На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Проблемы семьи и брака - Ключи к заданиям
Проблемы семьи и брака - Ключи к заданиям
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

«Ключи» к заданиям
Задание 1. Все суждения группируются в 8 установочных шкал. Каждая шкала включает в себя четыре утверждения, по вариантам ответов которых находится среднее арифметическое значение. Номера утверждений со знаком плюс оцениваются следующим образом: ответ «да, это так» оценивается в 4 балла, «вероятно, это так» – 3, «вряд ли это так» – 2, «нет, это не так» – 1 балл. Номера утверждений со знаком минус оцениваются в обратном порядке: «Да, это так» – 1 балл, «вероятно, это так» – 2, «вряд ли это так» – 3, «нет, это не так» – 4 балла.
1-я шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям). Суждения № (-1, -2, +4, +6):4. Чем выше балл, тем более оптимистическое представление респондента о людях вообще.
2-я шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием. 'Суждения № (+3,-5, -7, +8): 4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация школьника на долг по сравнению с удовольствием.
3-я шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека). Суждения № (+9, +11, +13, -16): 4. Чем выше балл, тем более значимой представляется ученику роль детей в жизни человека.
4-я шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга. Суждения № (+10, +12, +15, -27) : 4. Чем выше балл, тем выраженнее у учащихся ситуация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни.
5-я шкала: отношение к разводу. Суждения № (-14, +18, -20, +22) : 4. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение старшеклассников к разводу.
6-я шкала: отношение к любви романтического типа. Суждения № (+17, +19, +21, +23): 4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь.
7-я шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления). Суждения № (-24, -25, +26, -28): 4. Чем выше балл, тем менее традиционно представление юношей и девушек о роли женщины в семье.
8-я шкала: отношение к деньгам (легкость трат – бережливость). Суждения № (-29, +30, +31, +32): 4. Чем выше балл, тем более бережливое отношение учащихся к деньгам, чем ниже – тем легче они считают возможным их тратить.
Задание 4. Из прозрачной пленки (лучше всего взять папку для бумаг) изготовьте шаблон таблицы с «ключом», накладывая который можно быстро обрабатывать опросные листы. Этот шаблон накладывается сверху на опросный лист ученика. Вначале подсчитывается количество ложных ответов. За совпадение с «ключом» засчитывается один балл. Если ученик получил 8 и более ложных ответов, то его результат не засчитывается, он отвечал не совсем искренно, старался выглядеть лучше. Ответ -»не знаю» (?) не оценивается. Если ответ не совпадает с «ключом» – ноль баллов. Суммируются баллы по каждой графе. Чем выше балл (максимальный может быть равен 20), тем выраженнее измеряемое качество личности. Результаты по пяти выделенным личностным качествам можно выразить графически.

личностные качества

«Ключ» к опроснику «ОТКЛЭ»


Организованность

Трудолюбие

Коллективизм

Любознательность

Эстетическое развитие

1 +

2-

3-

4 +

5 +

6 + (ложь)

7 +

8-

9-

10 +

11-

12 + (ложь)

13 +

14-

15 +

16-

17 +

18 + (ложь)

19-

20-

21 +

22-

23-

24 – (ложь)

25 +

26-

27 +

28 +

29 +

30 – (ложь)

31 +

32 +

33-

34 +

35 +

36 — (ложь)

37-

38 +

39-

40-

41 +

42 + (ложь)

43-

44 +

45 +

46-

47 +

48 + (ложь)

49 +

50 +

51 +

52 +

53 +

54 + (ложь)

55-

56-

57-

58-

59-

60 + (ложь)

61-

62-

63-

64-

65 +

66 – (ложь)

67-

68-

69-

70-

71-

72 + (ложь)

73 +

74 +

75 +

76 +

77-

78 + (ложь)

79 +

80 +

81 +

82 +

83-

84 + (ложь)

85 +

86-

87-

88-

89-

90 – (ложь)

91 +

92-

93 +

94-

95 +

96 +

-97-

98-

99- .

