Психология личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология личности
Психологические свойства личности
Способности
Психология межличностных отношений
Все страницы

4.1 Понятие «личность» в психологии

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Общие свойства личности. Индивидуализация и социализация личности. Система социально-биологических подструктур личности человека по А.Г. Гройсману.
Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, сформировавшийся жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности, материальные возможности. Самопознание и самосознание личности. Теории личности З. Фрейда, А. Маслоу, Э. Фромма, А. Адлера, К. Юнга. Потребности человека.
Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные. Социализация потребностей. Способы удовлетворения потребностей безопасных для человека и общества в целом: сроки, нормы удовлетворения

Первоначально термин «личность» (persona) обозначал маску (в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо, обращенное к аудитории), которую надевал актер, затем самого актера и его роль в представлении. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.В. Зейгарник и др.
Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. В аналитической психологии «персона» как раз и есть «личность для социума».
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно-обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Зачастую подметают друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидуальные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее. Такие попытки имеются у С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева.
В каком соотношении находится понятие «личность» с понятием «человек»? Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Так врожденными, передающими по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности и человека, такие анатомо-физиологические особенности, как рост, вес, телосложение и другие. Однако эти биологические особенности не являются определяющими в личности.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества. Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Таким образом, психология рассматривает социальное и биологическое в человеке в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и наоборот, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Понятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, то есть индивидуальности. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувствительны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект - субъектные связи существуют не только сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект-объект-субъект). В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Все выше сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетаниям черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени включенные в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до определенного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступает данный человек как личность. Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается:
• Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
• Во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.
• В-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия и операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение жизненных задач.
Индивидуальность, по мнению Б.Г. Ананьева, - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.
Существует множество определений понятия «личность»:
По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
А.Г. Ковалев определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
А.Г. Гройсман рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретенное индивидом в совокупности общественных по природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).
А.Н. Леонтьев: «Личность не равна индивиду; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувствительное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами.».
Э. Фромм: «Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических качеств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различия между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментами, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами с одной стороны, и характером - с другой».
Личность по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личностных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и все остальное - это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утонченных эволюцией.
Г.У. Олпорт [56] сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.
Различают статистическую и динамическую структуры личности.
Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:
- всеобщие свойства психики, то есть общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
- социально-специфические особенности, то есть присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
- индивидуально-неповторимые свойства психики, то есть характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).
Динамическая структура фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении,
взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
Динамическая структура личности по К. Платонову

Название

подструктуры

Подструктуры

Соотношение

социального и биологического

Уровень анализа

Виды

подструктур

 

формирования

Направленность личности

убеждения, желания,

биологического

почти нет

социально-

воспитание

 

мировоззрение, идеалы, стремления, интересы

психологический

 

Опыт

привычки, умения,

навыки, знания

значительно

больше социального

психолого-

обучение

 

педагогический

 

Особенности

психических

процессов

воля, чувства, эмоции,

чаще, больше

социального

индивидуально-

упражнения

восприятие,

психологический

 

мышление, память, ощущения

 

 

 

Биопсихические

свойства

темперамент, половые

возрастные свойства

социального

почти нет

психофизиологический

тренировка

нейропснхологический

 

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, то есть происходит становление и развитие личности.
Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.
К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
• Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.
• Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).
• Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.
• Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.
• Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Выделяют несколько стадий социализации личности:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).
2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, чтобы «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.
5. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
На протяжении всей жизни человек развивается как личность. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами и общества в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):
1. Сознание отличия себя от остального мира.
2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
3. Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
• выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды;
• осознание своей активности - «Я управляю собой»;
• осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
• моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
• осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект);
• осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное «Я», идеальное «Я»);
• познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект);
• эмоциональное и чувствительное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1. Отношение к себе.
2. Отношение к другим.
3. Ожидание отношения других к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
1. Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как к самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогает, то - хороший человек»)).
2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит моей группе - он хороший»).
3. Просоциальный уровень отношений («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть»).
4. Эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).

