На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология личности - Психологические свойства личности
Психология личности - Психологические свойства личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология личности
Психологические свойства личности
Способности
Психология межличностных отношений
Все страницы

 

4.2 Психологические свойства личности

Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально- типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность человека.

4.2.1 Темперамент и характер

История учения о темпераменте. Система описания темперамента Гиппократом. Конституциональные теории У. Шелдона, Э. Кречмера. И.П. Павлов о сущности темперамента. Типы высшей нервной деятельности и тип темперамента. Основные свойства возбуждения и торможения: сила-слабость; подвижность-инертность; уравновешенность-неуравновешенность. Дополнительные свойства темперамента: сензитивность, активность-реактивность, темп реакций, пластичность-ригидность, интро- экстраверсия, лабильность. Тип темперамента и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и воспитание. Характер как совокупность индивидуальных устойчивых черт личности. Темперамент и характер. Социальное и биологическое в структуре характера. Характер как система черт, отражающих отношения личности: отношение к себе; отношение к людям; отношение к деятельности; отношение к предметам. Типологии характеров по Э. Фромму, Е. Личко, К. Леонгарду. Понятие об акцентуации характера.

Акцентуации и патология
На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Люди начинают знакомиться с темпераментом очень рано. Еще в детстве заметно, что одни подвижны, энергичны, эмоциональны, настойчивы, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению человека. Темперамент легко определить по скорости возникновения, глубине и силе чувств, по отзывчивости на чувства других людей, по скорости движений человека, по общей его подвижности, по темпу его речи и тембру голоса, по умению быстро и легко включаться в работу, по умению
увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по желанию общаться с другими людьми, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица. Таким образом, темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе и другим.
Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
С.Л. Рубинштейн подчеркивал [65], что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность, и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.
Учение о темпераменте возникло еще в древности, интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать органическую основу темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем многообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. (Vвек до н.э.)). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно их описал. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, он сделал попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением четырех основных видов жидкости («соков организма») в их организме - крови, слизи, желтой и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом «temperamentum» - «надлежащее соотношения частей», «соразмерность», «правильная мера». При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. У сангвиников преобладает кровь (от лат. sanguis - кровь), у флегматиков - слизь (от лат. phlegma - слизь), у холериков - желтая желч (от лат. chole - желчь), у меланхоликов - черная желчь (от лат. melanos chole - черная желчь). Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (129-199 или 131-201 г.г. н.э.) характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Свою типологию темпераментов он изложил в известном трактате «De temperamentum». Им были выделены 13 типов темпераментов, но затем они были сведены до четырех. Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий, подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Гиппократом и Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) в конце XVIII века говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и комплекцию. Но с точки зрения психологической И. Кант рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У И. Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимы. Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-либо страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля. И, наконец, по мнению И. Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.
У Вильгельма Вундта (1832-1920) темперамент - это соотношение скорости и силы «душевных движений».
В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с И. Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуально психологических свойств (характера личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.
В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочить и каким-то образом группировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила конституционная типология, предложенная немецким психиатром Эрнстом Кречмером (1889-1964), который в 1921 году опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер» [35]. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений тела, что позволило выделить четыре конституциональных типа:
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
3. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
4. Диспластики - люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования:
1. Шизотимик.
2. Иксотимик.
3. Циклотимик.
Шизотимик, имеет астеническое телосложение, замкнут, подвержен колебаниям настроений, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. У циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Теория Э. Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х гг. XX века. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы существования основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины эмбриологии. Им выделены три типа:
1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы). Людям с данным типом свойственно относительно слабое телосложение, с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань) - стройное и крепкое тело, большая физическая устойчивость и сила.
3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань) - хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела:
1. Висцеротония (от лат. viscera - внутренности).
2. Соматотония (от греч. soma - тело).
3. Церебротония (от лат. cerebrum - мозг).
Лиц с преобладанием определенного типа телосложения У. Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками, церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.
Для висцеротоников характерна расслабленность в осанке и движениях, медленная реакция, эмоциональная ровность, терпимость, отсутствие взрывных эмоций и поступков, любовь к комфорту, безмятежная удовлетворенность, пристрастие к еде, социализация пищевой потребности, наслаждение от процессов пищеварения, жажда любви и одобрение окружающих, ориентация на других, потребность в людях в трудную минуту, социофилия (любовь к общественной жизни), ориентация на детей и семью, мягкость и легкость в обращении и внешнем выражении чувств, приветливость со всеми. Для соматотоников - уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности и риску, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них, спартанская выносливость боли, потребность в доминировании, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания, самоуверенность, шумное поведение, с трудом приглушаемый голос, ориентация на занятия юношеского возраста, внешний вид соответствует более пожилому возрасту, клаустрофобия
(боязнь замкнутого пространства). Для церебротоников - заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, склонность к уединению, склонность к рассуждениям, исключительное внимание, эмоциональная заторможенность, скрытность чувств, самоконтроль мимики, чрезмерная чувствительность к боли, хроническая усталость, тихий голос, избегание шума, заторможенность в общении, социофобия (страх перед общественными контактами), агрофобия (боязнь открытого пространства), юношеская живость и субъективное мышление, ориентация на пожилой возраст.
В современной психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом строгой научной критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды.
Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении зависимости протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена русским физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849-1936) и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей [57].
В лабораториях И.П. Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние.
На основе полученных результатов исследований И.П. Павлов показал [57], что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Э. Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг. Проведенные И.П. Павловым исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента - темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются:
Во-первых, сила нервной системы, то есть сила процесса возбуждения и торможения. Во-вторых, уравновешенность нервной системы, то есть степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс). В-третьих, подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, то есть выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильнее раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные
процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.
Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Преобладание процесса возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Третье свойство нервной системы - подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
И.П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы или тип нервной деятельности. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы. Приведенная таблица выражает принятую классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.