100-

101-

102 +

103-

104-

105-

106-

107-

108 +

109 +

110-

111 +

112-

113 +

114 + У

115 +

Задание 5. Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность – пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента

Ответы «да»

Балл

Ответы «нет»

Балл

1. Экстраверсия

1, 7, 13, 19, 25,

 

 

31, 37

3

 

 

4, 43

2

2

1

2. Ригидность

8, 26, 32

3

37

2

 

2, 14, 20, 38, 44

2

19,46

1

3. Эмоциональная

15, 21, 33, 39, 45

3

 

возбудимость

3,9

2

 

 

27

1

 

4. Темп реакций

4, 16, 28

3

 

/

 

10, 22, 34, 40, 46

2

 

 

17, 29, 37

1

 

5. Активность

5, 11, 17, 23, 29,

 

 

35, 41, 47

3

38

1

 

10

1

 

6. Искренность

30, 36, 42, 48

3

 

 

6,12

2

 

 

18, 25, 24

1

23

1

По таблице на с. 69-70 установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая – 13-20 баллов, средняя – 8-12 баллов, низкая – 0-7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и отметьте свои результаты в «квадрате темперамента». Как правило, у большинства людей смешанный тип темперамента с преобладанием черт холерического, сангвинического, флегматического или меланхолического. Средние оценки не заносятся в «квадрат темперамента».

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия
высокая

Ригидность
высокая

Эмоц. возбудимость высокая

Темп реакций
быстрый

Активность
высокая

22-26 очень
высокая

16-23 очень
высокая

18-20 очень
высокая

20-22 очень
быстрый

24-26 очень
высокая

17—21 высокая

12—15 высокая

14—17 высокая

14-19 быстрый

21 — 3 высок.

12—16 средняя

7—11 средняя

8—12 средняя

9-13 средний

14-20 средн.

7—11 высокая

3—6 высокая

4—7 высокая

5—8 медленный

9-13 низкая

0—6 очень
высокая

0—2 очень
высокая

0-3 очень
высокая

0—4 очень
медленный

0—8 очень
низкая

Интроверсия
высокая

Пластичность
высокая

Эмоц. уравновешенность высокая

Темп реакций
медленный

Активность
низкая

Описание свойств темперамента. Экстраверсия и противоположное ей качество – интроверсия. Об этом свойстве мы судим по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент' (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Пластичность и противоположное ей качество – ригидность. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).
Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Активность. Об этом свойстве мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.
«Квадрат темперамента»


Сангвинический
1. Высокая активность
2. Высокая пластичность
3. Высокая экстравертированность
4. Высокая эмоциональная возбудимость
5. Быстрый темп реакций

Холерический
1. Высокая активность
2. Высокая ригидность
3. Высокая экстравертированность
4. Высокая эмоциональная возбудимость
5. Быстрый темп реакций

1. Высокая активность
2. Высокая ригидность
3. Высокая интровертированность
4. Высокая эмоциональная уравновешенность
5. Медленный темп реакций Флегматический

1. Низкая активность
2. Высокая ригидность
3. Высокая интровертированность
4. Высокая эмоциональная возбудимость
5. Медленный темп реакций Меланхолический

Задание 6. Вы выполнили задание на измерение мотивации достижения успеха и избегания неудач. С помощью «ключей» вычисляются «сырые» оценки по первой части задания (определяются две оценки по таблице на с. 72, тест «Использование»), затем вычисляются «сырые» оценки по второй части задания (определяются две оценки по таблице на с. 72, тест «Оценки»). Затем они переводятся в стандартные оценки по таблице на с. 72. В результате преобразования «сырые» оценки степени выраженности мотивов переводятся в 10-балльную систему, т. е. в стандартные оценки. Например, в тесте «Использование» по мотиву достижения успеха получена «сырая» оценка «4»; а в тесте «Оценки» по этому же мотиву – «сырая» оценка «8». Преобразуя «сырые» оценки за мотив достижения успеха в стандартные, получаем 6 баллов.
«Ключ» к тесту «Использование»
(совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл)


Мотив

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Достижения успехе
Избегания неудач

а

а

б

а

а

б

б

б

а

б

а

а

а
б

Таблица

«Ключ» к тесту «Оценки» (цифры 3,2,1, 0 – означают баллы)


Мотив

1

2

3

4

Ь

6

7

8

абвг

абвг

абвг

абвг

абвг

абвг

абвг

абвг

Достижения успеха Избегания неудач

3210

3210

0123

0123

0123

3210

3210

0123

Преобразование «сырых» оценок в стандартные

(мотив достижения успеха)


«Сырые»
оценки

Тест «Использование»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

1

1

1

1

1

2

3

4

5

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

2

1

1

1

1

2

4

5

5

7

3

1

1

1

2

3

,4

5

6

7

4

1

1

1

3

4

5

6

7

8

5

1

1

2

4

4

5

7

8

9

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

2

3

4

5

6

6

8

9

10

8

2

4

4

5

6

7

8

10

10

9

3

4

5

6

7

8

9

10

10

10

4

5

6

7

8

9

10

10

10

11

4

5

6

7

8

9

10

10

10

12

5

6

7

8

9

10

10

10

10

Преобразование «сырых» оценок в стандартные

(мотив избегания неудачи)