Теории личности [76]

Биологическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.
Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная Зигмундом Фрейдом. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Личность как триединство. Структура личности, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
«Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений, в основном сексуальные и агрессивные побуждения, играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Содержание бессознательного, по мнению З. Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. З. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению внутреннего равновесия. Личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияние, но противостоящая ему. По З. Фрейду, общественное развитие, цивилизация с ее многочисленными моральными запретами вредят нормальному развитию личности, являются источником ее неврозов. Отсюда и оправдываются разнузданная сексуальность, войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. З. Фрейд также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Вторая структура личности - «Я» по мнению З. Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность. Таким образом, всегда можно осознать свое «Я», хотя это может быть и не легким трудом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению З. Фрейда с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим его миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я».
«Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
З. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», то есть совестью и идеалами человека, с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я», то есть сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Теория личности Эриха Фромма: система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но в отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически, обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
По мнению Э. Фромма, человек - существо биосоциальное. Необходимо создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека. Подлинная свобода и независимость, а также искоренение любых форм угнетения смогут привести в действие такую силу как любовь к жизни, а это и есть единственная сила способная победить любовь к смерти. Человек отличается от животных тем, что имеет самосознание, рассудок и разум. Кроме того, человеку постоянно нужен какой-либо внешний раздражитель, заставляющий его постоянно мысленно работать, иначе человек впадет в тоску.
Цель человеческой жизни - это развертывание сил человека согласно законам природы. Человек может адаптироваться к любым условиям, но в процессе этой адаптации он выбирает определенные ментальные и эмоциональные реакции, сообразно специфическим свойствам своей природы. Современный человек, несмотря на то, что он в значительной степени подчинил себе природу и властвует над ней, все более приходит в замешательство, так как чувствует бессилие в своей индивидуальности и общественной жизни. Создав средства для овладения природой, человек оказался пойманным в сети этих средств. Он потерял из виду цель, которая только и дает этим средствам смысл - самого человека. Человек стал рабом собственной машины, но остался невежественен в отношении основных вопросов своего существования: что такое человек, как он должен жить, как использовать энергию заключенную в человеке. Необходимо вернуться к традициям гуманистической этики: человек должен быть самим собой.
Любовь к ближнему - это не сверхчеловеческий феномен, а нечто врожденное и изучаемое человеком. Любовь - не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг, это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по настоящему своим. Поэтому человек может не только приспосабливаться, но и сознательно изменять среду своего существования.
Другим фактором являются экзистенциальные и исторические дихотомии (противоречия) человека. Основное противоречие в человеке является дихотомия «жизнь- смерть». Он ясно понимает беспомощность и ограниченность своего существования. Человек не может избавиться от своего ума, не может избавиться от своего тела. Это заставляет его хотеть жить. Человек единственное животное, которое может скучать, быть недовольным и т.п. Собственное существование для него составляет проблему. Человек должен постоянно развивать свой разум, стремиться к новым решениям, творить собственный мир, в котором он может чувствовать себя в согласии и своими ближними. У человека нет врожденного «стремления к прогрессу», противоречивость его существования - вот, что заставляет человека совершенствоваться. Смертность человека ведет к другой дихотомии: каждая личность является носителем всех человеческих возможностей, но короткая протяженность человеческой жизни не допускает их полной реализации даже при самых благоприятных условиях. Человек одинок как отдельная особь человеческого рода, одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять решение самостоятельно своим разумом. Поэтому он стремится к сближению с себе подобными. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними. Исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни, созданные самим человеком, более многочисленные. Прогресс человечества происходит от желания человека разрешить эти противоречия. Но сделать это можно, только если человек придаст смысл своей жизни.
Самая поразительная особенность человеческого поведения - огромная глубина страстей и влечений. Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных влечений человек не удовлетворен. Человек стремится к власти, любви, разрушению, рискует жизнью ради всевозможных идеалов. Человеку изначально врожденны религиозные потребности. Э. Фромм различает веру иррациональную (веру в человека, вождя, идею, успех, берущую начало не в собственном опыте мышления и чувствах человека, а основанную на эмоциональном подчинении чужому авторитету) и рациональную (вера в человека, основанная на опыте его собственной плодотворной деятельности). Вариантов религиозности много, от самых примитивных древних (анимизм, тотемизм), до самых современных «религий» успеха и престижа. Но у каждого человека есть и собственная религия (например, неосознанный «культ предков»). Причем, потребность поклонения свойственна всем людям, но принимает различные формы. Если З. Фрейд считал все формы религиозности неврозами, то Э. Фромм считал невроз отдельным проявлением религиозности.
Личность по Карлу Густаву Юнгу [78, 79] включает три основные системы: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.
Эго - это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное - это структура, включающая в себя, как и у З. Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям К. Юнга [80] в личное бессознательное входят также и комплексы (материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.
Коллективное бессознательное представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