Особенности

Особенности нервных процессов

Тип

Вид

внешнего

По силе

По подвижности

По уравновешенности

ВНД

темперамента

поведения

 

 

 

 

 

Чрезмерно

сильные

подвижные

неуравновешенные

безудержный

холерик

активный

 

 

 

 

 

Активен

сильные

подвижные

уравновешенные

сильный

сангвиник

Вялость

сильные

малоподвижные

уравновешенные

инертный

флегматик

Скованность

сильные

подвижные

неуравновешенные

слабый

меланхолик

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы. И.П. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовать и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.
Таким образом, под типом нервной системы И.П. Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамента. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысле можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.
Благодаря исследованиям И.П. Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Тем, не менее, типология И.П. Павлова стала источником многочисленных опытов и исследований в этой области. В нашей стране в 50-е гг. проводились лабораторные исследования поведения взрослых людей под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов лабильность и динамичность. Лабильность нервных процессов - свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного и тормозного процессов). Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.
В отличие от И.П. Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.
Психологические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа иногда может компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.
И.П. Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, то есть наследственным типом. Это подтверждается в опытах на селекции животных и при изучении близнецов у человека, воспитывающихся в разных семьях. Несмотря на это, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания (особенно в раннем детстве), вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и (в подростковом или даже в зрелом возрасте) в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Например, при суперопеке родителей ребенок может вырасти трусливым, нерешительным, неуверенным в себе человеком, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени.
От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, особенностью нервной системы в дошкольном возрасте является ее слабость и неуравновешенность, что накладывает отпечаток на свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента, зависящие от типа нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются в достаточной степени, проявляются несколько позднее, фактически уже в школьном возрасте.
Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента.
Таким образом, темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается указанием на тип высшей нервной деятельности свойственного для данного темперамента. В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются основные свойства темперамента.
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на чистый гладкий лист, на котором можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка необходимо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента (А.В. Петровский) [59]. К свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которое определяют динамическую сторону психической деятельности, а именно:
1) Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания).
2) Психический темп и ритм.
3) Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли).
4) Направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеалам, образам).
Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с другими людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека (А.В. Петровский) [59]. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.
Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента (А.В. Петровский, Е.И. Рогов) [59]. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение всей жизни и при разнообразных обстоятельствах, пи этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные свойства психики).
Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств:
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменения (Р.С. Немов). В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека.
Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов (В.Г. Крысько). В данном определении сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.
Темперамент - это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде (А.А. Крылова). В данном определении обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение не содержит терминов «динамика психических процессов», «психические свойства», в нем говорится о характеристиках реагирования и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования. Только по признакам определения «степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности» становится более понятным, что речь идет о психических процессах.
Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно- динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности. (В.В. Богословский). В данном определении основной акцент смешен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.
В литературе разнообразны подходы и к описанию свойств темперамента.
Е.И. Рогов рассматривает сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить четыре основных типа темперамента.
Р.С. Немов со ссылкой на В.М. Русалова выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компонента: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.
Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, так как в ней учитывались достижения современной психофизиологии. В.М. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока: хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действий с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. С точки зрения данной концепции темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному. Так, по мнению В.М. Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить:
- активность;
- продуктивность;
- возбудимость;
- тормозимость;
- переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, рассматривает, припоминает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, то есть умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстро запоминают информацию и припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнить сильные и размашистые движения. Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе. От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивидов с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, ровно и как темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок. Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатления надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. Продуктивность их общения, то есть способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа - малоактивных и обладающих невысоким темпом.
В жизни нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность людей. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Каждому отдельному типу темперамента свойственны свои характерные особенности. Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Степень проявления различных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различна, но определенное соотношение этих свойств постоянно. Взаимная связь свойств, характерная для каждого типа темперамента, проявляется также в том, что качественная характеристика каждого отдельного свойства зависит от всех остальных свойств типа темперамента. Например, несдержанность зависит от силы нервных процессов и их уравновешенности. Неуравновешенность, то есть преобладание возбуждения над торможением возможна при различной выраженности силы нервной системы. Несдержанность человека, у которого сильное возбуждение преобладает над сильным не менее сильным торможением, - это страстная безудержность. Несдержанность человека, у которого слабое возбуждение преобладает над еще более слабым торможением, имеет характер истерической неуравновешенности.
