Психика и сознание - Мозг и психика
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психика и сознание
Различные состояния сознания
Механизмы психологической защиты
Мозг и психика
Все страницы

 

2.6 Мозг и психика

Психическая деятельность как свойство мозга. Психика и нервная система. Две важнейшие функции нервной системы: связь человека с окружающим миром и управление деятельностью организма. Строение нервной системы: центральная и периферическая системы. Нейрон как основной элемент нервной системы. Большие полушария мозга, их функции. Кора головного мозга, условное деление на лобную, височную, теменную, затылочную доли. Локализация функций в коре головного мозга. Роль возбуждения и торможения в функционировании мозга. Виды торможения: внешнее, охранительное, внутреннее. Работа нервной системы. Рефлекс как основной механизм психической деятельности. Структура рефлекса. Условный и безусловный рефлексы. И.П. Павлов о первой и второй сигнальной системах

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью.
Открытые Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905) и Иваном Петровичем Павловым (1849-1936) и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности (ВНД) являются естественнонаучной основой современной психологии. Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.
Вся нервная система делится на центральную и периферическую.
К центральной нервной системе относится головной мозг и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.
Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения во внешней среде.В жизни стимулы внешней среды (свет, звук, прикосновение и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в частности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называют эффекторами.
Основная функция нервной системы - это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма. 
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.
1 - дендриты;
2 - тело клетки;
3 - аксонный холмик;
4 - аксон;
5 - синапс.
Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющие одни клетки их группы с другими.
В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и имеет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающие импульсы из задних «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним - от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. В частности, если человеку, даже спящему уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его - из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.
Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд важнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющего у человека с рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, чихательного - при раздражении слизистой оболочке носа, кашлевого - гортани и слезоотделительного - глаза. В среднем мозгу замыкаются рефлексы сужения зрачка в ответ на освещение глаза. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными. Осуществляются здесь и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систему внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращения и расслабления отдельных групп мышц при изменении тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т.д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами: поворотом головы, глаз и всего тела, расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов,
быстрым сокращением мышц всего тела - вздрагиванием. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.
Выше и в стороны от среднего мозга лежат скопления нервных клеток, получившие название подкорковых узлов больших полушарий головного мозга. Они осуществляют координацию импульсов, идущих от всех органов чувств, и играют важную роль в возникновении простейших эмоций. Подкорковые узлы обеспечивают координацию сложных двигательных актов.
Следует отметить, что у здорового бодрствующего человека в случаях описанных выше спинномозговых рефлексов нервный импульс не локализуется только в спинном мозгу, а поднимается в головной мозг. Поэтому человек, уколов свою руку, не только непроизвольно ее отдернет, но и почувствует укол, эмоционально его оценит (рассердится или рассмеется). Это относится и к рефлексам, замыкающимся на более высоком уровне. Все они имеют свое корковое представительство, то есть определенные участки коры головного мозга, связанные с теми нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.
Отметим, что в отличие от спинного мозга в больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в их центральных отделах (в подкорковых узлах), но и главным образом по их периферии в виде так называемой коры головного мозга.
Головной мозг подразделяется на несколько отделов, каждый из которых имеет свои функции.
У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она состоит из шести слоев, имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.
Кора головного мозга - это совокупность мозговых отделов, анализаторов. Различные отделы коры могут выполнять одновременно и афферентные и эфферентные функции. Мозговой отдел анализатора состоит из ядра (центральная часть) и рассеянных нервных клеток. Ядро - совокупность высокоразвитых нейронов расположенных в строго определенной зоне коры головного мозга. Поражение ядра приводит к выпадению определенной функции. Рассеянные нервные клетки - менее дифференцированные нейроны, разбросанные по всей коре. В них возникают более примитивные ощущения. Клетки коры связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов. Наибольшее скопление этих клеток в теменной области. Эти клетки необходимы, так как в них возникают ощущения, которые обеспечивают выполнение функции при поражении ядра. В норме эти клетки обеспечивают связь между различными сенсорными системами.
В коре головного мозга существуют проекционные зоны :
Первичная проекционная зона - занимает центральную часть ядра мозгового анализатора. Это совокупность наиболее дифференцированных нейронов, в которых происходит высший анализ и синтез информации, там возникают четкие и сложные ощущения. К этим нейронам подходят импульсы по специфическому пути передачи импульсов в коре головного мозга (спиноталамический путь).
Вторичная проекционная зона - расположена вокруг первичной, входит в состав ядра мозгового отдела анализатора и получает импульсы от первичной проекционной зоны. Обеспечивает сложное восприятие. При поражении этой зоны возникает сложное нарушение функции.
