Проблемы семьи и брака
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

А.Н.СИЗАНОВ
ПРОБЛЕМЫ
СЕМЬИ И БРАКА
школьный практикум
МИНСК

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Личность. Общество. Семья
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
«Ключи» к заданиям
Литература

Введение

В современном браке на первый план все больше выдвигаются личностные качества супругов, определяющие стабильность семейных отношений. В этой связи задача учителя – помочь школьникам не только осознать свои личностные качества, но и стимулировать процесс самовоспитания и самосовершенствования.
В семейной жизни проблема самовоспитания неразрывно связана со стремлением понять как самого себя, так и другого человека. Поэтому для организации работы по самовоспитанию учащимся необходимо дать знания об их индивидуальных особенностях, влиянии этих особенностей на взаимоотношения людей вообще и семейную жизнь в частности.
Процесс самопознания побуждает у юношей и девушек интерес к индивидуально-психологическим особенностям людей, заставляет задуматься о том, как согласовать свои интересы, намерения, поступки с интересами окружающих, как находить оптимальные пути выхода из конфликтных ситуаций без травмирующих последствий для себя и других.
В решении этих вопросов заинтересованы не только учащиеся, но и учителя, которых беспокоит некоторое отставание нравственного развития старшеклассников от умственного, неумение общаться с людьми, прежде всего с товарищами, родителями, родственниками. Учителя заинтересованы в проведении практикума еще и потому, что полученная информация о личностных особенностях учащихся позволяет осуществлять индивидуальный подход, глубже рассматривать проблемы воспитания на родительских собраниях, опираясь на психодиагностические данные. Использование результатов выполнения практических заданий содействует улучшению учебно-воспитательного процесса, выбору оптимальных приемов педагогического воздействия, помощи учащимся в решении личных, а порой и интимных проблем.
Решение заданий практикума способствует:
расширению и углублению психологических знаний, вариативности поведения в добрачный период и в будущей семейной жизни;
самопознанию, самосовершенствованию путем самовоспитания;
умению наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей;
умению управлять собственным поведением и поведением окружающих в многообразных жизненных, особенно конфликтных, ситуациях;
знакомству с методами и приемами психологических исследований.
Выполнение заданий практикума предполагает использование психологических методик, выявляющих определенные личностные особенности учащихся. Как и любой научный метод, эти методики должны правильно и квалифицированно использоваться. Проведение практикума требует определенной подготовки учащихся. Необходимо познакомить их с правилами поведения на практических занятиях:
не опаздывать; точно выполнять инструкции; не задавать вопросов по ходу работы; не высказывать вслух свои замечания, отношение к заданию; выполнять задания самостоятельно там, где это требуется.
Учитель, в свою очередь, заранее готовит необходимые материалы (бланки, листы для ответов, инструкции, тексты заданий), обеспечивает внимательное прослушивание или прочтение инструкции учащимися. Иногда приходится давать дополнительные разъяснения для полного ее понимания, настраивать на быструю работу. Надо ответить на все возникшие вопросы, и, только убедившись в том, что задание всем понятно, можно, перейти к его выполнению. Следует заметить: учащиеся охотно выполняют практические задания, они вызывают у них неподдельный интерес.
При групповом выполнении заданий возникают определенные сложности: сидящий рядом сосед сковывает, как бы не позволяет остаться один на один с вопросом, появляется желание обсудить непонятные или удивившие вопросы, высказать мнение о задании. Поэтому, выполняя некоторые задания, ученики должны сидеть при возможности по одному.
Проведение практических заданий требует от учителя создания доброжелательной атмосферы. При выполнении некоторых заданий у школьников должна быть полная уверенность в том, что результаты эксперимента остаются в тайне, ни с кем не обсуждаются. Учитель может только дать общую характеристику полученных результатов, особенно различий данных у юношей и девушек. Как правило, учащиеся указывают свой пол, но не фамилию. В зависимости от характера задания учитель может привлечь к его обработке учеников, которых выделит коллектив класса. Очень важно убедить учащихся давать искренние и честные ответы о своих чувствах, мотивах, поступках. Необходимо объяснить, что в интересах самих учеников получить данные, правильно отражающие их личностные особенности.
На одном из первых уроков учитель может предложить школьникам создать в классе научно-исследовательский институт семьи или группу по проблемам семьи и брака с соответствующими отделами. В принципе, предлагается организовать сквозную деловую игру, в результате которой в течение учебного года на уроках и вне их учащиеся будут как бы вживаться в семейную проблематику, примерять к себе будущие семейные роли.
Поскольку некоторые задания используются для исследовательских целей, то «ключ» к их обработке (расшифровка заданий дается в конце книги) нельзя разглашать среди учащихся. Распространение заданий «в любительских» целях несовместимо с этикой учителя.
Следует иметь в виду, что предлагаемые задания носят не только диагностический, но и воспитательный характер. Ведь многие вопросы анкет, опросников, тестов подсказывают тот или иной вариант поведения в межличностных отношениях. Некоторые задания представлены в игровой форме, что позволяет «разговорить» учащихся, вызвать их на откровенность. Творчески работающий учитель может почерпнуть из практикума информацию и самостоятельно подобрать аналогичные задания для проведения нестандартных уроков (пресс-конференция, литературная гостиная, аукцион знаний, деловая игра, клуб знатоков, урок-суд, урок-эссе и др.). Задания можно использовать в индивидуальных консультациях учеников и родителей, в качестве домашних заданий, при проведении факультатива по психологии практическими психологами. Вопросники и тестовые методики разработаны психологами, специалистами в области брачно-семейных отношений (список первоисточников дается в конце книги).
Автор будет благодарен учителям и методистам, специалистам в области подготовки молодежи к семейной жизни за высказанные замечания и пожелания.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.