На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Проблемы семьи и брака - Особенности межличностных отношений юношества
Проблемы семьи и брака - Особенности межличностных отношений юношества
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

Особенности межличностных отношений юношества

Второй раздел включает в себя задания по изучению межличностных отношений юношей и девушек. Во многом будущие взаимоотношения в семье зависят от положительного опыта общения в юношеские годы, от культуры этих отношений. Основная цель выполнения заданий раздела – научить культуре общения, умению разбираться в чувствах друг друга. Для достижения этой цели предлагаются задания по изучению психологического климата в классе, особенностей поведения в различных ситуациях общения, по измерению потребности в общении. Приведены некоторые социологические данные о добрачном поведении молодежи. В этом разделе учащиеся продолжат изучение своих личностных характеристик, важных для общения. Им также предлагается ряд проблемных ситуаций из реальной жизни влюбленных. Много внимания уделено культуре общения юношей и девушек в типичных жизненных ситуациях. Даны специальные упражнения для развития общительности.
Задание 7. Приступая к изучению особенностей межличностных отношений юношества, рекомендуется провести экспресс-анкетирование. Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос «Что мы видим положительного и отрицательного в общении наших сверстников друг с другом?» Лучше всего ответы записать по следующей форме:


Субъекты общения

Положительное

Отрицательное

Общение между юношами
между девушками
между юношами и девушками

 

 

На листках указывается только пол. Анкеты сдаются учителю. Он зачитывает ответы, выделяя типичные достоинства и недостатки общения в этом возрастном периоде.
Задание 8. Предложите учащимся измерить психологический климат в классе. Для этого используйте нижеприведенную таблицу, в которой представлены положительные и отрицательные утверждения, касающиеся жизни класса. Между крайними утверждениями расположены цифры от 7 до 1. Для 14 утверждений, данных слева, цифра 7 обозначает: это происходит всегда, 6 – в большинстве случаев, 5 -достаточно часто. Для 14 утверждений справа: 3 – это происходит достаточно часто, 2 – в большинстве случаев, 1 – всегда. Цифра 4 означает, что трудно согласиться с левым или правым утверждением. Если в классе давно не было новичка, то утверждения под № 10 пропускаются. На остальные утверждения необходимо дать объективный ответ.

Положительные утверждения

Оценки

Отрицательные утверждения

  • В классе преобладает жизнерадостное настроение
  • 765 4 321

  • Преобладает пессимистический тон
  • Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
  • 765 4 321

  • Конфликты, агрессивность, антипатии
  • Между группировками – взаимопонимание и расположение
  • 765 4 321

  • Группировки внутри класса конфликтуют между собой
  • Ученикам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
  • 765 4 321

  • Ученики сторонятся участия в совместных делах, неконтактны
  • Успехи и неудачи одноклассника вызывает активное соучастие других
  • 765 4 321

  • Ученики равнодушны к судьбе одноклассника
  • Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна, замечания высказываются с добрыми намерениями
  • 765 4 321

  • Ученики злорадствуют неудачам другого, критика в виде явных и скрытых выпадов
  • Ученики уважают мнение друг друга
  • 765 4 321

  • Ученики нетерпимы к мнению одноклассников
  • В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного»
  • 765 4 321

  • В трудных случаях класс «раскисает», становится растерян
  • Успехи и неудачи класса каждым переживаются как собственные
  • 765 4 321

  • Успехи и неудачи класса не находят отклика у каждого ученика
  • Новичкам класс помогает освоиться
  • 765 4 321

  • К новичкам нередко проявляется враждебность
  • Класс активен, полон энергии
  • 765 4 321

  • Класс пассивен, инертен
  • Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
  • 765 4 321

  • Класс невозможно организовать на совместное дело, у каждого свои интересы
  • В классе справедливое отношение ко всем
  • 7654321

  • В классе есть привилегированные и пренебрегаемые
  • Поощрение всего класса руководителями вызывает чувство гордости у всех
  • 765 4 321

  • К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно
  • На отдельном листке каждый отмечает свой пол, выписывает номера утверждений, проставляет против каждого утверждения свою оценку, суммирует все оценки и результат делит на 14 или 13 (если не было ответа на 10-е утверждение). Деление производится с точностью до десятых. Все ответы сдаются учителю. Он анализирует результаты и докладывает о них всему классу. При анализе ответов подсчитывается средний результат по каждому утверждению с тем, чтобы определить слабые стороны в межличностных отношениях в классе. Потом определяется средний результат по всем утверждениям, отдельно анализируются результаты юношей и девушек. Это даст возможность определить, кто (в зависимости от половой принадлежности) выше или ниже оценивает психологический климат класса. Вполне вероятно, девочки могут оценить психологический климат ниже, поскольку они более чувствительны к межличностным отношениям, чем юноши. Поэтому к такому результату необходимо отнестись с пониманием.
    Задание 9. В качестве самостоятельной работы предложите учащимся провести интервью с родителями или знакомыми семьи. Материалы интервью используются при изучении темы о культуре поведения влюбленных.