К. Юнг впервые [78, 79] предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия (направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям) и интроверсия (направленность внутрь себя, в свой внутренний мир). У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей.
Развитие личности, или индивидуация, по К. Юнгу - это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации процесс индивидуации предполагает выведение архетипа «Самости» в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по К. Юнгу, самореализация, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высокообразованным и высоконравственным. При развитии личности реализуются [79]:
а) принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта;
б) принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость от прогнозируемой цели, то есть в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим;
в) принцип синхронизации применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно-следственными отношениями;
г) принцип наследования, по К. Юнгу, заключается в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые переживания в форме архетипов - расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений;
д) принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперед, в сторону усовершенствования;
е) принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер.
Теория личности Альфреда Адлера - модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.
Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «Я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты. Согласно А. Маслоу человек по своей природе нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.
В основе концепции Р.Д. Лэйнга лежит понятие «онтологически защищенной личности», обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, то есть ощущающей непоколебимую уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности других людей.
Теория личностных конструктов - когнитивная теория личности, разработанная в 50 гг. XX века американским персонологом Дж. А. Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Ключевым понятием, составляющим ядро личности, выступает понятие «личностный конструкт» - абстракция или обобщение из предстоящего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ее на собственном опыте. Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший - плохой. В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в теории личностных конструктов выделяют специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий и входящие в него элементы, констелляторный, который может одновременно принадлежать разным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.
Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: «взволнованный-спокойный», «умный-глупый», «дружеский-враждебный», «хороший- плохой», «мужской-женский». Система конструктов организуется в пирамидальную систему, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Чем больше открыты подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна. Конструкты могут быть вербальными и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета и т.п.
Для измерения личностных конструктов в теории личностных конструктов разработан принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК). В теории личностных конструктов активно используется понятие «роль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностных мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней. Для исследования ролей личности Дж. А. Келли разработал тест ролевого конструкта (РЕП-тест). Применение теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоционального состояния личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.
Теория ролей - Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Развитие личности происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций.
Эпигенетическая теория - Э.Г. Эриксон. «Эго» составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию.
Основоположники теории отношений - А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев - считали, что «ядро» личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
Согласно теории общения - Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова - личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.
Теория установки - Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили - развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.
Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях факторные теории личности были ориентированы на эмпирические исследования различий личности. Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Р.Б. Кеттеллом, Г.Ю. Айзенком, Дж.П. Гилфордом.
Теория Р.Б. Кеттелла исходит из «теории черт» и построение на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как «ментальная структура», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность). Личность - это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. По функциональному признаку Р.Б. Кеттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; черты-способности, обуславливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Р.Б. Кеттелл относил к состояниям и ролям. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.
Теория Г.Ю. Айзенка [1] построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Г.Ю. Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже - уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. Г.Ю. Айзенк при исследовании личности использовал методы оценки, опросники, ситуативные тесты, физиологические измерения, а также учитывал роль наследственности.
Существенным вкладом Г.Ю. Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, направленных дифференцировать контингент по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Г.Ю. Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обуславливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и другим невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги. Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Г.Ю. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.
Теория Дж.П. Гилфорда изложена к книге «Личность» (1959). По мнению ученого, факторно-аналитические исследования черт личности являются единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в том числе в области интеллекта и креативности. В структуре личности Дж.П. Гилфорд выделяет три сферы: сфера способностей, темперамента и гармоническую сферу (динамические черты по Р.Б. Кеттеллу). Каждый фактор он рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента «позитивный - негативный» в поведении выступает как фактор «уверенности против неполноценности», а в области эмоций - как фактор «бодрость против робости». В области способностей Дж.П. Гилфорд создал факторную модель «структуры интеллекта».
Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Дж.П. Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949), который предназначен для измерения десяти выявленных черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности.
В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности.
Активность личности проявляется:
- на индивидуальном уровне: активность людей, подвижность детей;
