как правило, весят на 180–400 г меньше.

Вероятность возникновения заболеваний у таких детей выше, и они начинают болеть практически с первых дней жизни. Если мать продолжает курить во время кормления грудью, то у нее снижается выработка молока, и она вынуждена переходить на искусственное кормление. В результате в организм ребенка не поступают защитные антитела, и он становится более восприимчив к инфекционным болезням.
Курение наносит большой вред обществу. Оно несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.
Медленно разрушая физическое здоровье, курение оказывает отрицательное влияние на отношения между людьми. Прежде всего это связано с тем, что опасным является не только активное, но и пассивное курение. Человек некурящий в большей степени страдает от вредных паров табачного дыма, чем курильщик, так как его организм не адаптирован к воздействию ядовитых веществ. Это вызывает раздражение, злость, негодование, желание не общаться с курящими людьми. Многим неприятен запах от одежды курильщиков. Возникают конфликты.
Вторым важным моментом является то, что у заядлых курильщиков меняется внешность, теряется привлекательность (особенно у девушек).
И наконец, самым тяжелым последствием, отражающимся на взаимоотношениях людей, является распад семьи или потеря близкого человека по причинам бесплодия, заболевания новорожденного ребенка.

Вопросы по теме занятия:
1. Каковы статистические данные о смертности, вызванной курением?
2. Каково влияние курения на человека?
3. Какова взаимосвязь курения и здоровья будущего ребенка?
Информ-дайджест
Почему молодые люди продолжают курить?
Психолог Ф.Райс пытается ответить на вопрос "Почему молодые люди продолжают курить?".
Он считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать, и называет следующие причины.
q Снятие психологического напряжения. Заядлые курильщики, как правило, постоянно испытывают сильное психологическое напряжение и беспокойство.
q Приобретение бессознательной привычки. У курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться: рука все время тянется за сигаретой.
q Ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей, приятной обстановкой. Интересные результаты дало одно из исследований: выяснилось, что курильщики проводят досуг более скучно и получают от него меньше удовольствия, чем некурящие; они менее изобретательны в способах использования свободного времени и часто просто не знают, что с ним делать. Возможно, курение является слабой попыткой избавиться от скуки из-за неумения интересно провести часы досуга. Молодые люди курят отчасти потому, что им просто больше нечем заняться.
q Привычка к соске. Согласно этой гипотезе, курение — неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в не столь далеком детстве.
q Физическая зависимость от никотина. Многочисленные исследования подтверждают гипотезу, что курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина.
Этот вывод основан на нескольких фактах.
Во-первых, организм начинает испытывать болезненную потребность в никотине, которую можно облегчить за счет увеличения его содержания в выкуриваемых сигаретах.
Во-вторых, только около 2% курильщиков способны курить с большими перерывами или от случая к случаю. Типичный режим курения — не только ежедневно, но и ежечасно. Согласно результатам исследований, очень важным показателем является содержание никотина в тканях мозга. Никотин попадает в ткани мозга через 1—2 мин после начала курения, но через 20—30 мин после окончания курения большая его часть покидает мозг и переходит в другие внутренние органы. После этого курильщику требуется новая сигарета. Режим курения человека, выкуривающего по сигарете каждые полчаса во время бодрствования (полторы пачки в день), таков, что позволяет поддерживать высокий уровень содержания никотина в мозге.
В-третьих, никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и усиленное сердцебиение.
В-четвертых, курильщики приобретают привычку к большим дозам никотина: начинающие выдерживают только несколько затяжек, а затем, с течением времени, они начинают спокойно выкуривать одну, две, три и более сигарет. Если превышен допустимый уровень, начинают проявляться признаки сильного беспокойства. По мере привыкания к никотину курильщики достигают уровня его потребления, который на начальных стадиях мог бы оказаться смертельным.
В-пятых, когда количество сигарет ограничено, курильщики начинают демонстрировать безрассудное, антиобщественное поведение, подобно наркоманам, употребляющим героин. Когда в Германии после Второй мировой войны норма табака для мужчин была ограничена двумя пачками в месяц, было замечено, что большинство заядлых курильщиков предпочитало скорее остаться без еды даже в условиях и без того скудного питания, чем отказаться от табака. Так, во время Второй мировой войны, когда энергетический рацион военнопленных составлял всего 900–1 000 калорий, курящие все равно старались обменять пищу на табак. Невзирая на унижение чувства собственного достоинства, общепринятые нормы поведения и внутренний эстетический и гигиенический протест, люди подбирали окурки на грязных улицах, что в обычных условиях вызвало бы у них чувство глубокого отвращения. Курильщики часто унизительно выпрашивали сигареты, но никогда — что-либо другое.
Как показали исследования, 80% опрошенных заявили, что им труднее обходиться без табака, чем без алкоголя.
В-шестых, изучение результатов наблюдений за курильщиками показало, что многие из тех, кто бросал эту привычку, позже вновь возвращались к ней. Через 48 месяцев, после того как они успешно преодолевали тягу к табаку, 80% из них вновь начинали курить. В это количество не входят те, кто амбулаторно лечился от курения, но так и не смог отказаться от него.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть. Большинство курильщиков не могут отказаться от табака по собственной воле.

