Психика и сознание
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психика и сознание
Различные состояния сознания
Механизмы психологической защиты
Мозг и психика
Все страницы

2.1 Развитие психики и сознания

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные психические процессы. Отражение как всеобщее свойство материи. Раздражимость, тропизмы, чувствительность как качественно новые типы отражения. Возникновение психики в эволюции животного мира. Стадии и уровни развития психики. Совершенствование нервной системы и типы поведения: рефлексы, инстинкты, научение, зачатки интеллектуального поведения

Сознание

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся во взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за всю эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть умение приспосабливаться к разнообразным и неожиданным условиям существования.
В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках, отвечающих за межполушарные связи, имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.
Мозг человека как главный отражатель объективного мира является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.
Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.
Рассмотрим развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенез (от греч. «филэ» - племя, род, «генезис» - происхождение) - развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющую кору головного мозга (от рыб до человека).
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
• антропопсихизм - психика присуща только человеку;
• панпсихизм - всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);
• биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);
• нейропсихизм - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
• мозгопсихизм - психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Таким образом, вся материя, начиная с неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, то есть способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи.
Критерием появления задатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.
Таким образом, появляется более сложное свойство - раздражимость. Способность изменять физиологическое состояние организма, его отдельных органов, клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Раздражимость - это критерий жизни вообще. Раздражимость - это тоже отражение, только более сложное. Землю населяет огромное количество живых существ. Если бы среда обитания была повсюду одинакова, то и не было бы такого разнообразия животного мира. Живые существа изменяются, совершенствуются, приспосабливаясь к внешним условиям. Чем сложнее способ отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды, тем более сложными и разнообразными становятся его формы поведения. Рассмотрим, как усложняются формы отражения внешних воздействий и, соответственно, формы поведения в животном мире по мере эволюционного роста.
Все живые организмы, начиная с одноклеточных, обладают такой формой поведения как тропизм (от греческого слова «поворот», «направление»). Например, инфузория- туфелька приближается ко всему, что похоже на пищу и удаляется от любых неприятных стимулов. То есть ее форма реакции на внешние воздействия весьма однообразна: либо приближение, либо удаление от источника раздражения. Тропизмы присущи организмам, лишенным нервной системы.
С появлением нервной системы, даже самой элементарной, мы говорим о возникновении психики как особой формы отражения. Уже у кишечнополостных организмов присутствует элементарная нервная сеть, что обеспечивает появление такой формы поведения как рефлекс.
Таким образом, критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс - это закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Рефлекс - ответная реакция на раздражитель. Если дотронуться до тела медузы, то по всей его поверхности пробежит волна мышечных сокращений. Это простейший пример рефлекса. Чем сложнее нервная система, тем сложнее и дифференцированнее будут рефлексы, тем меньше организм будет зависеть от среды.
Тропизмы и рефлексы - это самые простейшие и стереотипные реакции, характерные для самых простых животных. С дифференциацией нервной системы появляется такая форма поведения как инстинкт.
Инстинкт - врожденная программа действий. Некоторые формы поведения, которые позволяют живому организму приспособиться к условиям среды и выжить в результате естественного отбора закрепляются и передаются по наследству (генетически). Пример: весенние и осенние перелеты птиц, строительство запруд у бобров, заготовка пищи у некоторых млекопитающих и птиц и т.д. Сигналом к включению генетической программы действий является какой-либо фактор среды. Например, сигналом к перелету птиц служит снижение температуры воздуха и сокращение светового дня.