- на личностном: активность в деятельности - это целостная структурно-оформленная совокупность актов, способов и средств, которые социально обусловлены.
Источником активности человека являются потребности - это состояние организма, личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающие источником различных форм активности.
Личность - это, прежде всего живой человек, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его самого, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.
История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.
Потребности человека могут быть подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные - материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, музыке - с другой. Потребность в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем самым и соответствующие потребности у субъекта. Порожденная потребностью в пище, жилье и одежде и т.п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке.
Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Оно более и менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и это последняя включается в него: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. Целый мир тончайших человеческих чувств - эстетические и моральные (восхищения, заботы, нежности) включаются в нее, в том числе и сознательная жизнь. Потребность получает, таким образом, совсем новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направлено влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а также изменение внутреннего характера влечения. Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что, переходя в желание, направленное на определенные предметы, влечение больше осознается. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе развития у человека появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т.д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.
Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существующие мотивы, осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывает у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, так как не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.
Итак, потребность испытывается как состояние напряженности, беспокойства, которое требует своего разрешения. Пока потребность не осознается, развивается активность как динамическая тенденция или влечение, сразу перестраивается вся система отображения человека, появляется чувствительность к тем аспектам среды, которые могут стать источником удовлетворения этой потребности. Вырисовывается тот предмет, который может удовлетворить эту потребность, то есть потребность опредмечивается и осознается, и становится мотивом деятельности.
Потребности бывают:
1. По происхождению:
- биологические потребности: инстинктивные (в питании, дыхании и т.д.) и
социализированные;
- социально-обусловленные потребности: трудовые, познавательные, эстетические,
нравственные, правовые, общественные;
- потребности цели.
2. По характеру объектов:
- материальные;
- духовные.
Система потребностей иерархически организована. На их основе возникают также психологические феномены, которые являются источниками активности - это интересы и идеалы среди предметов окружающей среды. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанности и эмоциональной привлекательности. В психологии принято выделять интерес как направленность на предмет и склонность как направленность на определенный вид деятельности.
Активность деятельности побуждается не только потребностями в форме желаний и влечений, не только интересами и склонностями, но и социально обусловленными образами поведения - идеалами. Идеалы формируются под воздействием среды и преломляются в зависимости от личности.
Таким образом, источник активности - это потребности, интересы и идеалы. Уже активность реализуется в деятельности, в поведенческих актах.
Но деятельность разворачивается на фоне прошлого опыта человека, который формируется в виде установок. Под установкой понимается состояние человека к определенной активности, способной удовлетворить ту или иную потребность. Установка может проявляться и на физиологическом уровне и на психосознательном уровне. Социальная установка - это субъективная ориентация индивидов как членов группы, общества на ценности данной культуры. Социальная установка имеет функцию приспособительную. Она выполняет самозащитную функцию, оценочную функцию и познавательную.
Выделяют и ориентацию человека - это система установок, в свете которых личность выбирает ситуацию и соответствующий образ действий. Ориентация направлена на какие-то социальные ценности, называемых ценностными ориентациями. Только признаваемые ценности могут лежать в основе управления активностью. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных личности в данном обществе, называется социальным характером.
Существенный отпечаток на реализацию активности личности откладывают представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Такое представление называется самооценкой личности. Она бывает завышенной, заниженной и адекватной, то есть соответствующая реальным возможностям. Завышенная самооценка затрудняет общение с человеком. На основе самооценки строится определенный уровень притязаний. Под уровнем притязания понимается уровень тех заданий, к осуществлению которых человек считает себя готовым.
Психология для анализа различных форм активности применяет анализ образа жизни человека. Образ жизни - это совокупность разнообразных форм человеческой активности; или образ жизни - это совокупность устоявшихся типичных для определенных социально- экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, индивидов в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах, во взаимных отношениях людей и личной жизни.
Таким образом, в основе активности личности человека, которая актуализируется в форме деятельности, лежат потребности, интересы, склонности и идеалы. Поэтому управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу его потребностей, или, другими словами, управлять активностью означает организовать потребностную сферу. На проявлении активности сказываются социальные установки, ценностные ориентации, социальный характер личности, и проявляется все это многообразие в образе жизни человека. Только анализ образа жизни человека может выявить те мотивы, которые движут активность личности.

Контрольные вопросы
1. Общее понятие о личности в психологии.
2. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.
3. Психологическая структура личности.
4. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности.
5. Статистическая и динамическая структуры личности.
6. Становление личности. Становление индивидуальности. Социализация личности.
7. Социально-психологические механизмы социализации.
8. Стадии социализации личности.
9. Структура личности по З. Фрейду.
10. Коллективное бессознательное К. Юнга.
11. Побудительные силы личности. Потребности как источник активности личности.
12. Врожденные и приобретенные потребности.
13. Механизм формирования потребностей.
14. Интересы, склонности и идеалы. Уровень притязаний.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.