«Сырые»
оценки

Тест «Использование»

0

1

2

3

4

5

б

0

1

1

1

2

3

5

6

1

1

1

2

3

4

5

7

2

1

1

2

3

4

6

7

3

1

2

3

4

5

7

8

4

1

2

3

5

6

7

8

5

2

3

4

6

7

8

9

6

2

4

5

6

8

9

10

7

3

4

5

7

8

9

10

8

4

5

6

8

9

10

10

9

4

6

7

8

9

10

10

10

5

6

8

9

10

10

10

11

6

7.

8

9

10

10

10

12

7

8

9

10

10

10

10

Оценка в 1-3 балла указывает на низкую выраженность мотива; оценка в 4-6 баллов – на среднюю выраженность мотива; оценка в 7—8 баллов — на высокую выраженность мотива; оценка в 9-10 баллов – на очень высокую выраженность мотива.

Сравните оба мотива поведения: какой является ведущим, доминирующим, а какой – латентным, подчиненным.
Задание S. Если полученный коэффициент колеблется ет 1 до 3,5 -в классе неблагоприятный психологический климат. При коэффициенте 3,6-5,4 – он неустойчив: настроение колеблется, нет эмоционального единства, коллектив недостаточно развивается. При значениях от 5,5 до 7,0 – в классе мажорный психологический климат.
Если в классе неблагоприятный психологический климат или он неустойчив> следует обратить внимание на положительные утверждения в таблице и каждому ученику делать все для их реализации. Созданию благоприятного психологического климата лучше всего способствуют совместные, коллективные интересные дела.
Задание 10. Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и отрицательно на вопросы 4, 5, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ.
1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытащишь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
4-8 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?
Задание 12. Через год психолог вновь встретился с Наташей. Отношения с Виктором у нее несколько месяцев развивались нормально, но сейчас молодые люди разошлись окончательно. Он очень увлечен туризмом. Их распределили работать после института на одно предприятие. В такой ситуации Наташе, по-видимому, будет тяжело. История, как нам кажется, еще не закончилась.
Задание 15. Ответы под буквой «а» оцениваются в один балл, под буквой «б» – в два балла, под буквой «в» – в три балла, под буквой «г» – в четыре балла. Суммируйте результаты ответов на вопросы.
Если вы получили результат 9-19 баллов, вы человек, тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки!». Но прислушайтесь лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар», «Твою бы энергию да в мирных целях». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? Ваши эмоции не помогают вам в этой борьбе.
Если сумма баллов 26-34, то вы едва являетесь источником конфликтов. И)днако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку неинтересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делает вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
И наконец, сумма в пределах 20-25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в будущих семейных отношениях).
Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова – неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.
Задание 16. Обработка результатов задания сводится к подсчету баллов по трем показателям. Баллы приписываются следующим образом.
Варианты ответов на вопросы без знака «х» оцениваются в порядке возрастания баллов: за первый вариант – 1 балл, за второй – 2, за третий – 3, за четвертый – 4.
Варианты ответов на вопросы со знаком «х» оцениваются в порядке убывания баллов: за первый вариант – 4 балла, за второй – 3, за третий – 2, за четвертый – 1.
Первый и третий вопросы не оцениваются, но если в этих вопросах дан отрицательный вариант ответа, то нет необходимости отвечать на второй и четвертый вопросы (они пропускаются).
Далее вычисляются три показателя.

  • Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями (показатель «Ун»). В него входят те вопросы, в которых отвечающий непосредственно оценивает удовлетворенность отношениями с (____).

Ун = (сумма баллов на вопросы 11, 13, 15, 18, 22): 5. Среднее арифметическое находится в интервале от 1 до 4 баллов. Этот интервал сохраняется и в последующих показателях.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше непосредственная удовлетворенность отношениями с (____). (Деление производить до десятых.) i

  • Косвенный показатель удовлетворенности отношениями (показатель «УК»). В него входят такие вопросы, ответы на которые дают косвенную оценку удовлетворенности отношениями (например, отсутствие ссор и т. п.).

УК = (сумма баллов на вопросы 5, 7, 9,10, 19): 5.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше косвенная удовлетворенность отношениями.

  • Показатель «позитивности», общей благоприятности отношений в паре (показатель «П»). В него входят вопросы, оценивающие косвенную удовлетворенность' отношениями, и вопросы, определяющие отношения к различным явлениям окружающего мира.