Третичная проекционная зона - ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. К ним поступают импульсы от ассоциативных ядер таламуса и конвергируют импульсы различной модальности. Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.
Кора головного мозга является целостно работающим органом, хотя отдельные его части функционально специализированы. Кору головного мозга условно делят на четыре доли: затылочную, височную, теменную, лобную.
Затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции. При разрушении страдают функции, связанные с распознаванием зрительного образа и нарушается восприятие письма, возникают различные зрительные галлюцинации, страдает зрительная память, выпадение зрительных ощущений (корковая слепота).
Височная область коры головного мозга - слуховые. При поражении - нарушается функция распознавания звуков, возникают звуковые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота, корковая глухота.
Лобно-височная - речевые. Речедвигательная зона (по Хьюлингу Джексону - центр речи) - у большинства людей (праворуких) расположена в левом полушарии. Аналогичные центры, но менее развитые, есть и в правом полушарии, степень их развития зависит от кровоснабжения. Если у левши порождено правое полушарие, функция речи страдает в меньшей степени. Если у детей повреждается левое полушарие, то его функцию на себя берет правое. У взрослых способность правого полушария воспроизводить речевые функции утрачивается. Эта зона состоит из трех отделов:
1. Речедвигательный центр Брока - расположен в нижней части лобных извилин - это двигательный центр мышц языка. При поражении этой области - моторная афазия.
2. Сенсорный центр Вернике - расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи. При поражении возникает сенсорная афазия - человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, так как нарушается восприятие собственной речи.
3. Центр восприятия письменной речи располагается в зрительной зоне коры головного
мозга.
Участки коры головного мозга сзади от центральной борозды - чувствительная зона. При раздражении этой зоны - возникают ощущения, при ее разрушении - выпадение кожной, проприо-, интерочувствительности. Снижение чувствительности - гипостезия, выпадение чувствительности - анестезия, необычные ощущения (мурашки) - парестезия. В верхних отделах зоны представлена кожа нижних конечностей, половых органов. В нижних отделах - кожа верхних конечностей, головы, рта.
Наибольшая часть коры больших полушарий, представленная центральной извилиной и лобной долей отвечает за движения. При раздражении - различные двигательные реакции, при ее разрушении - нарушения двигательных функций: адинамия (ослабление), парез (резкое снижение), паралич (исчезновение).
Чувствительная и двигательная зоны тесно связаны друг с другом. В двигательной зоне много афферентных нейронов, получающих импульсы от проприорецепторов - это мотосенсорные зоны. В чувствительной зоне много двигательных элементов - это сенсомоторные зоны - отвечающие за возникновение болевых ощущений.
У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и умирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней, клетки крови живут около месяца. Клетки же коры головного мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и начинают умирать только в старческом возрасте. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.
В мозгу человека имеются все структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более возрастает. Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки, то она почти не изменяет своего поведения, а если удалить кору у собаки, то она становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.
Стержнем представлений И.П. Павлова о механизмах деятельности центральной нервной системы является взаимодействие основных нервных процессов - торможения и возбуждения. Любая реакция организма обусловлена возбуждением определенных групп нервных клеток, а ее прекращение - развитием торможения.
Эти процессы могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Врожденными свойствами нервной системы являются безусловное возбуждение и безусловное торможение, а приобретенными: условное возбуждение и условное торможение.
Кроме того, И.П. Павлов разделял все виды торможения на внешнее и внутреннее. Если во время классического павловского эксперимента производить шум, стук и т.д., то у стоящей в станке собаки возникает ориентировочная реакция, которая тормозит условный рефлекс. Раздражения, идущие от внутренних органов (жажда, недомогание и т.д.), так же оказывают тормозящее действие на скорость выработки условных рефлексов. Каков бы ни был раздражитель, он приведет к возникновению нового очага возбуждения в коре головного мозга, и этот очаг ослабит или усилит условно-рефлекторную деятельность. Это так называемое внешнее торможение, так как новый очаг возбуждения, возникший в коре, является внешним по отношению к дуге выполняемого рефлекса. Раздражители, вызывавшие развитие торможения, могут идти как из внешнего мира, так и от внутренних органов животного. Внешнее торможение относится к врожденному безусловному свойству нервной системы. Оно бывает двух родов:
1. Гаснущие, когда действующий во время работы собаки раздражитель постепенно перестает вызывать ориентировочный рефлекс у животного.
2. Неугасающие, возникающие при наличии какой-либо физиологической потребности или наличия в организме патологического процесса.
К безусловному торможению относят и запредельное торможение, возникающее в нервной системе в ответ на очень сильные раздражители. Оно возникает в том случае, когда наступает предел работоспособности нервных клеток. В связи с тем, что тормозной процесс предохраняет нервные клетки от истощения, этот вид торможения называют еще и охранительным. Запредельное торможение часто проявляется в виде отказа собаки от выполнения простейших команд, замирании в одной позе, засыпании.
Наряду с образованием положительных условных рефлексов, в индивидуальной жизни животного образуется внутреннее торможение, служащее основной тормозных, или отрицательных, условных рефлексов. Такое торможение называют активным или условным.
Выделяют три вида условного торможения:
1. Угасательное.
2. Дифференцированное.
3. Запаздывательное.
