На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Методы и формы организации воспитательного процесса
Методы и формы организации воспитательного процесса
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Понятие о методах и приемах воспитания.
2. Методы формирования сознания личности.
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
4. Методы стимулирования поведения и деятельности.
5. Средства воспитания, их характеристика.
6. Формы организации воспитательного процесса.


1. Понятие о методах и приемах воспитания

Методами воспитания современная наука называет:
- способ достижения поставленной цели воспитания:
- способ педагогического воздействия на ребенка:
- способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания (Н.И. Болдырев):
- это совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И.Ф. Харламов).
Прием воспитания - составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.
Классификация методов воспитания:
1. По специфике способа воспитания выделяют две группы методов воздействия:
- общие (основные) методы (убеждение, упражнение).
- специальные (дополнительные) (поощрение, наказание).
2. По характеру воспитательных задач:
- тактические методы (упражнения, требования, доверие), способствующие оперативному решению возникающих задач:
- стратегические методы (убеждение, личный пример, поощрение, наказание), способствующие решению задач, требующих длительного воздействия.
3. По цели воспитания выделяют три группы методов:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия. диспут, метод примера);
- методы организации деятельности, формирование опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций):
- методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
К этим группам в современной литературе добавляют группу методов контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания, диагностику личности.


2. Методы формирования сознания личности.


Основная функция данной группы методов - просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Основной инструмент, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации.
Лекция, рассказ, объяснение - это словесные методы, обеспечивающие сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Данные методы требуют информативности, доступности и эмоциональности, убедительности. Темы могут быть разные: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, разрешения конфликтов и др.
Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - методы, использующиеся при интеллектуальной и эмоциональной активности самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, обычно, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера. Диспут предполагает обязательное изложение противоположных мнений. В ряде случаев данные методы могут проводиться в связи с фактами, наблюдаемыми в классе или в школе, при обсуждении произведений художественной литературы, высказываний педагогов, ученых, статей из газет, журналов и др. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.
Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Одно из значений метода примера - обсуждение эталона, другое - демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, членов общества. Действие первого - иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация их самоосмысления. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию. Подражание образцам свойственно всем, люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них значение, определяет оценки и поведение.
Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.


3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения


Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности воспитуемых, которая является источником воспитания в этой группе методов. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяют требование-совет и требование-игру.
Требование-совет - это обращение к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в педагоге опытного человека, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Требование-игра - это требование в игровом оформлении. Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, вместе с тем предполагающая высокий уровень профессионального мастерства. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание).
От правильности и объективности предъявляемых требований в конечном счете зависит не только общая организация воспитательного процесса, но и формирование межличностных отношений между учителем и учащимися. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников, в связи с чем выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. Позитивные требования, высказанные в форме просьбы, совета, спокойным, доброжелательным тоном располагают к их выполнению и эффективному течению воспитательного процесса.
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Непосредственным является требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения. Опосредованные требования - это требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем.
Требования заключены в правилах поведения учащихся, в уставе школы, в распорядке, режиме дня образовательного учреждения. Школьники должны учиться подчиняться требованиям, они упорядочивают, дисциплинируют, учат ответственности и пр. При педагогически грамотном их предъявлении всегда результативны.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса. Педагог стремится формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности, обсуждая факты из жизни класса. Общественное мнение проявляется в виде обсуждения и принятия коллективного решения, выражается через школьную печать и радио и др. Общественное мнение учитывает взгляды и позиции каждого ученика и определяет значимость совместных решений также для выполнения каждым.
Приучение - это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их нужно формировать. Педагог объясняет воспитанникам, что. как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий. Проводятся приучения и с целью преодоления недостатков в поведении учащихся. В школе детей приучают организовать свое рабочее место, распределить время, общаться с учителем и другими детьми и т. д.
Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Например, режимные упражнения приучают школьников к организованному поведению, закрепляют положительные действия, правила поведения. Упражнение как метод реализуется, когда педагог организует различные дела воспитанников и вовлекает их в активное исполнение. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.
Поручение как метод воспитания - это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.
Приучение, упражнение, поручение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их. Упражнение может иметь специально организованный характер, тогда оно переходит в воспитывающую ситуацию.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Они определяют создание условий для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.