П = (сумма баллов на вопросы 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23,24, 25): 18) или разделить на 17 или 16, в зависимости от того, были ли ответы на 2-й и 4-й вопросы или нет).
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая благоприятность (позитивность) отношений.
Это задание можно проводить неоднократно, поскольку межличностные отношения имеют определенную динамику. Можно путем нескольких замеров проследить, успешно или неуспешна развиваются межличностные отношения в той или иной паре.
Сравнивать оценки отвечающих не рекомендуется, поскольку это может привести к взаимным обидам. Если показатели не удовлетворяют отвечающего, то ему необходимо обратить внимание на те вопросы, которые привели к неудовлетворительным выводам.
Задание 22. Запишите по 2 очка за ответы: 16, 26, 36, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете и вести диалог; если считаете нужным -менять свои убеждения, коль это необходимо. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить и более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны
Задание 23. За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» – по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» – 0.
Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают окружающие.
От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. -По крайней мере с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.
Задание 24. От 6 до 15 очков. Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами, поскольку умеете верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком себя любите жалеть (слабость, которую к самому себе питают многие). Ваше душевное равновесие достойно восхищения!
От 16 до 26 очков. Бывает, что вы подчас «проклинаете судьбу». И все же у вас есть прекрасная «отдушина»: возможность «выплеснуть'« свои проблемы на других. После этого вам сразу же становится легче. (При этом вам, конечно, важно, чтобы вас внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям.) И все же задумайтесь: не стоит ли вам побольше владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким «способом» решения своих проблем?
От 27 до 31 очка. Вы еще не научились правильно «расправляться» со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так и терзают. Вы предпочитаете затвориться в себе, нередко пожалеть себя. Но, может быть, стоит использовать и иной способ? Мобилизуйте свою энергию! В вас достаточно доброго, хорошего начала, которое поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и неприятности.

Задание 25. А теперь подсчитайте ваши очки. За ответ «да» на вопросы 2 и 10 и за ответ «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, И, 12 – 1 очко.
Больше 8 очков. Вы чрезвычайно разумны, ваши потребности умеренны. Вам не стоит бояться разочарований. Но, быть может, ваша жизнь излишне однообразна? Сделайте так, чтобы она была более разнообразной, вы будете больше общаться, жить вам станет- интереснее.
От 4 до 8 очков. Можно сказать, что вы попали в «золотую середину». У вас прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности, не гоняетесь за журавлем, когда в руках есть синица. И хотя в вас есть и немного сумасбродства, но это придает вам очарования.
Менее 4 очков. Вы абсолютно безрассудны. Вам всегда всего мало. Вы можете чувствовать себя несчастным из-за пустяка. Вам стоит научиться радоваться приятным пустякам, которых не так мало. Это поможет вам стать спокойнее и рассудительнее.
Задание 26. Если вы ответили «да» на 6 и более вопросов, то у вас с чувством юмора все в порядке. И это помогает вам даже в самые трудные периоды жизни.
Если же у вас 5 и менее ответов «да», то с чувством юмора у вас плоховато. А ведь улыбка, смех – это показатель здоровья, стабильности, успеха в жизни. С ними легче преодолевать неприятности. Попытайтесь же изменить себя и посмотреть на жизнь со смешной стороны, не принимайте все слишком всерьез, к чему-то отнеситесь полегче – далеко не все в жизни стоит серьезных переживаний.
Задание 27. От 26 до 30 очков. Нужно сказать, что вашей будущей жене повезет: вы незаменимы в домашних делах и хлопотах. Ваши усилия будут вознаграждены хорошим настроением и благодарностью вашей будущей жены.
От 16 до 25 очков. Ваш вклад в домашнее хозяйство будет не очень большой. Приглядитесь внимательно к тому, что делает по дому ваша мама, и вы увидите, сколько дел вы могли бы взять на свои плечи. Если сейчас вы не облегчите труд матери, то и в будущей семейной жизни вы не сможете облегчить домашний труд своей жены.
От 10 до 15 очков. Вы практически не станете помогать своей жене заниматься домашним хозяйством. Вы будете вести себя не как любящий муж, а как клиент фирмы бытовых услуг под названием «Супруга».
Задание 29. Обе предложенные ситуации моделируют супружеский конфликт на уровне бытовых привычек. Как правило, эта область поведения мало контролируется, поэтому такого рода конфликты неизбежны в супружеской жизни. Умение безболезненно, без негативных последствий преодолевать такие конфликты – признак семейного благополучия.
У читателей, пожелавших принять участие в практикуме, выделилось несколько стратегий поведения. Конструктивные стратегии:

