На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психика и сознание - Механизмы психологической защиты
Психика и сознание - Механизмы психологической защиты
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психика и сознание
Различные состояния сознания
Механизмы психологической защиты
Мозг и психика
Все страницы

 

2.4 Механизмы психологической защиты

В современной психологической литературе могут встречаться самые различные термины, касающиеся феноменов защиты. В самом широком смысле защита - это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В медицине, например, хорошо известны разнообразные явления защитных реакций сопротивления заболеванию (сопротивляемость организма) или защитные рефлексы организма, такие, как рефлекторное моргание глаза как реакция на быстро приближающийся объект или отдергивание руки от горячей поверхности. В психологии же наиболее часто встречаются термины, касающиеся явлений психологической, а не только биологической (как в медицине), защиты - защитные механизмы, защитные реакции, защитные стратегии, невротические защиты и защитность как свойство личности. Кроме того, в экспериментальной психологии широко известен феномен перцептивной защиты, который заключается в резком повышении порогов восприятия «табуированных», то есть запретных слов, объектов, ситуаций.
В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.
Впервые защитные механизмы [69] были выявлены австрийским ученым и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Эта часть созданной им теории и практики психоанализа была встречена с понимаем учеными, представляющими смежные с психоанализом области медицины (особенно психиатрии) и психологии и впоследствии была развита многими психологами, хотя не все они разделяли психоаналитический взгляд на природу защитных механизмов. В настоящее время термин «защитный механизм» обозначает прочный поведенческий защитный паттерн (схему, стереотип, модель), образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явлений, порождающих тревогу. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считал З. Фрейд и его последователи, является то, что они:
- бессознательны, то есть человек не осознает не причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту;
- защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.
Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам :
- по степени обработки внутреннего конфликта;
- по способу искажения реальности;
- по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма;
- по степени инфантильности, то есть зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека;
- по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму.
Впоследствии изучение защитных механизмов стало важной темой психоаналитического исследования, особенно в работах Анны Фрейд (1895-1982). Опираясь на учение своего отца, А. Фрейд, в отличие от традиционного психоанализа, создала проникнутое верой в силу человеческой личности новое теоретическое направление в психологии - «Эго-психологию». На конкретных примерах она показала разнообразие, сложность, пределы применения защитных механизмов, подчеркивая, что для защиты могут использоваться весьма различные виды действий (фантазирование, интеллектуальная деятельность), что защита может направляться не только против влечений, но и против всего того, что вызывает тревогу (эмоции, некоторые особые ситуации, требования «Сверх-Я» и пр.). А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессию, реактивное образование, изоляцию, проекцию, интроекцию, обращение на себя, обращение в свою противоположность, отрицание, идеализацию, идентификацию и сублимацию.
Мелани Клейн описывала в качестве простейших видов защиты расщепление объекта, проективное отождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектами и пр.
Более поздние разработки теории защитных механизмов позволили Э. Бибрингу и С. Лагашу выдвинуть идею существования механизма отработки, который противопоставляется ими механизму защиты: цель защитных механизмов - срочное ослабление внутреннего напряжения сообразно с принципом удовольствия-неудовольствия; цель механизмов отработки - реализация имеющихся возможностей, хотя бы и ценой большего напряжения. Исходя из этого, они считали, что можно отличать защитные действия «Я», направленные против влечений «Оно» от осуществляемой «Я» отработки собственных защитных действий.
Таким образом, психологическая защита - это те механизмы, которые стабилизируют состояние человека, сохраняют представление человека о самом себе. Следовательно, это такие действия сознания человека, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других. Психологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности.
Психологическая защита - психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанное с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.