В качестве возможной замены обычных сигарет им предлагались так называемые безникотиновые сигареты, но их производство было прекращено из-за низкого покупательского спроса. Наверное, это и к лучшему, потому что в таких сигаретах содержалось вещество, вызывающее рак ротовой полости. Другие долговременные последствия их курения неизвестны.

Занятия 5. Психология привычки

Цель: ознакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек.
Основные понятия: привычки, самообладание, самоисследование, самоуправление, рецидив.
Исследовательские задания:
1. Обобщите и проанализируйте результаты тестов: "Легко ли нам отказаться от нежелательной привычки?", "Почему вы курите?".
2. Протестируйте ваших сверстников.

Мы уже знаем некоторые медицинские последствия курения. Давно известно, что курение влияет на половую систему и организм женщины, которая готовится стать матерью. Курение оказывает отрицательное воздействие на организм мужчины и женщины постепенно и незаметно, однако последствия его не менее тяжелы, чем при употреблении алкоголя и наркотика.
Мы уже отмечали, что в отличие от алкоголиков и наркоманов люди, злоупотребляющие курением, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям.

Основные социальные последствия курения сводятся к росту заболеваемости, преждевременной смерти курильщиков, нарушению взаимоотношений между людьми, влиянию на здоровье окружающих, большим экономическим потерям, которые несет общество.

Трудно привести пример, свидетельствующий о том, что выкуривание одной сигареты или пачки сигарет привело к смертельному исходу. Имеются только статистические данные о последствиях курения, полученные на основании исследований. Следует отметить, что курение большинство людей считают социально приемлемой привычкой в обществе. Однако во многих развитых странах идет активная борьба с курением.
Вещества, которые содержатся в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Помимо них в табаке имеется много веществ, которые добавляют при выращивании, обработке и сборе урожая. Кроме того, при курении на горящем конце сигареты образуется множество веществ, которые поступают в окружающую среду и вдыхаются как самим курильщиком, так и окружающими. Вот только некоторые из этих веществ: угарный газ, уксусная кислота, сажа (табачный деготь) и др. Их влияние не проходит бесследно для организма.

В тех странах, где уже давно укоренилась привычка к курению, около 90% случаев рака легкого и свыше 80% случаев хронического бронхита, а также около 20–25% случаев смерти от болезней сердца и мозгового инсульта связывается с употреблением табака.
Употребление табака в форме жевания приводит к раку полости рта, включая рак губы, языка, десен, слизистой оболочки щек, твердого и мягкого неба, слюнных желез. В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что рак, вызванный курением, поражает различные внутренние органы (мочевой пузырь, почки, поджелудочную железу, гортань, пищевод).

