Сознание
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Сознание (практикум)
Содержание:
Сознание как высшая форма развития психики.
Структура и содержание сознания.
Функции сознания.
Состояние сознания.
Сознательное и бессознательное,
Неосознаваемые процессы.
Сознание и самосознание.
Основные термины и понятия: психические состояния, бодрствование, сон, стресс, адаптационный синдром, тревога, фрустрация, психическая напряженность.

Упражнения для самоконтроля
•  Заполните пробелы:

  1. Психические состояния образуют своеобразный______________
    протекания всей психической жизни индивида.
  2. Крайними полюсами состояний выступают__________ и______ .
  3. Для эффективной деятельности уровень_________________ должен быть не очень большим и не очень низким.
  4. Для____________сна характерна неподвижность тела, в то время как мозговая деятельность усиливается.
  5. Согласно теории Селье, существуют три фазы общего и адаптационного синдрома:_________  и_______________.
  6. По мнению Селье, особенно важно, чтобы каждый из нас мог поддерживать свой             уровень стресса.

•  Определите, верны или не верны следующие утверждения:

  1. Психические состояния относятся к индивидуально-психологическим свойствам человека.
  2. Существует только два состояния сознания: сон и бодрствование.
  3. В среднем организм функционирует в соответствии с циклом «16 часов бодрствования и 8 часов сна».
  4. Слишком высокий уровень активации может вызвать дезорганизацию организма и снижение работоспособности.
  5. В период «медленного» сна у индивида может наблюдаться снохождение, сноговорение, ночные кошмары.
  6. В период «парадоксального» сна сновидения происходят в виде мыслей, рассуждений.
  7. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают, - от восприятия обстановки.

•  Выберите правильный ответ:
1.   Психические состояния определяют:
а) успех в достижении высоких результатов в деятельности;
б) общий фон психической жизни индиввда;
в) устойчивый характер поведения в различных ситуациях;
г)  все ответы не верны.
2.   Функции сна:
а) восстановление ресурсов организма;
б) защита личности от нерешенных конфликтов;
в) отбор и сохранение в памяти значимой информации;
г)  все ответы верны.
3.   Когда человек засыпает, он погружается:
а) в стадию парадоксального сна;
б) в стадию медленно волнового сна;
в) в стадию глубокого сна;
г)  все ответы неверны.
4.   На эффективное поведение оказывает влияние:
а) уровень бодрствования;
б) способность управлять своим поведением;
в) волевые качества личности;
г) все ответы верны.
5.   Стресс представляет собой:
а) внутреннюю реакцию на внешний стимул;
б) состояние организма в результате неудовлетворения потребностей;
в) неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие;
г)  все ответы верны.
6.   Излишний уровень напряжения, вызываемый неблагоприятными воздействиями, может привести:
а) к психической дезорганизации, истощению;
б) пессимизму;
в) раздражению;
г)  все ответы верны.
7.   Психические состояния могут изменятся в результате воздействия:
а) лекарств;
б) алкоголя;
в) наркотиков;
г)  все состояния верны.
8.   Наряду с психическими свойствами общая психология изучает:
а) психические процессы, психологию личности, психические свойства;
б)   психологию малых групп, психические образования, психические
свойства;
в) психические процессы, психические образования, психические свойства;
г) все ответы верны.
9.   Психические состояния по сравнению с психическими свойствами:
а) более динамичны;
б)   менее устойчивы;
в) в большей степени зависимы от физиологических факторов;
г) все ответы верны.
10. Психическими состояниями:
а) в определенной мере можно управлять;
б) полностью можно управлять;
в) абсолютно нельзя управлять;
г)  все ответы неверны.



Литература

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности: тексты. - М.: Просвящение, 1982. - С. 20-27.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. лед. учеб. заведений. В 3 кн. -4-е изд. - М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 688 с.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 103-122.

Источник: Общая психология практикум / Т.П. Березовская, A.M. Гадилия, 028   В.И. Гурина и др.; под ред. Ю.А. Коломейцева, Л.С. Янчук. - Минск БГПУ,2010.-76с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.