    • Сколько времени длился период ухаживания?
    • Расскажите, как вы познакомились.
    • Что вам понравилось друг в друге?
    • Чем особенным запомнился период ухаживания?

    Информация к размышлению. Московским студентам социологи задали такой вопрос: «Сколько времени необходимо знать друг друга до свадьбы, чтобы обрести семейное счастье?» Ответы распределились следующим образом (в %):
    До одного месяца 3,6
    От одного до шести месяцев 13,5
    До одного года 22,0
    От одного года до трех лет 41,5
    Более трех лет 19,4
    Почему большинство ответивших определили оптимальный срок знакомства «от одного года до трех лет»? Пусть ученики сравнят эти данные с результатами интервьюирования родителей. Обратите внимание на результаты социологического опроса причин разводов в Санкт-Петербурге: где определялось время добрачного знакомства разведенных супругов. Оно оказалось следующим (в%):
    До одного месяца 7,5
    От одного до шести месяцев 35,8
    До одного года 25,0
    От одного до трех лет 23,4
    Более трех лет 8,3
    Предложите школьникам сравнить результаты опроса родителей о месте знакомства с социологическими исследованиями в Санкт-Петербурге: познакомились в местах проведения досуга – 27,2 процента; на работе – 21,0; во время учебы – 17,5; знали друг друга с детства – 9,0; познакомились на домашних вечеринках – 5,7; познакомились через других знакомых – 5,2; познакомились в местах летнего отдыха – 5,0; познакомились через родственников – 3,3; познакомились на улице – 1,6; в общежитии – 0,7; в других местах – 3,8.
    Задание 10. Предложите учащимся проверить себя в тесте «Приятно ли с вами общаться?» На вопросы следует отвечать либо утвердительно, либо отрицательно.
    1. Вы любите больше слушать или говорить? 2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? 3. Вы всегда внимательно слушаете человека? 4. Любите ли вы давать советы? 5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику? 6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? 7. У вас есть собственное мнение по любому поводу? 8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать? 9. Вы любите быть центром внимания? 10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? 11. Хороший ли вы оратор?
    Задание 11. Обсудите с учащимися два письма об одном событии.

    Подруга выходит замуж

    Недавно моя однокурсница и подруга Оля сообщила, что они с Андреем подали заявление в загс. Мне ничего не оставалось, как порадоваться за них, потому что они любят друг друга и, наверное, будут счастливы. Мне казалось, что то же самое надо было сделать и другим людям, которым Оля сообщила о предстоящей свадьбе, но получилось все иначе.
    Видимо, чтобы было понятнее, надо рассказать все с самого начала.
    Когда Оля училась в десятом классе, она встречалась с Витей, парнем из своего класса. Родители, естественно, тревожились – они еще очень молодые, Оля и Витя, как бы чего не вышло. Год назад Витя ушел в армию. Перед разлукой он подарил Оле обручальное кольцо (не золотое, конечно, купленное за полтора рубля в соседней галантерее) с выгравированными своими инициалами. Оля обещала его ждать. И ждала – об этом все знали. Оля очень откровенная и скрывать свои чувства не умеет. Она не только дни – часы до Витиного возвращения начала считать с первых дней службы. Оля продолжала учиться, но почти никуда4 не ходила, дом – институт, институт – дом. Но однажды наши девочки из общежития пригласили всю группу к себе. И в этот вечер Оля познакомилась с Андреем.
    Андрей учится на четвертом курсе. Живет в общежитии. Они с Олей начали встречаться. Оля ни от кого не таила, что встречается с Андреем, да это и невозможно было бы. Их с разных концов города ' будто магнитом друг к другу притягивало. Только не думайте, что Оля забыла Витю. Боролась она с собой, как могла, только не все человек может..
    Вот тут все и началось. Олины родители, не видя Андрея в глаза, сказали, что они его и знать не хотят, потому что ему не Оля нужна, а московская прописка. Оля и меня приводила с ними разговаривать. Олина мама сказала: «Вы в свои годы жизни не знаете, нам виднее».
    Недели две назад мы шли с Олей по коридору и вдруг увидели ее отца. Мы почти столкнулись, но он сделал вид, что нас не видит, прошел мимо с озабоченным видом и свернул в деканат. Через день декан вызвал к себе нескольких наших активистов и велел обсудить Олино поведение на курсе.
    И вот Олю таскают по заседаниям, обсуждают ее поведение. Хотя мне, например, непонятно, что тут можно обсуждать, – люди любят друг друга, ничего плохого не делают. И вообще это их личное дело.
    Никак не могу понять, какую цель преследуют обвинители? Заставить разлюбить любимого и полюбить, кого укажут? Разве так бывает? Разве послушание тут приносит счастье? Мне ,кажется, что слова о принципиальности и ответственности за судьбу товарища (Олину в данном случае) скрывают простое мещанское любопытство, желание копаться в чужом белье.
    Наташа С.