  • «Понимающее терпение». Вот один из ответов: «Если муж нервничает или вспылил, я молчу. Потом, когда он успокоится, я высказываю свое мнение о причине его вспыльчивости. Получается спокойная беседа. У нас почти не бывает ссор...» Такой подход основывается на понимании другого человека, его состояния. В нем содержится уважение к супругу. Эта стратегия позволяет избежать ущемления самолюбия каждого из супругов.
  • «Материнское прощение». Случай, когда супруга не воспринимает раздражение, недовольство мужа направленными на себя. В сущности, она относится к нему, как к ребенку, стремясь восстановить его хорошее настроение. Например, жена пишет: «...Скажу мужу: минутку, сейчас разберемся, в чем дело. Наведу порядок, подойду и, поцеловав его, успокою. Он любит ласку...» Такая стратегия предполагает снятие конфликта за счет умения предугадывать реакцию партнера, эмоционально воздействовать на него, защитить его от его же собственных чувств. Конечно, это возможно для человека, психологически более сильного, умеющего управлять собой и, конечно, любящего. Но такое отношение, помимо положительных моментов, несет опасность избаловать партнера, приучить его не считаться с другими.

Деструктивные стратегии:

  • «Осуждающее терпение». Приведем такое письмо: «...Я отмолчусь. А про себя подумаю, что не поддамся на провокацию. Ведь скажи я поперек – трудно представить последствия. Главное – не принимать близко к сердцу». В этом случае конфликт скрыт за внешним спокойствием. Такая позиция вызывает накопление эмоционального напряжения, формирует стрессовое состояние, которое должно разрядиться в виде агрессии на других людей или на самого себя. При хроническом состоянии напряжения могут формироваться нервные расстройства, даже болезни.
  • «Открытое недовольство». Приведем такие ответы: «Ну, разумеется, если привычки раздражают, то я раздражаюсь. Я его прошу не делать, хотя он не ребенок и сам должен понимать». Такой тип поведения характерен тем, что партнер воспринимает себя причиной негативных эмоций другого. В результате конфликт переходит в форму открытого взаимного недовольства. Подобное поведение может приводить к новым, более гармоничным формам решения конфликта в случае такта и обоюдного желания понимать друг друга.

Из писем видно, что в большинстве случаев ответственность за супружеские отношения берет на себя жена. Это хорошо, но недостаточно. Психологическая нагрузка во время семейных конфликтов очень велика, поэтому строить свою семью, конечно же, и мужское дело.
Задание 30. Сцены ревности мужа каждый раз как бы подкрепляются лаской, нежностью, радостью устранения сомнений. Именно это неосознанное ожидание мужем новых всплесков бурных чувств и провоцирует его на ревнивое поведение.
Что посоветовать? Надо, чтобы сцены ревности не давали мужу удовлетворения. Радость должна работать на любовь, награждать любовное поведение.
Ревность – убийца любви номер один, поскольку причиняет страдание любимому человеку. С каждой сценой ревности он все крепче связывается с неприятными переживаниями. Сколько скандалов нужно, чтобы любовь сменилась отвращением и брезгливостью? Не так уж много.
Если вы ревнивы и страдаете от этого, то для начала попробуем выяснить, что представляет собой ваша ревность.
Скажем, с детства вас любили только за то, что вы хороший, постепенно у вас возникла привычка сравнивать себя с другими. И оказывается, что всегда есть люди, которые обладают достоинствами, которых у вас нет. Так растет убежденность, что они в большей степени достойны любви, чем вы. Вспомните, Арбенин не мог поверить в то, что Нина его любит, он мучился: за что же его можно любить?
Чувство неполноценности может проявляться в донжуанстве: появляется навязчивое стремление стать объектом любви многих. Эта попытка компенсировать ущемленность не приводит к покою.
Обратной стороной донжуанства является навязчивая ревность, и логика здесь проста: если я имею постоянное желание быть объектом любви многих, то наверняка и брачный партнер тоже обуреваем этим желанием. Не случайно неверные мужья и жены нередко оказываются патологически ревнивыми.
Ревность подчас происходит от зависти, которая порождена постоянным желанием сравнивать себя с другими не в свою пользу. Завистник может сравнивать жену с женами других и найти, что она его любит меньше, что она не так воспитывает детей и тому подобное. «Вот если бы у нее был другой муж, а не я, то, наверное, она была бы другой и вела себя иначе», – думает он.
Ревность может стать ответом на обиду. Если поступки одного из супругов не соответствуют ожиданиям другого, он переживает это как обиду. Но обида немедленно одевается в одежду ревности и предстает уже как ущемление достоинства.
Ревность часто выступает как средство самоутверждения, оправдания собственной неудовлетворенности жизнью.
У ревности как бы особые функции, считают некоторые, она служит своеобразной формой социального контроля в семье. Однако это внешний контроль, осуществляемый только с помощью страха и страдания, он не видит внутренних пружин поведения и отрицает сущность любви. Ведь любовь сама по себе предполагает верность.
Задание 31. К супружеским отношениям более всего применима мысль:
«Жизнь – это искусство компромиссов . В семье, искусством компромиссов, диалог супругов прозвучал по-иному. Например, так:

