Страница 6 из 8
Семья и дети
Задания заключительного раздела составлены с учетом того, что юноши и девушки имеют ограниченный опыт общения с детьми. Цель предлагаемых заданий – показать учащимся ценность детей для семьи, для каждого взрослого человека, раскрыть основные проблемы, которые возникают при воспитании детей. В раздел включены задания по определению отношения учеников к детям, изучению взаимоотношений школьников со своими родителями. Часть заданий посвящена проблемам психологии воспитания детей в семье. Задание 39. Предложите учащимся выразить свое отношение к нижеприведенным утверждениям (согласны – «да», не согласны -»нет»). Сравните результаты ответов юношей и девушек. Рождение ребенка – это...
- Благотворная встряска, новые впечатления.
- Радость в доме.
- Возможность проявить свою нежность, заботу.
- Риск для здоровья.
- Большая физическая нагрузка.
- Детская ласка, привязанность к отцу, матери.
- Помощник в семье, опора в старости.
- Возможность вырастить образованного, интересного человека.
- Наследник всего хорошего во мне.
- Трудность воспитания, обучения.
- Разлад, напряжение в семье.
- Материальные затруднения.
- Надежда и будущее родителей.
- Необходимость на время оставить работу, коллектив. >
- Бессонные ночи.
- Возможность проявить свои воспитательные способности.
- Укрепление семьи и чувств между супругами.
- Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.
- Радость материнства (отцовства).
- Возня с пеленками, бутылочками.
- Проблема жилья.
- Самый благодатный объект вложения наших сил.
- Столкновение с трудностями устройства в ясли, сад.
- Привязать себя к дому.
- Потеря лучшей части нашей жизни.
- Придание смысла жизни.
- Волнение за его судьбу, будущее.
- Сложность дать хорошее образование, профессию.
- Утешение в горе и радости.
- Зависимость от бабушек и дедушек.
- Гордость для родителей.
- Веселые игры, содержательный досуг.
Информация к размышлению. Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека: потребность в покровительстве, заботе о другом человеке, защите слабого; потребность воспроизведения своего «я» в детях; потребность в психологической гарантии от одиночества и беспомощности в старости; желание быть неповторимым для кого-то; потребность в игре, уходе от профессиональной и внесемейной деятельности (забот); потребность учить другого, передавать ему опыт; потребность в любви и нежности. Задание 40. Предложите ученикам ответить «да» или «нет» на следующие вопросы теста, составленного польскими психологами.
- Интересовался ли ты когда-нибудь работой своих родителей?
- Часто ли тебе кажется, что у родителей без всякого повода портится настроение?
- Можешь ли ты сказать что-нибудь об интересах, надеждах и планах родителей?
- 4. Часто ли тебе кажется, что родители предъявляют к тебе несуразные требования под влиянием плохого настроения или по прихоти?
- Считаешь ли ты, что родители вмешиваются в твои дела, потому что относятся к тебе без уважения и убеждены, что ты постоянно поступаешь неправильно?
- Согласен ли ты с тем, что твои родители давно забыли, что значит быть молодыми?
- Считаешь ли ты, что родители хотели бы для тебя не того, чего ты хочешь сам, а чего-то другого?
- Считаешь ли ты, что родители были бы довольны, если бы у тебя совсем не было друзей и подруг и если бы ты все время сидел дома?
- Часто ли ты делаешь вид, что не замечаешь усталости ли плохого настроения родителей, потому что считаешь, что все равно ничем не можешь им помочь?
- Часто ли ты заранее уверен, что с родителями все равно ни о чем не договориться, потому что разница в возрасте исключает всякое взаимопонимание?
Задание 41. В городе Иваново, во Дворце культуры и техники текстильщиков, городской народный университет для женщин обсуждал статью «Устыдимся, взрослые!» из еженедельника «Семья» об избиениях детей. Перед началом обсуждения более тысячи женщин заполнили анкету.
- Ваше отношение к этой статье?
Только трое считают, что подобные темы обсуждать не следует.