    А мне поздравлять не хочется

    Что касается меня, то я таким людям, как Ольга, не верю. За возвышенной романтической любовью – бездна эгоизма. Для ее парня продолжают тянуться дни суровой солдатской жизни, дни разлуки с любимой девушкой, семьей, друзьями.
    А для Ольги ее бурная любовь уже закончилась и весьма прозаично: ее стало «тянуть» к другому с ужасной силой. Так «тянуть», что не могла она год подождать своего Витю, чтобы объясниться. Во имя дружбы, во имя бывшей любви остаться по отношению к нему порядочной. Естественно, если личная жизнь проходит у всех на виду (то одна сумасшедшая любовь, то другая – роковая), люди начинают обсуждать ее, вмешиваться. И родители беспокоятся, вдруг через год новая любовь. Конечно, не дело деканата заниматься Олиными чувствами, но я бы тоже не захотела поздравлять ее со вступлением в законный брак, с ее «большой любовью» после «маленькой».
    У Маргариты Алигер есть такие строчки: «Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души».
    По-моему, они об Ольге.
    Елена Р.

    Задание 12. В консультацию «Брак и семья» к психологу обратилась студентка Наташа, 22 лет. У нее не складываются отношения с любимым человеком, Виктором. Дружит с ним 4 года. В последнее время он стал невнимательным, сторонится ее. Общество друга его более устраивает, чем ее общество. Более трех недель в ссоре. Наташа хочет восстановить прежние отношения, но не знает, как это сделать.
    Предложите учащимся проанализировать разговор психолога с девушкой.
    Какие ошибки совершила Наташа?
    Что в поведении Виктора не соответствует истинной влюбленности?
    Чем закончится эта история?
    Какие варианты выхода из этой сложной ситуации?
    Психолог. Расскажите, как вы познакомились. Как складывались ваши отношения?
    Наташа. Познакомились мы на первом курсе во время сельхозработ. Я работала на кухне. Он стал поглядывать на меня.
    (Психолог про себя: внешность привлекательная, очень выразительны глаза, губы, красивые волосы, приятно улыбается.)
    На лекциях все время сидели рядом, сейчас уже не сидим. Обычно летом он работает в стройотрядах. У него в последнее время появился друг. Друг симпатизирует мне.
    (Психолог про себя: О проведении досуга не рассказывает. К тому же тут еще и «любовный треугольник» намечается.)
    В этом году на 23 февраля он был у нас дома, родителей в это время не было. Пили шампанское, он обещал жениться. Остался ночевать, предупредив своего деда по телефону. Все было прекрасно, мы были близки. (Психолог про себя: Все условия для сближения созданы ею. Алкоголь ослабляет контроль сознания. Удивительно, что интимное сближение произошло только через 3,5 года после знакомства. Мотив сближения: хочет за него выйти замуж, удержать его при себе.)
    Родители его живут в достатке, были за границей. Отец его деспотичен, с сыном контакта не имеет. Сестра его неудачно вышла замуж, разошлась, осталась с ребенком. Теперь отец боится за сына. С отцом я не знакома. Виктор не познакомил меня с ним. С матерью мы познакомились, она согласна женить сына на мне. В последнее время Виктор стал холоден ко мне.
    Психолог. Кто чаще был инициатором встреч?
    Наташа. Обычно я его вытягивала на свидания. Мне кажется, что здесь мешает его друг. Я так и сказала ему об этом.
    Психолог. Вы раньше в кого-либо влюблялись?
    Наташа. В 7 классе влюбилась, когда была в деревне. Переписывались до 9 класса. Я знаю, что другим юношам нравлюсь.
    Психолог. Возможно, у него появился интерес к другой девушке?
    Наташа. Нет, я ему верю. Он мне не изменяет. Немного ревнует меня...
    (Психолог про себя: Досуг был больным местом во взаимоотношениях. Виктор в этом вопросе не проявлял никакой активности, хотя сам активно занимается туризмом. Кроме того, за период знакомства уже было 2 серьезных конфликта, которые, видимо, отрицательно повлияли на дальнейшие отношения. Он и она часто пытаются доказать свою правоту, друг другу не уступают. Больше всего отношениями дорожит Наташа.)
    Психолог. Ваша дружба затянулась. Скорее всего, отношения вы поддерживали по привычке, да и близкие товарищи воспринимали вас как пару. Лучше всего вам не проявлять инициативу в организации встреч, тем более с интимной близостью. Он собирается на праздники в поход. Если пригласит, обязательно соглашайтесь. Но сами не навязывайтесь. При возможности познакомьтесь с его отцом. Сейчас постарайтесь максимально загрузить себя работой, больше общайтесь с подружками. Это поможет вам переключиться от тревожных мыслей.
    Предложите учащимся проанализировать эту встречу с психологом. Какие ошибки, совершила Наташа? Что в поведении Виктора не соответствует истинной влюбленности? Чем закончится эта история? Предложите варианты выхода из этой сложной ситуации.
    Продолжение этой истории можно проследить на с. 73.
    Задание 13. Культура поведения юношей и девушек проявляется прежде всего в общении, которое предполагает: потребность и умение понять другого человека; искренний интерес к нему; умение легко вступать в беседу; способность сдерживать свои эмоции; умение слушать; вступать в общение без предвзятости; ненавязывание своих вкусов и привычек.
    Предложите учащимся зачитать на два голоса нижеперечисленные советы. Юноша читает наставления для девушки, 'а она, чередуясь с ним, – юноши.