  • Ну что, Ника, наелся?
  • Да, спасибо. Надо же, так вкусно сосиски сварить.
  • Издеваешься, да? Ладно, сделаю тебе на обед по-флотски, хочешь?
  • Ага, особенно жаркое!
  • Ну, Никита, это же столько возни, а мне еще стирать... Тогда ты картошку чистишь, идет? От нее так руки темнеют, никакой крем потом не берет.
  • Зинушка, родная, о чем разговор! (Целует ей ладошку, гладит.)
  • Милый (целует его), раз уж ты сегодня такой хороший, давай выбьем палас на улице в снегу. Давно хочу попросить, да совестно было тебя мучить – столько мебели на нем стоит!
  • Да, одна стенка чего стоит. Может, пропылесосить его получше?
  • Никита, дай мне хоть иногда полюбоваться, как мой муж настоящую мужскую работу делает!
  • Ну, и хитрая же ты у нас, Зинаида! Ну, ладно, только ради тебя.
  • Как здорово все же нам живется, правда? А вот только ты мне раньше чаще на работу звонил. Все так завидовали...
  • Да с этим шефом новым не то что позвонить – покурить некогда. Сама видишь, какой прихожу всю неделю.
  • А я, глупая, уже начала придумывать... (обнимает его).
  • «Утреннюю почту» будем смотреть, Зин?
  • Позовешь, если что интересное будет. А я мясом займусь. Картошка через полчаса нужна будет...

Задание 33. 22 и более очков: в вашей семье можно говорить об идеальном распределении домашних хлопот. Ваш отец как настоящий рыцарь взял на себя большую часть обязанностей по дому. Ваша мать может с полным основанием считать себя счастливой.
13–21 очко: в вашей семье нет причин для тревоги. Если ваша мама и берет на себя большую часть домашних хлопот, то не слишком часто. И как только у вашего отца появляется первая возможность, он помогает вашей матери.
12 и менее очков: быть может, вашему отцу кажется, что в семье домашние заботы распределены справедливо. Пожалуй, он обманывает себя, ваша мама несет на себе куда большую ношу. Вашему отцу стоит подумать об этом, не ждать, пока в семье соберутся грозовые облака взаимных придирок и раздражения, ему следует взять на себя какую-то часть домашних хлопот. Лучше всего, если вы будете делать домашние дела вместе с отцом. Это будет и разумно, и справедливо. То, что вы вместе будете многое делать по дому, только улучшит семейную атмосферу.
Задание 35. Если на утверждения 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 23, 31 вы ответили «неверно», то поставьте за каждое совпадение один балл. Если на утверждения 3, 15, 18, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 ответили «верно», – поставьте за каждое совпадение один балл. Подсчитайте общее количество баллов. Чем выше сумма баллов, тем сильнее у вас выражены художественно-эстетические потребности. Сумма баллов свыше 24 говорит о значительной выраженности художественно-эстетической потребности. Результат от 16 до 25 баллов – о средней выраженности художественно-эстетической потребности. Сумма баллов менее 16 – о слабой выраженности такой потребности.
Задание 36. Одно очко вы получите за ответ «да» на вопросы: 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12. И одно очко – за ответ «нет» на вопросы: 2, 3, И. Суммируйте результаты ответов.
У вас больше 8 очков. Что ж, вы умеете проводить свободное время. Товарищи никогда с вами не скучают, да и вам чужда скука. Такому качеству можно только позавидовать. Ваше умение проводить свободное время непременно пригодится в будущей семейной жизни.
4-8 очков. У вас, как и у большинства людей, бывают плохие дни, когда ничто не ладится, ничто не забавляет, не развлекает. Наверное, неплохо иметь в запасе какое-нибудь увлечение, которое в любом положении сможет исправить хоть немножко настроение.