- Нужна ли, по-вашему, строгость в воспитании?
Участники опроса единогласно проголосовали за строгость.
- Какое наказание вы считаете самым сильным для своего ребенка?
Тут мнения разделились. 70% родителей – сторонники нефизических методов. В том числе: 40% – молчание, осуждение, лишение общения. 33-летний инженер, мать 10-летней девочки: «Просто не разговариваю с ней, не замечаю». 40-летняя служащая, мать 12-летней девочки и 8-летнего мальчика: «Молчу, пока не осознает свой поступок до слез». 20% – лишение удовольствий (покупки сладостей, прогулки, просмотра телепередач и т. д.). 39-летний контролер, мать 13-летнего мальчика: «Если нагрубит или принесет двойку из школы, не даю смотреть телевизор в течение недели». 30-летний инженер, мать 9-летней девочки: «Перед сном не читаю книгу, не покупаю сладостей». 10% – угол. 25-летняя сновальщица, мать 3-летней девочки и 4-летнего мальчика: «Ставлю в угол, стоит там до тех пор, пока не осознает поступок». 30% родителей считают самым эффективным наказанием – физическое. В том числе: 10% – шлепают своих детей. 27-летний инженер, мать 3-летней девочки: «Шлепок по попе, серьезная беседа с папой». 28-летняя учительница, мать 4-летнего мальчика: «Шлепаю, говорю, что такой сын мне не нужен, я его не буду любить». 20% – устраивают порку. 34-летняя учительница, мать 10-летнего мальчика: «Крик отца или его удар, а то со мной почти не считается. Я редко бываю дома и всегда спешу». 33-летний инженер, мать 12-летнего мальчика: «Бью сильно ремнем и не пускаю потом гулять». Девочек, согласно анкетам, бьют ремнем гораздо реже. Зато им больше, чем мальчикам, достается «рукой по попе» и «повышение голоса, словесные унижения».
- Можно ли обойтись вообще без битья в воспитании? Большинство убеждено, что можно. Но это в идеале. А в реальной жизни «нервы не выдерживают», «срываются».
Предложите старшеклассникам прокомментировать приведенные результаты с точки зрения психолога, врача и юриста. Сопоставьте их мысли с рассуждениями названных специалистов на с. 82-84. Задание 42. Предложите ученикам прокомментировать ситуацию, сделать прогноз, каким станет ребенок, родившийся в такой семье. Сравните их рассуждения с мнением специалиста на с. 84-85.
Брак вдогонку
Она его любит и очень хочет за него замуж. Он вроде бы тоже ее любит, но не настолько, чтобы жениться. Она боится его потерять и выбирает испытанный способ – в один прекрасный день сообщает, что ждет ребенка. Естественно, от него. И вот на свет появляется ребенок, рождается новая семья. Но уже через несколько месяцев жизнь в этой семье становится невыносимой: молодожены без конца ссорятся, изводят друг друга взаимными упреками и претензиями, едва выдержав год такого «счастливого» супружества. Задание 43. Предложите старшеклассникам подумать над ситуацией, которая сложилась в молодой семье. Какие личностные особенности сформируются у ребенка? Сравните их прогноз с мнением специалиста на с. 85.