4. Методы стимулирования поведения и деятельности


Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка. Побудителем к поступку и средством закрепления привычки выступает поощрение, т. е. одобрение. Сдерживающим средством является наказание, осуждение поступка воспитуемош. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или сверстников.
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Приемы поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, доверие, поручение выполнения почетных обязанностей, премирование, награждение книгами и/или другие материальные награды и др. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить сам факт благодарности, а не его материальную сторону. Поощрение стимулирует самоутверждение ребенка в положительных поступках, уверенность в собственных возможностях.
При использовании поощрений необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
- поощрять детей лишь за действительные успехи:
- поощрения должны быть справедливыми, заслуженными:
- не следует поощрять учащихся очень часто, так как поощрения перестают играть роль стимула:
- поощрение педагога должно совпадать с мнением коллектива учащихся:
- важно обеспечивать гласность поощрений (на классном собрании, в торжественной обстановке и др.):
- при выборе видов поощрений надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся:
- больше поощрять детей неуверенных в своих силах, робких, застенчивых, нерешительных и др.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Приемы наказания: замечание, предупреждение, выговор, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Педагогически грамотное применение наказания вызывает чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ученику возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.
Наказания применяются в следующих случаях:
- когда учащийся умышленно или по небрежности нарушает установленные правила:
- не выполняет требования педагогов и ученического коллектива.
В ряде случаев за нарушение правил поведения учащиеся не наказываются. К ним относятся: неумение учащихся; ранее сформированные привычки (осуществляются методы перевоспитания); осознание учеником своей вины и желание исправиться.
Во всех случаях не применяются физические наказания, а также наказания, оскорбляющие достоинство школьников.
При осуществлении наказания необходимо соблюдать следующие условия:
- сочетание требовательности с уважением к ученику:
- справедливость в применении наказаний:
- учет психологического состояния наказуемого, мотивы его поведения:
- соблюдение педагогического такта:
- поддержка педагога коллективом класса, органами ученического самоуправления:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выборе мер наказания.
Соревнование - это метод и средство воспитания учащихся и повышения эффективности их деятельности. Основано оно на присущей детям борьбе за первенство в силе, ловкости, организованности, предрасположенности к состязанию. Соревнование придает деятельности школьников игровой характер. К соревнованию педагог прибегает в тех случаях, когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательной задачи. Соревнование позволяет эффективно решать задачу дальнейшего сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловые отношения с другими коллективами, а также способствует развитию таких социально ценных и личностно значимых качеств, как творческая активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.
Педагогически правильно организованное соревнование предполагает:
- выбор цели соревнования:
- выбор объекта (по каким путям пойдет соревнование):
- они должны быть достаточно трудными, чтобы развивать волю и организаторские способности ребят:
- увлекательными:
- конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было видеть и сравнивать:
- соревнование не должно перерождаться в конкуренцию, толкающую ребят на применение недопустимых средств с целью обогнать «соперника».
В процессе внеурочной работы используются такие формы соревнования, как олимпиады, предметные викторины, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы, эстафеты, смотры художественной самодеятельности, выставки творческих работ и т. д. Важным стимулом организации соревнования является поощрение победителей.
Наряду с охарактеризованными традиционными группами методов, в современном воспитательном процессе выделена группа методов контроля, самоконтроля и самооценки.
Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания. К ним относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. По своей сути это методы диагностики личности. Воспитательная функция методов контроля является в большей степени не основной, а сопутствующей. Основная функция методов контроля - оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя. Полученные этими методами данные о воспитанности учеников можно в какой-либо возможной форме сообщать ученикам, чтобы обсудить с ними развитие, проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь, поддержку и т. п.
Выбор методов воспитания зависит от многих факторов: цели, содержания воспитания, степени воспитанности учеников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей школьников. В группах со здоровым общественным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.
Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель обычно пользуется для достижения целей комплексом методов. При этом он создает стратегию воздействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальное их сочетание для конкретной ситуации. Под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты педагогического общения. Наряду с педагогической техникой учитель должен владеть педагогической технологией: знать алгоритм действий, формы воспитания, уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания.


5. Средства воспитания, их характеристика


К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, веши, устройства (игрушки, компьютер), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
В очень широком толковании средствами воспитания являются все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.
С педагогической точки зрения средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы, компьютеры и пр.
Средствами воспитания являются также различные виды деятельности и, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Выделяют следующие виды внеурочной деятельности как средства воспитания'. познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.
Познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции, аукционы знаний и т. д.
Ценностно-ориентационная деятельность направлена на формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей, всего того, что называют ценностями. Классный руководитель использует возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии. Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, а также по мере расширения жизненного опыта.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в различных акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Большое значение имеют эстетические занятия учащихся, которые могут быть организованы в специальных учреждениях. В школе педагоги имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность, техническое творчество и др. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Эти и другие виды досуговой деятельности им предлагают, наряду со школой, учреждения системы дополнительного образования.


6. Формы организации воспитательного процесса.


Форма воспитательной работы - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Чаще всего используют термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания» и др. Воспитательное мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
Выделяются следующие функции форм воспитательной работы.
Организаторская функция: любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи; организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.
Регулирующая функция: использование различных форм воспитательной работы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми; в формах воспитательной работы через взаимодействие происходит формирование норм социальных отношений.
Информативная функция: сообщение учащимся информации, знаний, актуализация уже имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы определяют как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.
Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.
Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
• индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником:
• групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте:
• массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
Выделены также формы работы по основному виду деятельности', формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной деятельности (Н.Е. Щуркова).
В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.
• словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы:
• практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.:
• наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр. Формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной
задаче делят на три группы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.:
2) познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информационное зеркало, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.:
3) развлекательные формы - утренники и вечера, «капустники» и др. Обобщая результаты научно-методического поиска, можно выделить типы
форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Методами педагогического воздействия являются: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
- словесно-логические (беседы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и др.).
- образно-художественные (выставки, спектакли и др.).
- трудовые (трудовой десант, общественно полезная деятельность).
- игровые (спортивные игры, познавательные, конкурсные и др.).
- психологические (тренинг, психологические упражнения, консультации и др.), В учебно-методической литературе изложен порядок действий педагога-воспитателя при организации воспитательного дела:
• определение темы, задач, формы мероприятия:
• предварительный сбор материала, если того требует содержание дела:
• планирование, т. е. определение содержания и последовательности дел:
• подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа и др.:
• проведение дела, с уделением внимания композиции, оформлению помещения, роли гостей, окончанию дела:
• анализ и самоанализ проведенного дела учениками и педагогом.
Для успеха воспитательной деятельности, использования разных форм работы с воспитанниками педагог-воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать.

Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.