Самым первым был описан защитный механизм вытеснения. Термин «вытеснение» встречается у психолога И. Гербарта в его работах начала XIX века, однако вытеснение как клинический факт того, что люди не властны над своими некоторыми значимыми воспоминаниями, был выявлен и детально описан З. Фрейдом в конце XIX века: «Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы всего сознания», то есть непреднамеренно забывая. Вытеснение - это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Вытеснение особенно наглядно выступает при истерических расстройствах личности, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике: например, вытеснение травматического опыта может на некоторое время обеспечить условия для восстановления психики человека, то есть вытеснение может играть и позитивную роль «психологического иммунитета» к травме или угрозе. Вытеснение - это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить, как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но остается напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих сновидения, в виде ошибок, оговорок, описок. Поэтому З. Фрейд придавал значение толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Теоретическая модель вытеснения стала прообразом других защитных механизмов, хотя вытеснение можно рассматривать и как отдельный защитный механизм, но вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом расстройстве и представляет собой - вытеснение в бессознательное, его сущность - отстранение и удержание вне сознания определенных психических содержаний. При истерии вытеснение играет главную патогенную и защитную роль, а при, например, неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты.
Другим очень известным и широко используемым в психологии понятием стало введенное З. Фрейдом понятие проекции. Проекция - это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо. Речь идет об очень инфантильном, возможно, первом по времени происхождения, защитном механизме, который обнаруживается и у младенца как способ выноса неприятного вовне, и при душевных расстройствах, например, когда собственная агрессия не осознается человеком, а точнее, страх перед собственной агрессией не осознается человеком, а проецируется вовне на других людей (бред преследования), а также при нормальном, обыденном мышлении (суеверия, предрассудки). В широком смысле проекция - это смещение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии (например, в неврологии), либо от субъекта к объекту. В психологии проекцией называют различные процессы:
1. Субъект воспринимает окружающий мир и реагирует на него сообразно со своими интересами, способностями, ожиданиями, аффективными состояниями и пр.
2. Субъект показывает своим бессознательным отношением, что он уподобляет одного человека другому, например, он может проецировать образ своего отца на начальника.
3. Субъект отождествляет себя с другими людьми, то есть проецирует свои качества на других или, наоборот, отождествляет другие объекты - предметы, людей, животных с самим собой.
4. Субъект приписывает другим людям качества, которые он не замечает в самом себе (например, скупой, как правило, видит в других людях, прежде всего жадность).
На основе действия механизма защиты проекции психологами-практиками разработаны и применяются проективные тесты.
В противоположность механизму проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции - это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) - хорошего или плохого, цельного или частичного - внутрь субъекта. В более узком смысле говорят об интериоризации применительно к отношениям, например, когда властные отношения между отцом и ребенком трактуются как интериоризация отношений «Сверх-Я» к «Я». Ребенок, который интроецирует отцовский образ и интериоризирует конфликт с отцом, связанный с борьбой за власть, в своей будущей взрослой жизни может проявлять в своем поведении, в отношении своего «Я» те же черты отношений отца к нему в детстве.
Если представить психический процесс как движение или развитие, то регрессией называют психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрессия - это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Таким образом, взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (например, инфантильность). Инфантильность (лат. infantilis - младенческий, детский) в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются черты свойственные более раннему возрасту, такие, как эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.
Реактивное образование. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как неприязнь, игнорирование и даже бестактность. Так, психологически грамотные педагоги и родители в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство влюбленности, расценивают (и это справедливо в большинстве случаев, каждый может вспомнить нечто подобное) его как характерный для подростков ритуал ухаживания. Необходимо отметить, что данный механизм имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с окружающимися, поскольку его отличиями часто является ригидность, экстравагантность демонстрируемого поведения, преувеличенные его формы. Кроме того, отрицаемая потребность должна маскироваться снова и снова, на что затрачивается значительное количество психической энергии. Кроме того, реактивные образования маскируют части личности и ограничивают способность человека гибко реагировать на события. Тем не менее, этот механизм считается примером успешной защиты, так как он устанавливает психические преграды - отвращение, стыд, мораль. Тем самым З. Фрейд подчеркивал роль реактивных образований в становлении человеческих характеров и добродетелей. Вводя понятие «Сверх-Я», З. Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований.
Механизм фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии. В рамках генетического подхода фиксация представляет как заострение на определенной стадии развития либидо - энергии стремления к наслаждению. Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской теории бессознательного, это - способ включения в бессознательное некоторых неизмененных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям. Понятие фиксации постоянно присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта, сохраняет привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным пиитам желаемого значимого объекта и к прежним, сформированным ранее, отношениям.