Угасательное торможение возникает в том случае, если условный раздражитель не сопровождается подкреплением. Он постепенно теряет свое сигнальное значение, и рефлекс на него угасает. Разные условные рефлексы угасают с неодинаковой скоростью. Более «молодые» и непрочные условные рефлексы угасают быстрее, чем «старые» и прочные условно-рефлекторные связи. При угасании условного рефлекса происходит не просто разрыв условно-рефлекторные связи, а развивается активный тормозной процесс в коре головного мозга, который и подавляет условно-рефлекторную связь. Это положение подтверждается тем, что полностью угашенный условный рефлекс через некоторое время вновь восстанавливается.
Угасание условных рефлексов - биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию - реагировать на сигнал, утративший свое значение. В силу данного обстоятельства, термин «условный рефлекс» в физиологии часто заменяется термином «временная связь».
Дифференцировочное торможение развивается в коре головного мозга в том случае, если животное должно отдифференцировать один внешний раздражитель, являющийся для него условно-рефлекторным сигналом, от другого, сходного с ним раздражителя, который сигналом не является. Дифференцировочное торможение участвует в образовании любого условного рефлекса. Оно же играет исключительную роль в том случае, когда вырабатываются два двигательных рефлекса на два различных раздражителя. Дифференцировочное торможение имеет большое биологическое значение: животные и человек в процессе индивидуальной жизни выделяют из окружающей среды огромное количество благоприятных и неблагоприятных сигналов, различают их и реагируют на них соответствующим образом. Например, волки при охоте быстро прекращают преследование здорового животного, а больное или слабое они гонять до тех пор, пока оно не обессилит. Умение отдифференцировать животное как потенциальную жертву от здорового животного, преследование которого бесполезно, приходит с опытом зверя.
Запаздывательное торможение. При выработке запаздывающих условных рефлексов (отсроченных реакций) пищевая условно-рефлекторная реакция у собаки проявляется только к тому моменту, когда дается пищевое подкрепление, хотя условно-рефлекторный раздражитель давался раньше. В тот промежуток времени, когда условно-рефлекторный раздражитель уже воздействовал, а пищевой реакции еще нет, в коре головного мозга собаки развивается запаздывающее торможение. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии. Например, хищники подолгу лежат, притаившись и подкарауливая свою жертву. Было бы неэкономно для организма, если бы на действие натуральных раздражителей (запах, след и т.п.) у зверя все время осуществлялись бы секреторные процессы (слюноотделение, выделение желудочного сока и т.п.).
Скорость образования внутреннего торможения зависит от разных причин. У возбудимых животных оно образуется труднее, чем у тормозных. В процессе возрастного формирования высшей нервной деятельности у собаки скорость образования тормозных рефлексов нарастает, а к старости снижается. Образование торможения зависит от силы раздражителя, чем сильнее раздражитель, тем быстрее он становится тормозным.
Иногда постороннее раздражение, вызывающее сильную оборонительную реакцию, препятствует развитию внутреннего торможения и способствует проявлению угашенных условных рефлексов. Это явление называют растормаживанием.
Возбуждение и торможение являются теми процессами, которые лежат в основе высшей нервной деятельности. Взаимодействие этих процессов, их движение по коре полушарий и их последовательная смена составляют ту сложность и многообразие, которыми характеризуется высшая нервная деятельность.
Если в каком-либо участке коры головного мозга возник очаг возбуждения или торможения, то возбуждение или торможение вначале непременно будут распространяться из пункта своего возникновения, захватывая соседние участки коры. Например, проявление собакой активно-оборонительной реакции способствует усилению ее пищевой возбудимости. Это происходит из-за того, что возбуждение из части коры головного мозга, связанной с проявлением агрессии, распространилась (иррадиировало) и на участки мозга, связанного с пищевыми реакциями. После иррадиации происходит обратное явление - концентрация, состоящее в том, что возбуждение (или торможение) начинает сосредотачиваться в той части мозга, в которой оно возникло и из которой распространилось.
Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс.
Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.
Этот термин был введен еще в XVII веке французским ученым Рене Декартом. Но для объяснения психической деятельности он был использован М.И. Сеченовым в 1863 году.
Все рефлексы делятся на условные и безусловные.
Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.д.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животного. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида, это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, то есть безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, то есть условными рефлексами.
Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы - это такие реакции, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если связь между ними исчезает, то условный рефлекс угасает.
Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения.
Современная наука о мозге - нейрофизиология - базируется на концепции функционального объединения механизмов мозга для осуществления поведенческих актов. Эта концепция была выдвинута и реализовалась учеником И.П. Павлова академиком П.К. Анохиным в его учении о функциональных системах. Функциональной системой он называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности обеспечивают результативность поведенческого акта. Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К. Анохиным афферентным синтезом (в переводе с лат. - «соединение приносимого»). В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе доминирующей в данный момент потребности. Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности. Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием решения. Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П.К. Анохиным акцептором результатов действия.
У человека в процессе его деятельности возникает и развивается принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительности - это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира.
Слово - это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Например, услышав или прочитав слово «лимон», мы ясно представляем внешний вид этого предмета, ощущаем запах, вкус, форму, цвет, несмотря на то, что непосредственно этот предмет мы не воспринимаем, а реагируем только на символ, его заменяющий. В данном случае слово «лимон» и является раздражителем второй сигнальной системы.