Меньше 4 очков. Если вы действительно откровенно ответили на вопросы и вас ничто не интересует – постарайтесь понаблюдать за теми, кто все время занят,

и вы научитесь беречь свое время.
Задание 38.
Ситуация 1.

  • Обратите внимание, идет игра: «Это все он(она) виноват(а)... (поздно приходит домой, не готовит обед, спорит со мной...). Позиция и той и другой стороны укладывается в формулу «Я здесь ни при чем». Это он(она) должен(должна) измениться, чтобы наши отношения улучшились. Каждый старается подтвердить собственную правоту и виновность партнера. Это пример семейной отчужденности, когда муж и жена уже почти не связаны друг с другом. Их монологи не соприкасаются, катятся как бы параллельно. Каждый начинает говорить, не дожидаясь, когда закончит другой.
  • Так ли безнадежна ситуация? «Почти не связаны»... Значит, все-таки шанс найти общий язык есть?
  • Прежде всего надо переосмыслить тезис: «Это все он(она)» и обратить свой взгляд в себя. «А может, и я где-то виноват(виновата)?» И второе правило семейной безопасности – поиск компромисса. Здесь не годится твердое: «Ни шагу назад!»
  • Наверное, следует добавить, что надо еще иметь сильное желание уладить конфликт...
  • Осознать это желание и постараться разобраться во внутренних мотивах конфликта. Тривиальная мысль: если он и она любят друг друга, то бытовые катастрофы типа кому мыть посуду заканчиваются не битьем тарелок, а чем-то другим.

Ситуация 2.

  • Здесь вина за конфликт смещена к другому полюсу: «Это я виноват(а)!» Каждый частично понимает свою роль в конфликте и остро переживает, что не в силах изменить положение. Они надеются на помощь со стороны, на волшебное слово провидца, кто бы в этой роли ни выступал.
  • Что ж в том плохого?
  • В принципе ничего плохого в том нет. Но еще Монтень как-то сказал, что порой мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов обессиливаем. Если присмотреться и в предложенной ситуации проглядывает позиция: я, мол, здесь ни при чем, это все он (она)!

Другими словами, это псевдовзаимный тип семейных отношений. Стабильность такой семьи поддерживается тем, что внутренний конфликт между мужем и женой по молчаливому согласию не затрагивается. В то же время конкретные разногласия отчетливо осознаются обоими.

  • Выходит, и здесь надо копать глубже?
  • Если, конечно, этого хотят он и она. Ситуация 3.
  • Странные трудности. Человек никого не винит, готов взять на себя всю ответственность за возможные последствия такого настроения. Откуда это беспокойство?
  • Здесь мы имеем любопытный парадокс, который можно сформулировать так: «Как же так, в семье все хорошо, но как бы без меня, без моего участия».
  • Если в предыдущих примерах в основе конфликта лежал принцип: «Я здесь ни при чем!», то в приведенном случае эта позиция как раз и не устраивает человека. Он хочет побеждать, преодолевать трудности со сладким ощущением значительности и важности достигнутого. Мужчине необходимо ощущение своей силы.
  • Он из семьи эмоционально изолированной. Эмоциональная близость есть, но все богатство чувств не расходуется, лежит мертвым невостребованным грузом.
  • Что же в таком случае делать?
  • Востребовать груз, дать выход эмоциям, скрытой силе чувств.

Ситуация 4.

  • Особенность этой ситуации: снерхишстстиенность,которую берет на себя одна из сторон. Он как бы говорит: «Да, я виноват, но так как я не обвиняю другого и не ухожу от ответственности, то я все-таки ни при чем». Или: «Да, я виноват, но раз я хочу спасти семью и жертвую собой, теперь дело за ней».
  • Позиция спасителя дает скрытую возможность отказаться от внутреннего изменения.
  • Подсознательно мужем руководит страх быть отвергнутым семьей. И он берет на себя роль спасителя, так как признать неуспех и крушение своих иллюзий для него гораздо болезненнее, чем двойное ощущение вины и ответственности за неудачу.
  • Это тип семьи с односторонней эмоциональной зависимостью.
  • Зазеркальная жизнь совсем не похожа на то, что мы видим в себе сами.
  • Если заглянуть в Зазеркалье, можно прочитать все те же слова: милосердие к себе и есть та аномалия, расслаивающая ткань семьи. Перестать думать о себе, оберегать себя. С другой стороны, барьер самозащиты исчезнет лишь тогда, когда человек перестанет бояться осуждения за свои поступки, мысли, взгляды.

