1. Развитие систем воспитания
Воспитание на каждом этапе общественноисторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено особенностями и реализацией жизни общества и поэтому отражает противоречия своего времени. Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVUI-XIX вв. и современного периода развития человечества - XX и начала XXI в.
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс происходил в 3 этапа: - на первом этапе (7-15 л.) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов; - на втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачи. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение; - на третьем этапе (20-30 лет) воспитанники постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастичекую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание. На втором этапе (16-18 л.) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 л.) считалось пребывание в эфебии - общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства. Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности. В Европе VI-XV вв. большое влияние в мире имело религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской). В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплотились в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире. В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные стадии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования отмечаются намного раньше в истории Китая - в период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.). Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспитания джентльменов (Дж. Локк). Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 г. мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начало любви, войны и религии». В 21 г. проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах. Идеал воспитания - джентльмен - высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший образование и воспитание на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен - человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательнообразовательной традиции XVIII - XX в. Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и главными составляющими его системы были: - физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; - трудовое воспитание; - развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер. В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных осо- бенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.
2. Сущность, содержание и структура воспитания
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующим стихийно или согласно определенным целям. Сущность воспитательного процесса заключается в том, что на основе опыта общественных отношений происходит формирование опыта жизнедеятельности подрастающего поколения, включающего в себя отношение к миру, людям, знаниям, труду, обществу, общению, различным видам деятельности. В сложившемся и складывающимся личном опыте общественные отношения осознаются, прослеживаются и выражаются в потребностях, мотивах, установках, убеждениях личности как отношения собственные. Поэтому процесс воспитания является процессом формирования отношения личности к миру, закономерностям его развития, к себе и к своему месту в жизни. Сущность процесса воспитания заключается также и в усвоение личностью требований воспитателей и трансформации требований, которые подрастающий человек предъявляет к самому себе. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Цель воспитания подрастающего поколения является прерогативой государства. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью современного воспитания. Цель воспитания определяет задачи воспитания. К задачам воспитания относятся: передача подрастающему поколению всесторонних знаний о мире, формирование способности жить по социально-культурным нормам, способности выполнять роль человека, вступать в социальные отношения, формирование достойного образа жизни, жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни; подготовка человека к труду, к семейной жизни, к свободному досугу, творческому самовыражению. Кроме наличия цели, воспитатель для эффективной педагогической работы должен руководствоваться принципами воспитания, т. е. общими руководящими положениями, требующими последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения - постоянство профессионального внимания педагога на формирующихся отношениях воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Второй принцип воспитания - принцип субъективности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей из своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна. Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно подбирает и применяет формы, методы, приемы и средства воспитания.
3 Воспитательные воздействия и закономерности воспитания
Специально организованная воспитательная деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспи- туемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающие формирующее влияние. Воздействие воспитателя включает совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по владению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубина сложнейшего процесса. Закономерности воспитания, т. е. устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Основные закономерности воспитания: - характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества; - единство целей, содержания и методов воспитания; - неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе; - воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность; - воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности, создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта: - в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение личности в сочетании с высокой требовательностью; - в процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов; - в процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся опираться на них; - в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив; - в процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Психология рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития. Психологические характеристики закономерностей воспитания расширяют содержание педагогических закономерностей, и включают адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Психологи выделяют следующие характеристики закономерностей воспитания: - воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную деятельность, решение интеллектуальных задач; - содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастных изменений потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается; - соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем педагога. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор. Закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.
4. Направление воспитательной работы и методы воспитания
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы. Содержание физического воспитания: - совершенствование организма человека (известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека); совершенствование организма предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, мускулатуры для сохранения и укрепления здоровья человека; - просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; - формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, самодисциплины; - разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; - развитие профессионально значимых качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; - индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: - развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека - психических процессов ощущения, воспитания, памяти, мышления, воображения, речи; - просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; - формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; - развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; - развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; - формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение. Содержание нравственного воспитания: - моральное воспитание - формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; - этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; - патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины своего народа; - национальное и интернациональное воспитание - формирование чувства национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; - политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает: - формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе; - нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, к другим людям, к обществу, критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного); - развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения; - воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность; - формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека. Убеждение - это глубокая вера человека в идеи, взгляды, отношения, требующая реализации в поведении и поступках человека. Содержание трудового и профессионального воспитания: - формирование потребности в труде, воспитание чело- века-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества; - формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду; - профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права; - развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности; - профессиональная ориентация - подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней; - профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся; - профессионально-правовое воспитание - передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений; Содержание эстетического воспитания: - развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное; - развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; - эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; - индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; - формирование механизма эстетического самообразования; - формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала. Методами воспитания являются способы воздействия воспитателей на сознание, чувства, волю воспитуемых, способы организации их деятельности и общения для решения педагогических задач в совместной деятельности, общение воспитанников с педагогом-воспитателем. Выбор и применение методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуальнотипологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него. Для профилактической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания: - методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение); - методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха); - методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики). Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая - групповая, индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся неэффективными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение воспитания и раскройте его смысл 2. Раскройте сущность и структуру воспитания 3. Сформулируйте цель и задачи воспитания 4. Прокомментируйте принципы воспитания 5. Выделите основные закономерности воспитания 6. Объясните различия между методами и средствами воспитания 7. Раскройте спартанскую систему воспитания 8. Охарактеризуйте Афинскую систему воспитания
Темы для рефератов 1. Воспитание как процесс формирования и развития личности 2. Механизмы воздействия в воспитании 3. Индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании 4. Критерии эффективности воспитательных систем и диагностики воспитанности учащихся 5. Семейное воспитание подрастающего поколения
Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с. |