    Поведение культурного юноши

    Поведение культурной девушки

    Во всех случаях обязан защищать честь девушки
    Оказывает помощь везде, где она необходима
    Первым приветствует девушку, уступает ей лучшее место, поддерживает при подъеме, помогает войти и выйти из транспорта, идет слева от девушки, если с ее стороны нет опасности (обрыв, движущийся транспорт)
    В зрительном зале (кафе) идет впереди, помогает своей спутнице сесть, при выходе пропускает ее вперед
    Приглашая девушку на танец, подходит к ней и, встав прямо, слегка наклоняет голову, при этом может сказать: «Разрешите мне пригласить вас»
    Молодой человек, которому отказано в танце, должен согласиться с решением девушки и отойти с легким поклоном головы

    Принимая знаки внимания, обязана поблагодарить
    Должна оберегать свою независимость и честь
    При знакомстве называет свое' имя, полное или сокращенное, первой протягивает руку для пожатия, если пожелает, а если нет, то ограничивается поклоном головы
    Не берет за правило ходить в кино, театр, на танцы за счет юноши
    Снимает головной убор, если он мешает сидящим сзади
    Отказывает в танце в самой вежливой форме, после этого, чтобы не обидеть пригласившего юношу, не пойдет танцевать с другим, если он не пригласил ее раньше
    Если одновременно приглашают два молодых человека, то делает выбор, с кем танцевать, сама девушка

    Не следует смотреть во время танца в упор на своего партнера, но. и не надо отворачиваться. Некрасиво во время танца без умолку болтать, равно как и молчать. Встретив во время танца знакомую или знакомого, можно поклониться или улыбнуться, но не вести переговоры через головы танцующих. Танцевать в головном уборе неприлично. По окончании танца юноша провожает свою партнершу до ее места и вежливым поклоном благодарит ее.


    Познакомившись с девушкой, никогда не допытывается, встречалась ли она с кем-нибудь другим, – так будет лучше
    Не спешит с признанием в любви
    Не критикует свою подругу слишком часто, а вот комплименты обязательны – их надо высказать хотя бы дважды за встречу
    Регулярно пишет письма, если случится уехать
    Не настаивает на чем-нибудь лишь для того, чтобы последнее слово было за ним, не мучает свою избранницу ревностью
    Не опаздывает на свидание, это не по-мужски и наглядно свидетельствует об отсутствии чувства ответственности и ненадежности отношений
    Если девушка дарит фотографию, не показывает ее товарищам: рыцари так не поступают
    Уделяет подруге внимание, в компании с ней первой здоровается, первую приглашает на танец, первой подает пальто, не допускает, чтобы она скучала
    Не требует от девушки докЬзательст-ва любви физической близостью, не демонстрирует свои чувства другим
    Не дает своим поведением повода к сомнению в верности своей любви, тактично информирует родителей о своих отношениях с девушкой, помнит, что они переживают за него