Изоляция - уход от общества, от других людей, погружение внутрь себя. Этот механизм защиты распространен при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий. С этой токи зрения, изоляция выступает как «устранение самой возможности контакта, как запрет на прикосновение к данному предмету; подобно этому, когда невротик изолирует впечатление или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит, чтобы относящиеся к нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями». Можно назвать изоляцией особый процесс защиты, который начинается с проявления навязчивости и приводит к выработке последовательной, внутренне согласованной установки на разрыв ассоциативных связей мысли и действия, в особенности с тем, что непосредственно предшествует или следует за ними во времени.
Хорошо известным в повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, то есть эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более и менее долгое время после первоначальной травмы. Таким образом, отреагирование - это нормальный путь, на котором субъект освобождается от слишком сильного аффекта. Однако чтобы вызвать катарсис, эта реакция должна быть адекватной, то есть соответствующей событию, вызвавшему аффект в прошлом.
Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противоположные (например, безответная любовь может превратиться в ненависть, сексуальная потребность может вылиться в агрессию, насилие). В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом, происходит разрядка накопившейся энергии.
Смещение - это случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления. Это явление наблюдается, прежде всего, в сновидении, однако оно лежит также в основе психоневротической симптоматики, а в более широком виде - любого бессознательного образования. В тех различных психологических образованиях, где психоанализ обнаруживает смещение, оно явно выполняет защитную функцию: например, при фобиях смещение на фобический объект позволяет объективировать, локализировать, ограничить страх.
Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискуссионном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Этот термин обозначает главным образом преобладание абстрактного мышления над переживанием и не признанием аффектов и фантазий. Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, и прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее вероятностные, нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования. Рационализация - защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Вспомним хорошо известную басню Эзопа в переложении И.А. Крылова «Лиса и виноград». Не сумев достать вкусных плодов, лиса успокаивает себя тем, что виноград зелен.
Защитную функцию может нести и фантазия - воображаемый сценарий, в котором исполняется то или иное желание субъекта. Фантазии могут иметь различные формы: это осознанные фантазии и бессознательные фантазии.
Идентификация - защитный механизм, заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей, то есть при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт (нормы поведения и социальные ценности), овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каждому из нас как читателю и зрителю знакомо сопереживание герою. Но идентификация осуществляется и по отношению к реальному партнеру по общению, по совместным делам, переживаниям. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример для подражания, то есть определенного человека, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.
Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. В житейском смысле данный механизм известен нам как «позиция страуса», который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Первой реакцией пациента, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: «Не верю, не может быть!». Это и есть основная формула механизма отрицания. Ее варианты: «Опасности нет, не вижу!»; «Ничего не слышу, ничего не вижу...».
Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.
Конверсия - механизм перехода вытесненных психологических желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.
Один из наиболее успешных механизмов защиты является механизм сублимации - направление энергии, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло и реализация ее, в частности, в художественном творчестве или в интеллектуальной деятельности. З. Фрейд считал сублимацию наиболее эффективным механизмом защиты, так как в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (от греч. очищение) - освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов или очищение человека от нее. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Существует и десублимация - в психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.
Имеются и другие механизмы психологической защиты человека. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности.

2.5 Самосознание

Самосознание - как высший уровень развития сознания - основа уровня формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Образ себя, отношение к себе. Этот образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа разума, каким законам подчиняется его душевная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась во внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к самому себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосылка правомерного поведения.
Самосознание - целое интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего «Я». Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной группе).
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляется все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство - стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.