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами:
1. Сензитивность - о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешних воздействий, необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скорость эта реакция возникает.
2. Реактивность - это свойство определяется тем, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук.
3. Активность свидетельствует о том, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей (настойчивость, целенаправленность в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе).
4. Соотношение реактивности и активности определяется по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайного события) или от его целей, намерений, стремлений, убеждений.
5. Пластичность и противоположное качество ригидность свидетельствуют, насколько легко, быстро и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).
Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.
6. Темп реакции определяют по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, динамике жестов, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
7. Экстраверсия - интроверсия определяется по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, собственных представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
8. Эмоциональная возбудимость определяется по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения у человека эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Учитывая все перечисленные свойства можно дать характеристики основных классических типов темперамента [55]. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов темперамента, сразу подчеркнем, что нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает высокой скоростью реакции. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу можно угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Ему присущи быстрые движения, быстрый темп речи. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. Сангвинику присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность, находчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, быстрое включение в новую работу, легко переучивается, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию. У недостаточно воспитанного сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, так как подвижность нервной системы обусловливает изменчивость его чувств, настроений, привязанностей, интересов и взглядов.
Человек с холерическим темпераментом отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Ему присуща быстрая реакция, подвижность и энергичность в деятельности, постоянное стремление быть в впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник, отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных. У холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство, вспыльчивость, так как реактивность явно преобладает над активностью. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает, злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно, так как неуравновешенность нервных процессов холерика предопределяет цикличность в смене его активности. Увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность невротическим срывам и конфликтам. Вообще непостоянство - характерная черта холерика.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительные и замедленные, так же, как речь. Ему свойственны энергичность, надежность, работоспособность, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, на критические замечания реагирует спокойно, пользуется авторитетом среди подчиненных, готов оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, но страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное, способен решать несколько заданий, быстро переключается с одного задания на другое. Флегматик - стратег, поэтому он постоянно сверяет свои действия с перспективой. Недостатки флегматика: так как флегматик прочно запоминает все усвоенное, поэтому с трудом отказывается от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, в общественной работе пассивен, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен, он трудно и медленно приспосабливается к новым условиям, трудно сходится с новыми людьми, нередко долго колеблется, принимая решение, но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.
Меланхолик. Человек с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, «стопор», растерянность, «стресс кролика» и подвижностью психических процессов, быстрым восприятиям приказаний старших (например, начальника), активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики нередко имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности. Вместе с тем у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх перед старшим начальником, волнуется перед получением нового задания. Повышенная чувствительность меланхолика приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими. Человека со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым товарищем и душой коллектива. Человеку с инертным меланхолическим темпераментом характерно усердие и аккуратность при выполнении обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляет внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной ситуации, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативности в опасных условиях, попустительство и лень.
Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что достоинства одного типа (например, флегматика) являются недостатками другого (например, неуравновешенного меланхолика). Оказывается, что чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики встречаются реже, а уж о меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И. Герцен был типичным сангвиником, И.А. Крылов - флегматиком, А.С. Пушкин - холериком, а Н.В. Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя а военном поприще выдающиеся полководцы - холерик А.В. Суворов и флегматик М.И. Кутузов.
Из комментариев В.А. Крутецкого следует, что воспитание человека с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формировании его как личности. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
• Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают больше воздействие, чем менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействия на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила соответствующей реакции у него значительно больше.
• Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на какие- либо события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный человек почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
• Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.
• Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.
Таким образом, темперамент - это внешнее проявление типа нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может изменяться, происходит маскировка истинного темперамента. Поэтому было бы ошибкой считать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов, у большинства же можно наблюдать сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизнедеятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