    Не говорит своему избраннику, что без него скучает, – особа, которая скучает, малопривлекательна
    Не повторяет без конца: «Ты меня не любишь», в этом можно убедить
    Не делает упреков слезным тоном, не стремится показать, что она несчастна из-за своего избранника: мученица вызывает жалость, но не любовь
    Не считает любимого собственностью, не использует свою любовь в качестве оружия и вообще должна оставить убеждение, что ее обязаны любить только за то, что она сама любит
    Не расследует, где ее избранник был вчера
    Не пытается одним махом переделать человека, по крайней мере, марается «изменять» его так, чтобы он этого не замечал
    Не проявляет слишком большую подозрительность – это отталкивает и надоедает
    Не требует от избранника поступков, противоречащих его натуре или мужской натуре вообще
    Не стремится к физической близости до наступления социальной зрелости и готовности образовать семью
    С пониманием относится к заботе родителей, тактично информирует их (особенно мать) о своих чувствах

    Информация к размышлению. Среди юношей и девушек иногда встречаются малообщительные и застенчивые. Им очень трудно дается общение с противоположным полом. Информацию о том, как развивать общительность, учитель может использовать в индивидуальной консультации учащихся.
    Что способствует развитию общительности? Прежде всего человек должен иметь успех в какой-либо деятельности. Это повысит его самооценку, значение в глазах других. Развитию общительности способствует участие в различного рода играх, общение с младшими по возрасту ребятами. Не следует забывать и о приглашении к себе гостей, самому не отказываться пойти за компанию в кино, к кому-либо из сверстников домой. В общении с малообщительными людьми нельзя говорить им или напоминать об их недостатке. Советы лучше давать в косвенной форме. Психологи предлагают начинать работу по развитию общительности со своей внешности, с устранения своей робкой позы, неуверенной походки. Следует заметить, что человек аккуратный, со вкусом одетый, более уверен в себе и привлекателен для общения. Напряжение мышц лица, корпуса, суетливые движения усугубляют несобранность, неуверенность, нерешительность. Просительные интонации и жалобная мимика действуют угнетающе на самого говорящего, с такими людьми стараются не; общаться.
    Одновременно нужно овладеть собственным голосом. В этом поможет чтение вслух, особенно: стихов, сказок. При чтении следует добиваться плавного звучания фразы, изменения высоты голоса (интонации), гибкости интониропания. Этим раскрепощается речевой аппарат, сознательно регулируется ритм речи. Лучше подбирать такие стихи, на которых можно тренировать интонации свободные, мягкие и сдержанные, успокаивающие. Положительный результат будет ощущаться сразу. При этом не надо позволять себе никаких эмоциональных реакций, надо читать, как выйдет. Никаких внушающих себе «не могу», «не получается», никаких виноватых улыбок, жестикуляций, которые бы выдавали вашу самооценку чтения. Лучше читать для кого-то (для брата, сестры, друга, малышей), тогда есть возможность корректировать свое чтение. Надо чаще выступать с короткими сообщениями в классе, обращаться с вопросами к знакомым и незнакомым людям.
    Особое место в общении занимает улыбка. Улыбка важна в первые минуты контакта. Улыбка – сигнал внутреннего благополучия и одобрения межличностного общения. Естественная открытая улыбка, обращенная к другому человеку или группе людей, является универсальным знаком личного расположения, дружественности, положительного отношения к поддержанию контакта к сближению. Значение улыбки особенно велико в тех случаях, когда общение протекает на фоне завязывания знакомства. Умение правильно «читать» улыбку, грамотно ею пользоваться – один из признаков высокой психологической культуры человека.
    Успех в общении возможен при работе над своей эрудицией. Ведь, чтобы стать интересным собеседником, необходимо много читать, знать, интересоваться событиями в стране и за рубежом, проблемами сверстников.
    Не следует считать себя неудачником. Необходимо определить у себя положительные качества и максимально использовать их в общении с другими людьми. Надо заставлять себя прощать обиды, забывать их. Злопамятность делает человека угрюмым и необщительным.
    Способствуют развитию общительности профессии педагога, врача, юриста, профессии сферы обслуживания. В условиях школы необходимо пробовать себя в роли организатора различных дел, участника художественной самодеятельности.
    Психологи разработали специальные упражнения для развития навыков общения. Назовем некоторые из них:

    • Заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном транспорте, в очереди, на улице (спрашивайте дорогу, даже если вы ее знаете). Постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего поведения и почему. Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему впечатлению, не склонен к такой случайной беседе. Ваша задача: а) как можно дольше поддерживать беседу; б) научиться «разговорить» даже самого необщительного собеседника.
    • Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам неприятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заготовив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.
    • У вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?». Усложненная задача: добиться такого же эффекта с различными людьми.