Особенно опасным является курение для женщин, так как здоровье будущего потомства находится в прямой зависимости от здоровья матери. Установлена связь между курением и преждевременными родами, смертью новорожденного. Дети, родившиеся от матерей, которые курили во время беременности, как правило, весят на 180–400 г меньше.

Вероятность возникновения заболеваний у таких детей выше, и они начинают болеть практически с первых дней жизни. Если мать продолжает курить во время кормления грудью, то у нее снижается выработка молока, и она вынуждена переходить на искусственное кормление. В результате в организм ребенка не поступают защитные антитела, и он становится более восприимчив к инфекционным болезням.
Курение наносит большой вред обществу. Оно несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.
Медленно разрушая физическое здоровье, курение оказывает отрицательное влияние на отношения между людьми. Прежде всего это связано с тем, что опасным является не только активное, но и пассивное курение. Человек некурящий в большей степени страдает от вредных паров табачного дыма, чем курильщик, так как его организм не адаптирован к воздействию ядовитых веществ. Это вызывает раздражение, злость, негодование, желание не общаться с курящими людьми. Многим неприятен запах от одежды курильщиков. Возникают конфликты.
Вторым важным моментом является то, что у заядлых курильщиков меняется внешность, теряется привлекательность (особенно у девушек).
И наконец, самым тяжелым последствием, отражающимся на взаимоотношениях людей, является распад семьи или потеря близкого человека по причинам бесплодия, заболевания новорожденного ребенка.

Вопросы по теме занятия:
1. Каковы статистические данные о смертности, вызванной курением?
2. Каково влияние курения на человека?
3. Какова взаимосвязь курения и здоровья будущего ребенка?

Информ-дайджест
Привычка и привыкание
Привычки давно стали предметом изучения психологов. Основоположник научной психологии У. Джемс в учебнике по психологии 1892 года пишет: "Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает "детей фортуны" от нападок завистливых бедняков. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым и неприятным трудом, не оставлять подобного рода занятий. Она удерживает зимой рыбака и матроса в море; она влечет рудокопа во мрак шахты и пригвождает деревенского жителя на всю зиму к его деревенскому домику и ферме; она предохраняет жителей умеренного пояса от нападения обитателей пустынь и полярных стран. Она принуждает нас вести житейскую борьбу при помощи того рода деятельности, который был предопределен нашими воспитателями или нами самими в раннюю пору жизни".
Исследователи пытаются ответить на вопрос, почему к одним действиям человек привыкает, а к другим — нет. В одном из психологических словарей сказано, что решающее значение в формировании привычек приобретает вызываемое действием физическое и психическое самочувствие, окрашенное положительным эмоциональным тоном "приятного удовольствия".
Психолог К.К. Платонов считает, что привычка — это навык, сформировавшийся на фоне положительных эмоций. Но что интересно, в реальной жизни положительный эмоциональный фон чаще сопутствует формированию вредных привычек (например, эйфории, кайфу при употреблении спиртного, наркотиков, выкуривании сигарет). В то же время формирование полезных привычек (гигиенических и связанных с культурой поведения) часто сопровождается недовольством и слезами ребенка. Положительные же эмоции появляются лишь тогда, когда окружающие хвалят его за аккуратность, вежливость, воспитанность.
Привычкой становится не столько потребность что-то делать, сколько потреблять: человек, например, привыкает курить не потому, что ему надо держать сигарету во рту, а потому, что у него сформировалась органическая потребность в никотине, зависимость организма от него. Потребность в курении не просто осознается, а доставляет человеку мучения, если не удовлетворяется через определенное время.

