Акцентуации характера
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Акцентуации характера.

Характер человека проявляется в особенностях поведения личности в общении и деятельности. В нем интегрированы многие свойства личности в их своеобразии. Характер выражает устойчивые отношения человека к различным сторонам действительности. О характере человека следует судить не только по его самооценке, но и по объективным показателям его отношения к людям, коллективу, по отношению к своей деятельности. Характер в подростковом возрасте довольно многообразен. У молодого человека могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, трудолюбие и лень. Своеобразие характера подростка обычно проявляется в его акцентуации, которая обусловлена социальными факторами – усложнением взаимоотношений с окружающими и физиологическими изменениями в организме. Недостаточный учет особенностей характера в этом периоде способствует возникновению конфликтных ситуаций в семье и школьном коллективе.

Тип акцентуации

Особенности типа

Методы коррекции

1. Гипертимный тип характера

Главная особенность этого типа – постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Подростки этого типа плохо переносят дисциплинарный, авторитарный режим, отсутствие широких контактов со сверстниками. Их склонности и интересы отличаются крайним разнообразием и непостоянством.

Легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является независимой самостоятельной личностью и проявляет к подростку интерес, уважение, благожелательность. Желательно обеспечить возможность широких контактов. Хорошо действует включение в группу молодежи немного старшей по возрасту. Среда общения должна быть разнообразной, с богатыми возможностями применения способностей подростка. Трудовая и учебная деятельность должна осуществляться в коллективе с возможностями включения в разнообразные виды работы. Характер труда должен быть разнообразный, творческий, не монотонный.

2. Эпилептоидный
тип характера

Характеризуется недостаточной управляемостью поведения, нетерпимостью, конфликтностью, а также вязкостью мышления, педантичностью. Подростки данного типа хорошо чувствуют себя в условиях строгого дисциплинарного режима, особенно если им удается добиться положения, дающего им определенную власть. Все их увлечения, как правило, связаны с коллекционированием, которое часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью.

Беседу с подростком лучше начинать с его положительных сторон - аккуратности, способности к ручному мастерству, точности расчетов, педантичности в выполнении порученного дела. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от вредных привычек. Следует обратить внимание на то, что отрицательные черты характера – взрывчатость, склонность к злобно-раздражительному настроению могут повредить самому подростку, его здоровью, благополучию.
Необходимо отдавать предпочтение работе, требующей аккуратности и тщательности выполнения.

3. Лабильный
тип характера

Отличается крайне изменчивым настроением. Интере интересы и увлечения ограничиваются жаждой
получения новой, легко доступной информации,
не требующей критической интеллектуальной обработки, отсюда потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих обмениваться такой информацией, либо увлечение теми занятиями, которые являются престижными в глазах окружающих.

Нуждается в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким другом может стать педагог. Среда, учебная и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Необходимо избегать насмешек, подчеркивания недостатков, неудач. Таких подростков нужно почаще хвалить и одобрять.

4. Конформный
тип характера

Главные черты этого типа – постоянная ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, консервативность и безынициативность. Они легко справляются с работой и могут достигнуть хороших результатов, если от них не требуется постоянной личной инициативы, четкого регламентирования и заранее известно, что и как делать в каждой ситуации.

Необходимо создание ситуаций, вовлекающих конформных подростков в положительную микросреду. Поощрять, стимулировать проявление самостоятельности, ответственности, смелости в решении вопросов. Необходима опора на положительный пример.

5. Неустойчивый тип характера

Лица этого типа слабовольны, легко внушаемы, не имеют устойчивых интересов и склонностей. Все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Но в условиях жесткого режима и дисциплины могут приобрести положительные трудовые навыки.

Слабоволие неустойчивых позволяет удерживать их в обстановке сурового и жесткого регламентированного режима. Когда безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они смиряются и работают.

6. Истероидный
тип характера

Главные черты – эгоцентризм, демонстративность и жажда постоянного внимания. Все интересы и увлечения подростков связаны с занятиями, которые позволяют оказаться в центре внимания. Они участвуют в самодеятельности, увлекаются экстравагантной одеждой, могут заниматься изучением языков, литературной деятельностью.

Подростки с этим типом характера наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Необходимо отыскать среду, где эгоцентрические устремления могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Например публичные выступления. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства.
Истероида можно поощрять вниманием за его положительные действия.

7. Циклоидный
тип характера

Отличаются резкими сменами настроения. Характерен сниженный фон настроения, вялость упадок сил, все валится из рук. То, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует больших усилий. В учебе периоды активной работы сменяются безразличием к предметам. В разное время он ведет себя то как гипертим, то как гипотим.

При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме необходимо действовать как с гипертимами, при спаде – ровное теплое отношение. Необходимо избегать критики и наказаний, не фиксировать внимание на неудачах. Следует на поминать о том, что скоро наступит подъем настроения.

8. Сензитивный
тип характера

Основные черты – робость, стеснительность, чувство собственной неполноценности. Увлечения можно разделить на истинные, гармонирующие с их особенностями, и на те, которые им не свойственны, обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Первая группа увлечений относится к интеллектуально-эстетическим занятиям: музыкой, шахматами и т.д. Другая группа направлена на общественную работу, либо на силовые виды спорта.

Нуждается в длительных убеждениях, опровергающих неполноценность. Желательно создание ситуаций, в которых подросток может ощутить свою необходимость другим, чувствовать свою состоятельность, достигнуть успеха в деятельности.

9 Психастенический
тип характера

Его особенности – повышенная тревожность, мнительность, трудность принятия решений. Увлечения ограничены интеллектуально - эстетическими занятиями. Интерес и профессиональные склонности, как правило, лежат в таких сферах деятельности как «человек-природа», «человек - художественный образ».

Хорошо поддаётся рациональному разубеждению. Однако склонность к самокопанию может свести все убеждения на нет, и лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия реальной действительности. Можно рекомендовать занятия спортом, но без участия в соревнованиях.

10. Астено-невротический
тип характера

Главные черты – астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

Подростки с этим типом характера нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении, также нуждаются в помощи при разрешении конфликтных ситуаций. Включение в активную деятельность должно быть постепенным. Можно начать с небольших индивидуальных поручений. Стимулирование и поощрение инициативы, волевых качеств повышает уровень самооценки подростка.

11. Шизоидный
тип характера

Особенности типа – отгороженность, замкнутость, трудность в установлении контактов со сверстниками, своеобразность и необычность занятий и увлечений. Они поражают необычностью выбора предмета увлечения – буддизм, китайские иероглифы и т.п. Им хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах.

С таким подростком трудно вступить в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор с его увлечений. Если подросток говорит сам, надо внимательно, не прерывая его выслушать. Избегать ситуаций, где он может стать объектом насмешек, издевательства. Можно помочь найти друга со сходным типом характера.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.