Контрольные вопросы

1. Большие полушария мозга, их функции.
2. Две важнейшие функции нервной системы: связь человека с окружающим миром и управление деятельностью организма.
3. И.П. Павлов о первой и второй сигнальной системах.
4. Кора головного мозга, условное деление на лобную, височную, теменную, затылочную доли. Локализация функций в коре головного мозга.
5. Механизмы психологической защиты.
6. Нейрон как основной элемент нервной системы.
7. Общественная природа сознания.
8. Основные функции психики.
9. Отражение как всеобщее свойство материи.
10. Поведение на основе научения.
11. Понятие об анализаторе.
12. Признаки сознания и бессознательного.
13. Принцип единства сознания и деятельности.
14. Психика и нервная система.
15. Психическая деятельность как свойство мозга.
16. Психические явления: процессы, состояния, свойства.
17. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
18. Раздражимость, тропизмы, чувствительность как качественно новые типы отражения.
19. Различные состояния сознания: бодрствование, сон, гипноз, медитация.
20. Рефлекс как основной механизм психической деятельности. Условный и безусловный рефлексы.
21. Роль возбуждения и торможения в функционировании мозга. Виды торможения.
22. Самосознание.
23. Сон. Фазы сна, сновидения и реальность.
24. Совершенствование нервной системы и типы поведения: рефлексы, инстинкты, научение, зачатки интеллектуального поведения, сознание.
25. Сознание и его основные характеристики: способность к познанию и самопознанию; способность к коммуникации; способность к мысленному представлению и воображению действительности.
26. Соотношение сознательного и бессознательного в структуре психики.
27. Состояние сознания перед смертью.
28. Состояние сознания, измененное в результате применения наркотических и алкогольных веществ.
29. Стадии и уровни развития психики.
30. Строение нервной системы: центральная и периферическая системы.
31. Структура бессознательного по З. Фрейду. Формирование «Эго» и «Супер-Эго».
32. Структура основных свойств нервной системы.
33. Структура психики.
34. Учение и научение.
Источник: Л.В. Смольникова Психология Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Томск 2018



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.