Привыкание в отличие от привычки отражает не только возникновение зависимости организма или личности от чего-то, но и адаптацию, при которой отсутствует реакция на раздражитель при его многократном воздействии на человека. Например, мы не ощущаем на себе одежду, привыкаем к темноте и т.д.
И в заключение опять мысли У. Джемса: "Мы должны по возможности в самом раннем возрасте сделать привычными для себя как можно более полезных действий и остерегаться, как заразы, укоренения в нас вредных привычек".
"Ключ" к тесту "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?"
Поставьте себе 1 балл за каждый ответ "да" на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ "нет" на вопросы 1, 2, 6. Подсчитайте сумму баллов.
Если вы набрали 1–2 балла, то вы, скорее, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако возможно, что ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.
Если вы набрали 6–7 баллов, то, вероятно, вы — человек, не склонный менять свои привычки и взгляды. Вы надежный, целеустремленный человек, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас "чересчур принципиальным", так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.
Если вы набрали 3–5 баллов, то в случае необходимости сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремленно и творчески.

Занятие 6. Употребление веществ, вызывающих зависимость

Цель: обобщить полученные ранее знания по этой проблеме, сформировать установку на здоровый образ жизни.
Основные понятия: индивидуальные и социальные факторы риска; биологические, психологические и психические факторы риска; психоактивные вещества, стресс.
Исследовательские задания:
1. Ознакомьтесь с "Мифами о пользе курения".
2.   Методом "мозгового штурма" попробуйте назвать и другие "мифы о пользе курения", а также назвать "мифы о пользе алкоголя, наркотиков и токсических веществ".
3. Группа делится на 3 подгруппы в соответствии с ситуациями.
Ситуация 1. Студент курит.
Ситуация 2. Студент употребляет алкоголь.
Ситуация 3. Студент употребляет наркотики.
Подгруппы должны обыграть ситуацию: перечислить причины возникновения пристрастия, последствия, к которым оно может привести, и предложить конкретное решение данной проблемы. Затем обсудить эти ситуации.
Мифы о пользе курения
Существует мнение, что табак уменьшает боль, например зубную. Действительно, накурившись, человек как бы "деревенеет", голова становится тяжелой. Ему действительно кажется, что боль утихает.
Разумеется, есть гораздо более эффективные и рациональные средства против зубной боли, например пойти к врачу, вылечить зуб, а до посещения врача выпить болеутоляющую таблетку.
Считают, что курение помогает сохранить стройную фигуру, сигареты снижают аппетит. В какой-то степени это верно, но яд, содержащийся в табаке, снижает или подавляет секреторную функцию желудка и тем самым способствует расстройству пищеварения, развитию катаральных явлений. Так что курение — это палка о двух концах, и второй конец бьет гораздо сильнее, разрушая тем самым еще один миф о пользе курения.
Все разговоры о "пользе" или, скажем, "целесообразности" курения часто исходят от курящих. Однако, как видим, есть очень много всяких "обстоятельств", втягивающих в курение. К тому же сейчас начать курить гораздо легче, чем, скажем, 100, 50 и даже 20 лет назад, потому что нынешние сигареты, особенно с фильтром, гораздо "мягче" прежних папирос, самокруток из махорки, трубочного табака. Это вовсе не означает, что нынешние сигареты безвреднее прежних, нет. Нынешний подросток редко испытывает такие же неприятные ощущения, как его сверстник 200–150 лет тому назад.
Классики мировой литературы не раз обращались к теме "первой затяжки" своих героев. Николенька из повести Л.Н. Толстого "Юность" вспоминает: "Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю".
Герои Марка Твена чувствовали себя примерно так же: "…курильщики стали сплевывать что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны: под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже и в горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий".
Сейчас трубку курят немногие. Да и нынешние сигареты действуют менее жестко, чем папиросы. Специально обработанный табак, фильтр задерживают часть никотина. Но смолистые и другие очень вредные вещества все же проникают через "фильтр". Итак, современные сигареты "мягче", но не безвреднее. Следует отметить, что вкус сигарет обусловлен количеством смол, а не количеством никотина.
Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет собой серьезную проблему, затрагивающую как самого человека, так и общество в целом. Наиболее опасным является употребление алкоголя, наркотиков и курение. Любой человек, который начинает употреблять данные вещества, подвергается риску возникновения проблем, связанных с их вредным действием. Факторы риска можно разделить на две группы: индивидуальные и социальные. Факторы риска, о которых пойдет речь, не являются абсолютной гарантией возникновения пагубных зависимостей в будущем. Они указывают на имеющийся повышенный риск их возникновения и являются строго индивидуальными. К индивидуальным факторам риска относятся: биологические, психологические, социальные.
Биологические факторы определяются унаследованными различиями в организме и индивидуальными физиологическими особенностями. Многочисленные исследования показали, что лица, страдающие определенными болезнями, имеют более высокий риск возникновения зависимости. Особенно настороженно должны вести себя люди, у которых вероятность возникновения зависимости от каких-либо веществ отягощается семейными обстоятельствами.
Психологические факторы включают в себя эмоциональное состояние, поведение, индивидуальные черты. У каждого из нас есть определенные убеждения в отношении самих себя и окружающих. Эти убеждения настолько определяют наше мышление, что мы не сомневаемся в том, что они являются истинными. Если вдруг они вступают в конфликт с окружающим миром, то возникает состояние стресса.
Стресс — это психическое и физиологическое состояние организма, которое возникает в ответ на ситуации опасности, повышенной ответственности, необходимость быстрого принятия важного решения и большие умственные и волевые нагрузки. Это довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда ожидания не совпадают с получаемым результатом.
Начиная принимать вещества, вызывающие зависимость, человек ожидает определенного эффекта и, получив его, надеется на повторение. Однако повтор не всегда является таким, каким ожидался. И опять возникает состояние стресса, требующее действий по его ослаблению. Эмоциональное состояние (тревога, депрессия, эйфория) играет важную роль в развитии зависимости, так как зачастую неконтролируемость эмоций позволяет легко начать употреблять различные вещества. Легче вовлекаются в процесс употребления веществ люди с очень агрессивным либо с очень пассивным поведением.
Выраженные психические расстройства также способствуют употреблению вредных веществ.
К социальным факторам риска относятся социальное окружение человека, социальная стабильность общества, культура, законы и нормы, существующие в обществе. Каждый человек живет в уникальном социальном окружении; это его родители, близкие люди, сверстники, которые оказывают значительное влияние на формирование его личности. Положительные и теплые взаимоотношения в семье, с друзьями снижают вероятность начала употребления вредных веществ. В то же время постоянные конфликты в семье, травмирующие переживания повышают этот риск. Развод, смерть близкого человека, сексуальное насилие, ситуация, когда человек становится свидетелем травмирующего его события, — вот неполный перечень того, что способствует увеличению риска.
Социальная стабильность общества также очень важна. Нищета, безработица, бездомность, легкая доступность алкоголя, табачных изделий, наркотических средств ведут к увеличению числа лиц, вовлекаемых в этот процесс. Важно отметить, что законы и культура общества во многом определяют поведение граждан. В обществе, где прием алкоголя, курение являются традиционными и социально приемлемыми, злоупотребление данными веществами более высокое. Ограничение доступа к ним, увеличение цен, запрет на употребление в общественных местах снижают процент вовлеченных лиц.
Следует отметить, что продолжительность времени между началом потребления и формированием зависимости различна и зависит от индивидуальных особенностей потребителя и вида потребляемого вещества. К примеру, зависимость от алкоголя вызывается в среднем за период от 10 до 15 лет. Тогда как от гашиша зависимость может развиться после нескольких приемов.

Вопросы по теме занятия:
1. Что можно отнести к индивидуальным факторам риска при употреблении алкоголя, табака и других психоактивных веществ?
2. Какие социальные факторы способствуют употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака?
3. Назовите "мифы о пользе курения, употребления алкоголя, наркотиков".
Информ-дайджест
Неразлучная парочка
Между курением и неумеренной тягой к спиртному есть прямая взаимосвязь: чем больше куришь, тем больше хочется выпить. К такому выводу пришли ученые медицинского факультета Торонтского университета (Канада). Оказывается, мозг курильщика, имеющего даже незначительное пристрастие к алкоголю, при поступлении в организм дозы никотина вырабатывает биохимический импульс-команду на употребление новой порции спиртного.