    А теперь наоборот. Вы не в духе. Пусть ваши собеседники этого ни в коем случае не заметят.

    • Выберите какую-то достаточно эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев, скрываемая радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в этом эмоциональном ключе. Проверьте у него, насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить.
    • Достаньте сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или ораторов (например, судебные речи русских или советских адвокатов). Внимательно прочтите эти речи с карандашом в руках, обращая особое внимание на те места, которые носят не столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите для себя «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант.
    • В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» их профессию, служебное и семейное положение, биографию и т. д. Постарайтесь определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь вообразить их лица улыбающимися, опечаленными, насмешливыми, гневными, испуганными, полными нежности.

    Задание 14. Учащиеся уже готовы выполнять более сложные задания, имеют определенную информацию о проблемах семьи, об особенностях межличностных отношений. Предложите им провести учебно-ролевую игру. Такая игра предназначена для развития навыков решения жизненных проблемных ситуаций, в основе которых лежит противоречие, или ситуации, которые нельзя решить однозначно. Проведение учебно-ролевой игры требует определенной подготовки и знаний. Необходимо четко распределить роли между участниками игры. В игре рекомендуется использовать житейские и научные знания. Она должна быть непродолжительной (от 5 до 15 минут). В игре надо задействовать как можно больше учащихся. Для этого назначают помощников, секретарей, дублеров, критиков, «болельщиков». В реальных ролях могут быть заняты: отец, мать, ребенок, родственники, влюбленные, соседи, знакомые, друзья, корреспондент газеты, учитель, судья, психолог-консультант, консультант телефона доверия, психотерапевт, ученый и др. По ходу игры учитель вправе помогать учащимся, давать советы, консультации. Итоги игры необходимо обсудить.
    Предлагаемая игра условно называется «Безответная любовь». Ее цель – помочь человеку, которому нравится девушка, но он затрудняется установить с ней контакт.
    Участники игры: два секретаря, записывающие ход игры (вопросы, ответы, реплики); молодой человек, сотрудник телефона доверия, психолог консультации «Брак и семья», психотерапевт, четыре критика, которые оценивают действия участников игры, «болельщики».
    Молодой человек (назовем его Игорем) условно набирает номер телефона службы доверия.
    Сотрудник службы. Служба телефона доверия вас слушает.
    Игорь. Понимаете, у меня трудности в установлении контакта с девушкой, которая мне нравится.
    Сотрудник службы. Как вас зовут? Сколько в'ам лет?
    Игорь: Меня зовут Игорь, мне 26 лет. Девушке, которая мне нравится, 28 лет. Я ее несколько раз приглашал в театр, кино – не приходит. Мне с детства трудно дается общение с противоположным полом. И девушка, как мне кажется, не может легко общаться с молодыми людьми.
    Сотрудник службы. Вы работаете или учитесь? Где познакомились с девушкой?
    Игорь. Я и она аспиранты. Познакомились по месту учебы. (Сотрудник службы продолжает задавать заранее подготовленные вопросы, дает некоторые советы. В конце концов он рекомендует Игорю обратиться к психологу в консультацию «Брак и семья».)
    Психолог (просматривает консультационную карточку, которую предварительно заполнил Игорь). Раньше вы имели опыт общения с девушками? Например, в школе, в институте?
    Игорь. Мне всегда было трудно с ними общаться. Возможно, это связано с особенностями моего характера?
    Психолог. А это мы сейчас посмотрим. Заполните, пожалуйста, вот эти два опросника. (Игорь заполняет опросник, измеряющий уровень потребности в общении и специальный опросник по изучению личностных и деловых качеств человека. Психолог смотрит результаты заполнения опросника.) Да, потребность в общении, как я и ожидал, у вас довольно низка (равна 13 баллам). Вы не любите бывать среди людей, предпочитаете одиночество. Вы довольно-таки рассудительная натура, стремитесь к успеху. Стараетесь быть независимой личностью.
    Выраженность этих качеств мешает вам в определенной мере в общении с людьми и, конечно же, с девушкой.
    Вы очень любите своих близких, умеете объективно оценить поступки людей. Вас отличают тактичность, эрудированность. Постарайтесь в общении использовать именно эти свои качества. Советую ознакомиться с рекомендациями по общению и позаниматься в тренинг-группе у психотерапевта. (Психолог называет и другие особенности личности Игоря в зависимости от того, кто из учащихся класса выполняет эту роль.)
    Психотерапевт. Хорошо, что вы ко мне пришли. У нас сегодня набирается новая группа по развитию навыков общения. (Из «болельщиков» приглашаются 5-6 человек. Они пробуют показать упражнения по развитию навыков общения, разработанные психологами А. А. Леонтьевым, А. Б. Добровичем и др-J
    Игорь (благодарит психотерапевта). Что мне делать, если она опять откажется встречаться со мной?
    Здесь могут давать советы Игорю психотерапевт и остальные участники игры. Делается предположение, удастся ли ему наладить контакт с девушкой или нет.
    Задание 15. У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. Ученикам важно знать о том, имеются ли у них личностные качества, предрасполагающие к конфликтам. Это поможет им правильно оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его.
    Предложите ученикам оценить себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов один из четырех вариантов.

