Психология личности - Способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология личности
Психологические свойства личности
Способности
Психология межличностных отношений
Все страницы

 

4.2.3 Способности

Способности как индивидуально - личностные качества человека, обеспечивающие быстроту и легкость освоения деятельности. Природа человеческих способностей. Общие и специальные способности. Задатки как генетическая основа способностей. Выявление и развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность как уровни развития способностей. Социальная среда и развитие способностей. Компенсация

Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической, и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они имеются, у других нет?
Что же представляют собой способности?
Для того чтобы лучше разобраться в этой категории, рассмотрим три подхода:
1. Житейский.
2. Этимологический.
3. Научный.
Житейский подход к понятию «способности»
В наших обыденных разговорах мы часто употребляем термин «способности» не только относительно человека, но и относительно других предметов (например: «алмаз способен резать стекло»), то есть используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа и др.). В обыденной практике способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.
Этимологический подход к понятию «способности»
В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами - «одаренный», «талантливый» и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». В этом же словаре имеются другие термины: «способливый» и «способляться». Способливый человек - это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин «способный» определяется через соотношение с успехом в деятельности и приравнивается к понятию «умный».
Научный подход к понятию «способности» отличается от житейского повседневного более узким значением. В науке способности классифицируются на:
- врожденные (от задатков);
- приобретенные (от знаний, умений, навыков).
Способности (как и человека в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более чем для другой науки, важно изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле (греч. akme - вершина; отсюда произошло название новой научной дисциплины - акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес. Изучением этих вопросов занимались В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков [23].
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления:
1. Психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова).
2. Исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.
Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Структура способностей
В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Способности - это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Существуют также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития:
- потенциальные;
- актуальные способности.
Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Имеется и структуризация способностей, исходя из их внутренней структуры:
Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к
общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные, дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной и т.д.
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением.
Представим «конус способностей». Задатки расположены в основании конуса. Далее представлены общие и специальные способности, далее групповые и профессиональные.
Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных.
В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, у личности меняется и структура способностей, проявляются профессиональные способности, которые и завершают конус.

способности

На рисунке продемонстрировано, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рисунка также следует, что «конус способностей» формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противоположном направлении.

способности2

Отобразим вид сверху на «конус способностей» - «горизонтальная» структура способностей, представленная несколькими концентрическими окружностями или кольцами. Зоны 5 и 4 представляют ядро, а остальные - периферию способностей.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.
Структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом:
• Общечеловеческие способности - в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства - ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).
• Общие способности - «родовые» разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.
• Специальные способности - требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего 
развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно-обусловленных.
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно?
Так, например, Ф. Гальтон (1822-1911), английский ученый и антрополог, считал, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Какие факты приводятся в доказательство этой позиции? Прежде всего - это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.
Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и только 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.
Подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.
В подтверждение генотипического фактора указывают на факты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта - в 3 года, литературные способности Пушкина - в 9 лет.
Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов. Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в разных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако, несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически.
Впечатляющие результаты в подтверждение наследования способностей были получены также в экспериментальных исследованиях на животных с применением методов искусственной селекции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались «умные» крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и «глупые». Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки «умных» крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их «родители», а показатели «глупых» крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно.
Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях - маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
По мнению американского ученого Ушби, способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие - только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей.
Таким образом, исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей.
Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п.
Во-вторых, психологическая сторона способностей, то есть особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психического образований и т.д.
В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями.
Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.
Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразия и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности и от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [39].
2. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
3. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно-значимых, имеющих революционное значение результатов.
Особенность гениальности, по сравнению с талантом можно объяснить тем, что она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно. Ю. Мейер говорил, что талантливый человек действует строго обдуманно, он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то выразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою. Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не осознавая этого.
Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешенных. Но как только прошел момент возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешенным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует сходство. Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы, существующие лишь в его воображении.
Если обратиться к решению вопроса - в чем именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, можно сказать, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого.
По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Они более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем обыкновенные люди, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, которые незаметны для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячи раз, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством. Но именно эта сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но вообще ученые, начиная с древнейших времен.
Обыкновенный человек поражается способности гениального перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Это способность обуславливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывать ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит и от того, что являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей. Так, Бетховен и Ньютон, в процессе занятия - один музыкальными композициями, а другой решением задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.
Некоторые считают оригинальность тем качеством, которое резко отличает гения от таланта. Точно также Ю. Мейер говорит: «Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется обыкновенному человеку труднодоступной; гений попадает в цель, которая обыкновенному человеку даже и не видна. Оригинальность - в натуре гения».

Контрольные вопросы
1. Общая характеристика способностей.
2. Общие и специальные способности.
3. Отличительные признаки способностей. Структура способностей.
4. Врожденное и приобретенное в общей структуре способностей. Задатки и способности.
5. Классификация способностей по степени их выраженности.
6. Развитие способностей. Роль наследственных и средовых факторов в развитии способностей.
7. Одаренность, талант, гениальность как уровни развития способностей.
8. Возрастной фактор и фактор жизненного опыта в развитии и проявлении способностей.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.