Опыты производились
над крысами-алкоголиками.
При введении в их организм
дозы никотина, примерно
соответствующей той, которую получает человек, выкуривающий ежедневно 10–15 сигарет,
потребность в спиртном у крыс возрастала на 30%.

"Мы получили доказательства того, что курение провоцирует потребление спиртного, но есть также данные и о существовании обратной связи, т.е. употребление алкоголя провоцирует курение", — отметила руководитель исследователей Джуан Анле.
По ее словам, в ходе экспериментов различными веществами удавалось "отключать" в мозгу крыс рецепторы, реагирующие на никотин. В этом случае "интерес" подопытных животных к алкоголю снижался сразу на 40%. Это, убеждена Джуан Анле, может быть чрезвычайно важным фактом для специалистов, которые лечат страдающих алкоголизмом или табачной зависимостью. Статистика свидетельствует, что 90% алкоголиков являются одновременно и заядлыми курильщиками. Кроме того, полученные учеными результаты помогут всем, кто хочет бросить курить. Теперь ясно, что им надо жестче ограничивать потребление спиртного.
В настоящее время исследователи пытаются определить, имеют ли значение наследственные факторы в пристрастии человека к никотину и алкоголю.

Занятие 7. Анатомические и физиологические аспекты курения

Цель: объяснить влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.
Основные понятия: дыхательная система, респираторные инфекции, никотин, смола, бронхит, эмфизема, рак, реснички респираторного эпителия.
Исследовательские задания:
1. Предложите студентам ответить на вопросы анкеты "Что вы знаете о вреде курения".
2. Проанализируйте групповые ответы учащихся. Какие ответы чаще совпадали с правильными? Сколько студентов правильно ответили на каждое утверждение? У кого самое высокое количество баллов?

Каждое дыхательное движение включает в себя вдох и выдох. Мы вбираем воздух в себя и выдыхаем его. Когда дыхание проходит нормально, то дышим мы через нос, где воздух подогревается, увлажняется и фильтруется через крошечные ворсинки, выстилающие носовую полость и дыхательные пути. Именно поэтому мы чихаем, когда пользуемся чем-то мелко измельченным. Таким образом, организм исторгает из себя инородное тело, попавшее в дыхательные пути.
После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею, которая выстлана мерцательными ресничками, совершающими до 900 колебаний в минуту. Функция ресничек респираторного эпителия состоит в том, чтобы отфильтровывать любые инородные тела, попадающие с воздухом в дыхательные пути. При нормальном дыхании отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха — один ведущий в правое легкое, а другой — в левое. Подобно корням дерева бронхи разветвляются на бронхиолы, которые становятся все тоньше и тоньше. Поэтому многие врачи называют их бронхиальным деревом. По краям бронхиол расположены альвеолярные мешочки, в которых происходит газообмен. Из всех газов нас больше всего интересуют кислород и углекислый газ. Обычно мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Наши легкие по размеру соответствуют футбольному мячу и не имеют мышечной ткани. Мышцей, обеспечивающей работу легких, является диафрагма, которая расположена под легкими и над желудком.

При нормальном дыхании, вдыхая через нос с закрытым ртом, вы полностью расправляете легкие, и ваша диафрагма оказывает давление на желудок, а стенка живота выдвигается вперед. Однако большинство из нас дышат неправильно. И в результате поднимается грудная клетка, а легкие не заполняются до полного объема.