    • Как вы реагируете на критику?

    а) Как правило, критика меня глубоко уязвляет;
    б) критику обычно принимаю близко к сердцу;
    в) пытаюсь учесть, если критика справедлива;
    г) на критику обычно не обращаю внимания.

    • Верите ли вы людям?

    а) Придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить;
    б) людям почти не верю, я в них обманулся;
    в) я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
    г) обычно я людям доверяю без разбора.

    • Вы умеете бороться за свою точку зрения?

    а) Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
    б) отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
    в) скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
    г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.

    • Вы предпочитаете руководить или подчиняться?

    а) В любом деле люблю руководить сам;
    б) люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища;
    в) охотнее работаю под чьим-либо руководством;
    г) как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.

    • Если вас кто-то обидел...

    а) стараюсь отплатить тем же;
    б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
    в) считаю месть лишним, ненужным усилием;
    г) если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.

    • Вас попытались обойти в очереди...

    а) способен такого человека вышвырнуть вон;
    б) ругаюсь, но если только ругаются другие;
    в) молчу, хотя возмущен;
    г) предпочитаю отступить, в ссору не вступаю.

    • Просто ли вас «выбить из колеи»?

    а) Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;
    б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;
    в) расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;
    г) меня мало что расстраивает.

    • Вы «лед» или «пламя»?

    а) Я горяч и вспыльчив;
    б) не очень вспыльчив;
    в) скорее спокоен, чем вспыльчив;
    г) вполне спокойный человек.

    • Легко ли вам говорить правду?

    а) Всегда говорю, что думаю, прямо в глаза;
    б) бывает, что могу сказать все, что думаю;
    в) говорю обдуманно, лишь после размышлений;
    г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
    Задание 16. При индивидуальном консультировании учащихся можно использовать опросник по оценке удовлетворенности отношениями в паре. Выполнение этого опросника поможет юношам и девушкам разобраться в своих взаимоотношениях.
    Инструкция: «Все вопросы задания касаются ваших отношений с тем человеком противоположного пола, к которому вы испытываете чувства большие, чем просто дружеская симпатия. Именно его имя вы можете мысленно поставить вместо значка (____). На все вопросы задания даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который соответствует вашему мнению. Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том порядке, в котором они представлены в задании. Постарайтесь отвечать быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы быть не может. На листке выписывайте номер вопроса и рядом номер варианта ответа».