4.2.2 Структура и черты характера

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структурность характера прослеживается в закономерной зависимости между отдельными сторонами характера. И.П. Павлов обращал внимание на то, что в целостной системе отдельные части имеют разное значение: одни выдвигаются на первый план, другие - замаскировываются, третьи отступают на задний план.
Определить структуру или строение характера личности означает выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.
В структуре характера разные исследователи выделяют различные свойства.
Б.Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств, как уравновешенность - неуравновешенность, сензитивность - агрессивность, широта - узость, глубина - поверхностность, богатство (содержательность) - бедность, сила - слабость.
Н.Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу и твердость.
Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют дополнительного серьезного анализа и обобщения.
Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера, прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально- своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности:
- волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость;
- эмоциональные - уравновешенность, страстность, впечатлительность;
- интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.
В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера: темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Общим для характера и темперамента, является их зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего от типа нервной системы.
Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, гибкость, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность, динамичность и экспансивность в реакциях т.д. (однако он не предопределяет характер).
Характер долгое время отождествляли с волей человека. Выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется - волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; с другой стороны, эти свойства обусловливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели.
Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание и на эмоциональные свойства личности. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен - все это определенным образом характеризует его как личность. Таким образом, имеется взаимосвязь между чувствами и свойствами характера.
Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так называемых черт характера.
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.
В структуре характера исследователи выделяют следующие группы черт:
• К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также система отношений к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений личности к действительности.
• Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
В самом общем виде все черты характера можно разделить на:
- основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений,
- и второстепенные, определяемые основными.
Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в следующей системе отношений:
1. Отношение человека к окружающему миру.
2. Отношение к деятельности.
3. Отношение к другим людям.
4. Отношение к себе.
5. Отношение к предметам
Необходимо отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они неодновременно и не в совокупности становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само их содержание выполняет различную роль в реальном бытии человека.
Характеру человека как структурному образованию не только свойственно проявлять себя в рассмотренных ранее отношениях. Он обладает и такими свойствами, которые присущи ему как целому: устойчивость - пластичность, активность, сила, степень глубины и цельность. Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его определенности, пластичности. Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества характер изменяется и развивается. Степень глубины характера отражает связь его черт со стержневыми отношениями личности, то есть она отражает базовые свойства данной личности и их определяющую роль по отношению к другим свойствам, более поверхностным. Таким образом, человек проявляет те или иные черты поведения в зависимости от того, какие свойства преобладают в структуре характера.
В сформировавшемся характере ряд исследователей (А.Г. Ковалев, В.В. Богословский, Л.Н. Щербаков) выделяют ведущим компонентом систему убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей и уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.
Э. Фромм [72] условно разбивал характеры на два вида, сообразно двум способам человеческого существования («иметь» и «быть»):
1. Характеры неплодотворных ориентаций («иметь»).
2. Характеры плодотворной ориентации («быть»).
Характер каждой личности обычно представляет собой сочетание всех или нескольких ориентаций, но одна из них обычно доминирует. Рассмотрим подробнее неплодотворные ориентации:
• Рецептивная ориентация. Человеку представляется, что источник всех благ лежит вовне. Он считает, что единственный способ обрести желаемое (материальное, любовь, знание, удовольствие) это получить его из внешнего источника.
• Эксплуататорская ориентация. Человеку также представляется, что источник всех благ лежит вовне и ничего нельзя создать самому. Но он не надеется получить что-либо в дар от других, а отнимает у них желаемое силой или хитростью.
• Стяжательская ориентация. Человек мало верит, что он может что-то получить из внешнего мира. Он считает, что его безопасность основана на стяжательстве и экономии, а траты он воспринимает как угрозу.
• Рыночная ориентация. Человек воспринимает себя товаром, который необходимо как можно более выгодно представить и дорого продать.
Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности. По наблюдениям известного психиатра К. Леонгарда у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает на три существенных отличия акцентуированного характера от патологии характера:
1. Акцентуированный характер не проходит через всю жизнь индивида «красной нитью». Он обостряется только в подростковом возрасте, а в процессе взросления сглаживается.
2. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях.
3. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.
Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента.
К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента. Классификация К. Леонгарда представляет следующие типы характеров:
• Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В общении прослеживается спонтанное отклонение от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности. Этому типу людей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.
• Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обостренное чувство справедливости. Отталкивающие черты этого психологического типа в общении - медлительность, пассивность и индивидуализм.
• Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.
• Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе из-за низкой коммуникативной компетенции.
• Застревающий тип - человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинированность.
• Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью, как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.
• Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
• Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.
• Демонстративный тип. Люди этого типа контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Притягательные черты людей этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести за собой.
• Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настроениям.
• Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.
• Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.
Рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

Контрольные вопросы
1. Общее понятие о темпераменте.
2. Физиологический и нейродинамический подходы к проблеме темперамента.
3. Система описания темперамента Гиппократом.
4. Единство психического и соматического в учении Э. Кречмера.
5. Типы высшей нервной деятельности и темперамента человека.
6. Дополнительные свойства темперамента: сензитивность, активность-реактивность, темп реакций, пластичность-ригидность, интро- экстраверсия, лабильность.
7. Классификация типов темперамента и их психологическая характеристика.
8. Тип темперамента и индивидуальный стиль деятельности.
9. Определение характера и его отличительные признаки.
10. Классификация черт характера.
11. Структура характера.
12. Формирование характера. Роль наследственных и средовых факторов в этом процессе.
13. Понятие об акцентуации характера Точка зрения К. Леонгарда.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.