Научение - еще более сложная форма поведения животных. Она появляется со способностью к формированию условных рефлексов и является приобретенной формой поведения. По данным Ж. Годфруа, способностью к научению обладают весьма примитивные животные. В 1912 году Йеркс предпринял попытку научить дождевого червя двигаться направо в т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось более 150 проб, прежде чем червь безошибочно поворачивал направо. Если он поворачивал налево, то натыкался на сетку, находившуюся под током. Уже в начале века было доказано, что даже такая примитивная нервная система способна накапливать информацию и использовать ее по назначению.
Самой сложной формой поведения в животном мире является способность к умозаключениям. Такой способностью обладают некоторые птицы, млекопитающие и человекообразные обезьяны. Эти животные способны применять уже имеющиеся у них навыки, информацию в новых условиях. Пример: голодную собаку запирают в клетке. На некотором расстоянии от клетки помещают кусок мяса, обвязанный веревкой, свободный конец которой лежит у ног собаки. Собаке достаточно потянуть за свободный конец веревки зубами, чтобы притянуть к себе мясо. Однако, она, по-видимому, не способна спонтанно установить связь между этими двумя элементами, чтобы решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как она завладеет бананом, потянув за веревочку. Шимпанзе справляются и с гораздо более сложными заданиями, но все же речь идет только о зачатках интеллектуальной деятельности, так как способности обезьян ограничены.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
На высшей ступени эволюции располагается человек, который обладает самой сложной нервной системной и самой сложной формой отражения действительности - сознанием, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Таким образом, психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание - высшая форма отражения действительности, присущая только человеку. Слово «сознание» буквально означает «совокупность знаний». Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощение достижений психического развития человечества.
Для трудовой деятельности характерно:
• Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для дальнейшего использования. Изготовление самого простого орудия труда требует сознательных действий, планирования, запоминания. Таким образом, изготовление орудий труда связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.
• Продуктивный характер и целенаправленность процессов труда.
• Подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая определяет характер и способ трудовых действий.
• Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.
Труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. Таким образом, общение и труд - основные предпосылки возникновения сознания человека.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформируя природные задатки и функции в высшие психические функции - специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К факторам поведения можно отнести:
- отдельные движения и жесты;
- внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей;
- действия, которые имеют определенный смысл;
- поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Главными характеристиками деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится каждый раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социализация, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и т.д.).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, человек реализует в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и др.
Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
- верхний уровень - уровень особых видов деятельности;
- уровень действий;
- уровень операций;
- самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.
Действие - основная единица деятельности, процесс, направленный на достижение цели. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:
- сенсорные (действия по восприятию объектов);
- моторные (двигательные действия);
- волевые;
- мнемические (действия памяти);
- внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);
- умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).
Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсорные процессы - это те процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:
1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
2) центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
3) моторный момент реакции - процессы определяющие начало и ход движения;
4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнения движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями переживаемыми человеком. Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее, «генезис» - происхождение) - развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии, кризисы.
Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнить с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.
Возрастному развитию присущи два свойства - метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.
Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделение ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности - это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека, например, классификации, охватывающие весь жизненный цикл человека от младенчества до старости. Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным периодам жизни человека.