    • Знакомы ли ваши близкие друзья с (____)? 1) Да; 2) нет.
    • Как вам кажется, нравится ли (____) вашим близким друзьям? 1) Да, (____) им нравится; 2) вероятно, (____) им нравится; 3) вряд ли (____) им нравится; 4) нет, (__) им не нравится.
    • Знакомы ли ваши родители с (____)? 1)Да; 2) нет.
    • Как вы думаете, нравится ли (____) вашим родителям? 1) Да, (____) им нравится; 2) вероятно, (____) им нравится; 3) вряд ли (____) им нравится; 4) нет, (____) им не нравится.
    • Бывает ли вам скучно вдвоем с (____)? 1) Не бывает практически никогда; 2) бывает, но очень редко; 3) бывает, и довольно часто; 4) бывает практически всегда.
    • * Можно ли сказать, что вы всегда были согласны друг с другом в оценке большинства ваших общих друзей? 1) Нет; 2) скорее нет, чем да; 3) скорее да, чем нет; 4) да.
    • Хочется ли вам иногда отдохнуть от (____), побыть некоторое время в одиночестве? 1) Нет, никогда; 2) да, но очень редко; 3) да, но только периодически; 4) да, очень часто.
    • Как часто, на ваш взгляд, вы с (____) проводите вместе свободное время, ходите в театр, в кино, в гости, на выставки, гуляете, ездите за город и т. д.? 1) Часто; 2) довольно часто; 3) довольно редко; 4) редко.
    • Как вы считаете, хорошим ли партнером по развлечениям является (____)? 1) Очень хорошим; 2) достаточно хорошим; 3) довольно плохим; 4) плохим.
    • * Когда у вас бывает неприятность, плохое настроение и т. д., становится ли вам легче от общения с (____)? 1) Редко становится легче; 2) иногда становится легче; 3) часто становится легче; 4) становится легче практически всегда.
    • Бывали ли у вас серьезные конфликты, длительные ссоры? 1) Никогда не было; 2) было 1 раз; 3) 2 раза; 4) 3 раза и более.
    • * Случается ли, что (____) резко разговаривает с вами? 1) Всегда; 2) это бывает часто; 3) это бывает редко; 4) никогда.
    • Считаете ли вы себя дружной парой? 1) Да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет.
    • * Случается ли, что вы резко разговариваете с (____)? 1) Всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда.
    • Часто ли у вас появляется желание расстаться с (____)? 1) Никогда; 2) очень редко; 3) иногда; 4) часто.
    • * Если ваши взгляды с (____) по какому-либо поводу расходятся, всегда ли вы пытаетесь убедить (____), что вы правы? 1) Пытаюсь всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда не пытаюсь убедить (____).
    • * Если ваши взгляды по какому-либо поводу не совпадают со взглядами (____), то всегда ли (____) старается доказать вам свою правоту? 1) Пытается всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда.
    • Как вы думаете, можно ли вас с (____) назвать близкими людьми? 1) Да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет.
    • * Часто ли вы ссоритесь с (____)? 1) Очень часто; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда.
    • Часто ли вы, обращаясь друг к другу, используете смешные прозвища (например, «Винни-Пух» и т. п.)? 1) Почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда.
    • Часто ли вы стараетесь рассмешить друг друга? 1) Почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда.
    • Как, по-вашему, кто из вас двоих больше дорожит отношениями: вы или (____)? 1) Мы дорожим отношениями в равной степени; 2) (____) дорожит отношениями больше, чем я; 3) я дорожу больше, чем (____); 4) трудно сказать.
    • Как вы считаете, достаточно ли времени вы проводите вместе с (___)? 1) Да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет, этого времени недостаточно.
    • * Часто ли ваши взгляды по различным проблемам не совпадают со взглядами (____)? 1) Почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда.
    • * Часто ли вы с (____) развлекаетесь отдельно? 1) Почти всегда; 2) часто; 3) редко; 4) практически никогда.

    Информация к размышлению. Психологи Е.И.Головаха и А.И.Головаха сочинили ряд интересных афоризмов из области психологии человеческого взаимопонимания. Предложите учащимся поразмышлять над ними. Какие из этих афоризмов они могли бы взять для себя с тем, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни?
    Что нам мешает понять другого? – то, что он другой. Что нам поможет понять другого? – то, что он другой!
    Барьеры на пути к взаимопониманию – в нас самих. И чтобы преодолеть их, нужно подняться над собой.
    Стремление произвести приятное впечатление не предосудительно, если оно не единственное.
    По одному нельзя судить обо всех, так же как по всем – об одном.
    Чтобы понимать, недостаточно слушать слова, – нужно слышать человека.
    Если вы хотите быть понятыми, говорите так, чтобы это не мешало понять, что же вы хотите.
    Нe огорчайтесь, если вас не поняли сразу. Легко находит единомышленников только тот, кто ни о чем не думает.
    Чтобы быть понятыми, одним не хватает слов, другим – пауз между ними.
    В человеческих отношениях ничего нельзя делить на свое и чужое. Чужое горе бывает только у равнодушных, чужая радость – у завистников.
    Каждый из нас интересен для других в той мере, в какой он интересен для самого себя.
    Страдают не от одиночества, а от чрезмерного общения с собой.
    Отношения между людьми не будут справедливыми, пока каждый не получит то, что он желает другим.
    Любовь бескорыстна и не отдает предпочтения тем, кто ее больше заслуживает.
    Если вы не в состоянии управлять эмоциями, не позволяйте хотя бы им управлять вами.
    Критика принесет пользу, если вы сумеете убедить человека, совершившего ошибку, в том, что он, умнее своего проступка.
    Трудно переубедить человека, уверенного в своей правоте. Невозможно – уверенного в противном.
    В конфликте неправой стороной выглядит не та, которая получила больше оскорблений, а та, которая их больше нанесла.
    Правила общения полезны в любой ситуации, кроме конкретной. Но пренебрегая ими, вы рискуете конкретную ситуацию превратить в неприятную.



     

    Поиск

    Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
    HTML код:

    Код для форумов:


    Уважаемые пользователи и посетители сайта!
    Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
    Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
    С уважением, администрация.