Отвлечемся немного и посмотрим, что происходит при затяжке сигаретой. Во-первых, вы затягиваетесь через рот, обходя таким образом первый рубеж обороны, каким является нос. Во-вторых, при вдыхании более 30 канцерогенных веществ вместе со смолой и никотином возникает первая реакция — кашель, это первая попытка организма избавиться от чужеродных веществ, которые мы в него вводим. Однако, если настойчиво продолжать курить, мерцательные реснички, которые раньше колебались с частотой 900 раз в минуту, начинают замедлять колебания. При достаточной длительности раздражения реснички отмирают. Под слоем ресничек расположены клетки слизистой оболочки, вырабатывающие слизь. Слизь функционирует подобно пробке, очищая воздух, как это когда-то делали реснички. Для курильщика такое состояние называется хроническим бронхитом (хроническим, потому что оно постоянно).
Респираторные инфекции, которые нас поражают в холодное время года или во время эпидемий гриппа и которые приводят к бронхиту, вызываются бактериями и вирусами и длятся 10—14 дней.

Постоянное раздражение слизистой оболочки при хроническом бронхите, как показали исследования, чаще всего ведет к зарождению раковых клеток именно здесь, в слизистой оболочке.

По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиол разрушительное воздействие никотина, смолы и еще 150 химических веществ усиливается. Один из вредных процессов имеет место при газообмене. Отдельные химические вещества вступают в связь с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, тем самым превращая его в чрезвычайно ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. Одним из последствий длительного отравления угарным газом является болезнь Рэйно, в результате которой уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что может повлечь за собой заражение крови и последующую ампутацию.

Еще одно вредное воздействие химических веществ на альвеолы в том, что альвеолы, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, до предела увеличиваются в объеме. И так же, как лопается чрезмерно надутый шар, происходит разрыв альвеол, который носит название альвеолярной (везикулярной) эмфиземы.

Человек рождается с определенным количеством альвеол, и организм не в состоянии заменить их в случае их разрушения. Конечно же, в процессе старения какое-то количество альвеол теряется, но ущерб, наносимый курением, несравнимо больше.
Эмфизема необратима. Однако, если удается убедить курящего отказаться от курения, развитие данного заболевания может быть остановлено.
За исключением эмфиземы и роста раковых клеток, другие патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом процесс восстановления может занять от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

Вопросы по теме занятия:
1. Что происходит с воздухом, когда мы его вдыхаем?
2. Нарисуйте путь движения воздуха в легкие.
3. Что происходит, когда человек затягивает в рот дым сигареты?
4. Какова функция ресничек респираторного эпителия?
5. Каковы последствия курения для человека?
6. Сочините сказку о проникновении Злого Дыма в Царство Организма.
7. Дайте ответы на вопросы анкеты "Что вы знаете о вреде курения?" ("верно" — "неверно").

Анкета "Что вы знаете о вреде курения?
1. Одна из главных причин курения подростков — это чтобы "быть как все".
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить.
8. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов

Информ-дайджест
Восемь курильщиков в минуту
В Бангкоке установлены гигантские «часы смерти». Они отсчитывают каждую минуту по восемь смертей. Именно столько людей на планете гибнет ежеминутно от курения. По словам руководителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Гру Харлем Брундтланд, ежегодно от этой вредной привычки умирают 3,4 млн человек. «И если мы ничего не предпримем, к 2030 году каждый год от никотина будут погибать более 10 млн курильщиков в год», — отметила она.
По информации английского информационного агентства Рейтер, сегодня миллионы молодых людей по всему миру приобщаются к сигаретам, что делает табачный бизнес наиболее прибыльным, особенно в Юго-Восточной Азии. Приятное исключение составляет лишь Таиланд, в котором больше десяти лет продолжается антитабачная кампания. Здесь запрещена реклама сигарет, а цены на табачные изделия из-за различных акцизов порой оказываются доступными далеко не для всех. Сегодня в Таиланде заядлым курильщиком считает себя каждый пятый житель страны. Несколько лет назад пускал дымок каждый третий.

Далее

Источник: А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович, Н.Н.Поплавский, Т.А.Баневич, Т А.Савич "Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов"

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.