Не хуже, чем у людей
Они несколько лет женаты. Почти все их ровесники уже имеют детей. Родители и знакомые часто спрашивают: «А вы когда? Уже пора!» «И действительно пора», – понимают супруги. Что это за жизнь без детей! Они раньше об этом думали, но все не было условий -сначала учились, потом долго квартиры не имели, зарплата маленькая. И вот ребенок появляется. С первых дней жизни молодые родители решают воспитывать его «по науке», не жалея для этого сил и средств. Если они так долго ждали и готовились к его рождению, значит, их ребенок должен быть лучше всех – самым умным, спортивным, музыкальным. Пока ребенок лежит в кроватке и возится с погремушками, его развитие идет по намеченному плану. Но уже после года вдруг возникают непредвиденные трудности: слишком много капризничает, отказывается от полезных занятий, предпочитает возиться с песком, а не с развивающим конструктором. Это вызывает у родителей раздражение. Чем дальше, тем хуже. Малыш продолжает обманывать ожидания родителей. Он совсем не выдающийся, хотя и не хуже других детей. Он – сам по себе. В сферу его интересов и склонностей не входят традиционно престижные: он не музыкален, не сочиняет стишки, отказался даже заниматься фигурным катанием. Правда, остается еще надежда устроить его в английскую спецшколу, но даже любящим родственникам ясно, что «выдающейся личности» из их чада не получится. Но правы ли родители, вынося «приговор» семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены? Задание 44. Предложите юношам и девушкам оценить нижеприведенные высказывания о воспитании малыша и отметить, какие из них кажутся правильными (П), сомнительными (?), а какие – неверными (Н). Обсудите с ними обнаружившиеся расхождения во взглядах.
Высказывания |
П
|
?
|
Н
|
В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда, покой. Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица. Разговор с ребенком, который еще ничего не понимает, не имеет никакого смысла. Если мать занимается исключительно малышом, то есть не ходит на работу, то отцу ни к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать, нянчить ребенка. Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке. С первых же дней жизни у ребенка должно быть множество игрушек, которые будут его развивать. Пока ребенок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питье, переодевание), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи.
|
|
|
|
Задание 45. Предложите ученикам выполнить тест «Отец в семье», с помощью которого они смогут определить свою ориентацию на роль отца в семье. Инструкция: «Перед вами 24 утверждения. При оценке «согласен» вы получаете 2 очка, «не вполне согласен» – 1 очко, «не согласен» – О очков. Результаты фиксируются на отдельных листках. Пишется номер утверждения и рядом – оценка его ответа». Сравните предпочтения юношей и девушек.
- Мужчина лучше справляется с большим ребенком, чем с маленьким.
- После развода дети должны оставаться с матерью.
- Хороший муж обычно бывает и хорошим отцом.
- Мужчины, как правило, не умеют проявлять свои чувства так же открыто, как женщины.
- В вопросах воспитания мнение отца должно быть решающим.
- Первое время после рождения малыша женщина может уделять мужу меньше внимания.
- Лучше вообще жить без отца, чем терпеть отца равнодушного.
- Поскольку считается, что женщина все делает лучше мужчины, • пусть она и воспитывает детей.
- Когда у ребенка что-то не ладится, он всегда идет к матери.
- Чем сильнее любовь к малышу, тем легче его воспитывать.
- Отец должен только тогда вмешиваться в воспитание, когда жена об этом попросит.
- После развода родителей маленький ребенок совершенно не замечает отсутствие отца.
- Женщины, как правило, балуют детей.
- Отцам полезно проводить отпуск вместе с детьми.
- Мальчики с ранних лет должны воспитываться иначе, чем девочки.
- Некоторые дети охотнее проводят время с отцом, чем с матерью.
- Я представляю, что ребенок для моей (моего) жены (мужа) будет важнее, чем я.
- Во всех вопросах воспитания я смогу успешно заменить жену (мужа).
- Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.
- Моя жена (мой муж) всегда будет вмешиваться, когда я буду начинать заниматься с детьми.
- Мужчина при желании может обращаться с новорожденным не хуже женщины.
- Отец важнее для сына, чем для дочери.
- Моя жена (мой муж) не будет относиться ко мне серьезно как к воспитателю.
- Когда в семье есть бабушка, воспитывать ребенка намного легче.
Информация к размышлению. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в сочинениях многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте вместе с учащимися над ними. Возможно, удастся дополнить эти заповеди. ( Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательных . воздействий в плохом настроении. Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели. Заповедь третья: предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Заповедь четвертая: не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. ' Заповедь пятая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не: «Ты – молодец», а обязательно: «Ты – молодец, потому что...». Заповедь шестая: если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное. Заповедь седьмая: оценивайте поступок, а не личность: Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным. Заповедь восьмая: дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Заповедь девятая: воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сегодняшним. Заповедь десятая: воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.
|