2.2 Структура психики и сознания

Сознание и его основные характеристики: способность к познанию и самопознанию; способность к коммуникации; способность к мысленному представлению и воображению действительности. Предпосылки возникновения сознания. Общественная природа сознания. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного в структуре психики

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как «Я», или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то, что есть подобие» бытия этого что-то. Многие ученые рассматривают сознание как самую важную вещь в мире.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чем же смысл существования данного термина выступает предметом психологии сознания, философии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.
Существует множество попыток определить термин «сознание»:
1. Сознание - есть центр восприятия чувств и ощущений (Эрдле).
2. Сознание - это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление.
3. Сознание - понимание. Осознать - понять. Без сознания - без понимания. Самосознание - понимание себя.
4. Сознание - способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ).
5. Сознание - высшая, свойственная человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
6. Сознание - с точки зрения материального мира - мера проявления «Я» в мире.
7. Сознание - состояние человека в здравом уме.
8. Сознание - способность адекватно отражать явления действительности.
9. Сознание - свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
10. Сознание - центр обработки информации и принятия решения (психософия).
11. Сознание - мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на язык.
12. Сознание - высшая функция мозга, заключающая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
13. Сознание - результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная. Состояние человека, позволяющее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.
14. Сознание - это особая материя человеческого мозга для воспроизведения реальных образов.
15. Сознание - способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме.
16. Сознание - рядовой механизм психики. Задача механизмов сознания довести воспринимаемую новизну значимость до автоматизмов.
Сознанием является совокупность человеческих знаний и ощущений, получаемых из всех возможных информационных источников (зрительных, слуховых, тактильных, интуитивных, энергетических), пропущенных через призму состояния мозга (грусть, радость, размышление, осмысление), учитываемых при рефлексии, поведении, устремлениях и намерениях, и зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.
Итак, термин «сознание» является одним из самых трудных для точного определения. Сознание, можно определить и так, - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются эти две формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживаниями.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу трудовой деятельности. Известна реактивность организмов, то есть такие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена, прежде всего, спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению.
Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Первичным актом сознания является акт идентификации с символами [45] культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.
Выделяют два слоя сознания:
1. Бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы.
2. Рефлективное сознание, включающее в себя:
- значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (это могут
быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения - понятия);
- смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.
Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной
трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступает средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания).
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.
Функции сознания:
- отражательная;
- порождающая (теоретически-креативная);
- регулятивно-оценочная;
- рефлексивная.
Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, процессы рефлексии, личное сознание. Следовательно, способность к рефлексии - готовность сознания к познанию и самопознанию. Без рефлексии человек не мог бы иметь представления о том, что есть психика.
Мысленное представление и воображение действительности - эта характеристика сознания связана с волей. Представление действительности, отсутствующей в данный момент или не существующей вовсе, выступает как одна из важнейших характеристик сознания. В данном случае человек сознательно отвлекается от восприятия мира, от посторонних мыслей, сосредотачивает сознание на какой-либо мысли объекте.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:
- образ;
- операционное и предметное значение;
- осмысленное и предметное действие.
Таким образом, сознанию присуща интенциональность (лат. intention - стремление), то есть направленность на какой-либо предмет. Сознание - это всегда сознание чего-либо.
В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка. Передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка - способность сознания к коммуникации. Коммуникативные возможности есть и у животных, но только человек с помощью языка передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и том, что знает, видит, понимает, как оценивает информацию и т.д.
Сознание имеет мотивационно - ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.
Кроме того существенной особенностью развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, и выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся условий, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться саморазвитием, самоусовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
• Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение, речь); волевые (решение, исполнение, волевое усилие); эмоциональные (активные и пассивные переживания).
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
• Психические состояния.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной и пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.).
Наиболее изученными являются:
- общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);
- эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и др.).
• Психические свойства личности являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности.
Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:
- интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума и т.п.;
- волевые свойства - решительность, настойчивость и т.п.;
- эмоциональные свойства - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т.п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и представляют
собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности);
- темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
- характер как систему отношений и способов поведения.
Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает на принятие решения, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательные ощущения и т.п.
Впервые отношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый [70] Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он образно сравнивал бессознательную сферу с лошадью, а сознание с всадником. Не всегда всадник правит лошадью, более того, чаще бывает, что лошадь совсем не слушается всадника.
Человек получает многие сигналы от внешнего мира, но осознает только некоторые из них. Исследования многих психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отношений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или новый способ решения задачи. Как только создается этот новый режим или способ, регуляция переходит в режим «автопилота», то есть на подсознательный уровень. Большая часть процессов в нашем организме происходит неосознанно, однако они влияют на наше поведение. З. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут появляться не только трудности адаптации, но и даже заболевания.
Основная часть психических процессов обычно не осознается человеком, однако это не означает, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З. Фрейда позволяет выявить бессознательное [69, 70].
К бессознательному в личности человека З. Фрейд относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов). Это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения [70].
Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляется скрытые для человека мотивы, переживания и мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».
Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по З. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений З. Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:
• когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
• когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
• когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти оптимальный выход из этой ситуации;
• когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных решений.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. В сфере бессознательного выделяют [70]:
1. предсознательное - те представления, восприятия, ощущения, мышление, память, установки, желания, действия, которые ушли из сознания, но могут появиться вновь;
2. подсознательное - явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (двигательные умения и навыки - ходьба, устная и письменная речь, умение пользоваться определенным инструментом и т.д.);
3. бессознательное - это желания, потребности, мысли, намерения, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Более того, З. Фрейд считал, что само бессознательное - это не столько процессы, на которых не сосредотачивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием; в этом случае сознание воздвигает мощные барьеры против них.
Человек может войти в конфликт с социальными запретами, и в этом случае у него увеличивается внутренняя напряженность. В коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, что может повлечь их закрепление, сохранение и травмирующее влияние на психику. Нормализовать состояние психики можно с помощью: - поиска очага (его воспоминания);
- вскрытия (перевода информации в словесную форму);
- переоценки (изменения системы установок, отношений);
- переживания в соответствии с новой значимостью;
- ликвидации очага возбуждения.
В последнее время разработан метод вскрытия, а также поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека - метод ребефинга. Это метод самопомощи, при котором применяется определенная техника дыхания, чтобы придать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях. Ребефинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, хорошее здоровье и внутреннюю гармонию личности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.