Задание 39. Ученики записывают по одному баллу за каждый ответ «да» на следующие высказывания: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9/13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32. Затем записывают по одному баллу за ответ «нет» на остальные высказывания: 4, 5, 10, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 30. Суммируют набранные баллы. Условно можно считать, что у них выражено чадолюбие (есть потребность в будущем иметь в браке детей), если результат для девушек более 20 баллов, для юношей -более 18.
Задание 40. Если в ваших ответах преобладает «да», а на вопросы 1 и 3 вы ответили «нет», то причины конфликтов с родителями можете искать в себе самом: похоже, что, независимо от того, правы они или не правы, вы заранее с ними не согласны. И по-видимому, даже не задумываетесь над их аргументами. А может быть, это именно вы закоснели в своих взглядах, считая, что современный человек все делает не так, как его «предки»?
Задание 41. Мнение психолога. Не каждый понимает, что скрывается за строгостью, пусть она представлена хмурым сдвиганием бровей или резким словом. Эти жесты будут действенны только тогда, когда они в прошлом опыте ребенка были связаны с болью или каким-либо другим видом страдания. Надо, думает родитель, хоть раз основательно ребенка выпороть, чтобы он визжал и закатывался от боли, тогда он будет хорошо понимать смысл этих жестов и слов.
Формула строгости является идеологическим оправданием жестокости, так как граница между строгостью и жестокостью размыта и произвольна. Причем всегда вступает в силу логика самооправдания: «Я ему желаю счастья. Я строг, но справедлив!», «Меня били и держали в строгости, и я вырос неплохим человеком. Я из него (нее) человека сделаю!» Строгость превращается в жестокость сразу же, как только родитель входит во вкус, когда ему начинает нравиться быть строгим и он самоутверждается таким образом беспрепятственно.
Что же, значит, обходиться без строгости? Не является ли эта установка попустительством, потворством своеволию и строптивости ребенка? На самом деле процесс формирования человеческого поведения, личности и характера, согласно законам психологии, может идти без примитивного вымещения родителями своего гнева. Есть замена строгости в виде совершенно противоположной установки – любви.
Стратегия любви – самая совершенная стратегия воспитания, которая в процессе своей реализации делает излишним не только битье, но вообще строгость. Любимый ребенок сам к себе более строг, чем могут быть к нему строги мать или отец. Нетрудно понять, если поразмыслить спокойно, без предрассудков, что мы придерживаемся идеологии строгости в воспитании потому, что это дает нам удовлетворение. Часто и разрядку. Мы бьем детей потому, что нуждаемся в утолении агрессивных позывов.
Почему же мы агрессивны? Причин агрессии бесчисленное множество. Например, в две часа пополудни пятиклассник должен сидеть, согнувшись, за столом и писать домашнее задание. Л он не сидит, а, скажем, играет с котом. Получается расхождение между тем, каким сын должен быть по представлению родителей и какой он в данной ситуации. Известно, что самая примитивная и древняя реакция на неприятность, страдание, дискомфорт – агрессия. А ребенок безответен. Если взрослый, коллега не соответствует моим ожиданиям и «не слушается меня», то я его не бью просто потому, что боюсь. Ведь это взрослый, может дать сдачи! Но ребенок сдачи не дает, поэтому к нему можно применять меры строгости.
Мы бьем детей потому, что нетерпимы. Наши представления о детях не живые, а абстрактные, мы часто не принимаем детей такими, какие они есть: «Раз он ребенок, он должен». Нетерпимость быстро превращается в гнев и агрессию. Поэтому бьем. Способы битья многообразны, чаще всего, конечно, бьем словами, семейными сценами, пока нам внутренний голос не подсказывает: «А ну, возьми ремень!»
Мы бьем детей из самоутверждения. Авторитарность и власть могут быть реализованы тут почти безгранично. Мы стремимся программировать детское поведение настолько жестко, что всегда найдется повод для недовольства и строгости. Если это оставить так, без возмездия, то «он испортится», а мы за него отвечаем. Я добропорядочный гражданин и уважаю законы.
Мы бьем детей из тщеславия. Мой ребенок должен быть хорошим! Раз он плохой, то его надо исправлять, делать хорошим. Как? Поскольку родитель очень редко задумывается над этим, то при первой неудаче он делается гневным, а гнев ищет выхода. Мы не всегда умеем любить, поэтому пустота заполняется псевдовоспитанием.
Родитель может бить ребенка и из страха. Он думает: если зло не пресечь, то оно разрастается. Боится, что упрямый ребенок, коль его не бить, обязательно вырастет упрямым; если за ложь не бить, то вырастет лживым. Это обычное заблуждение: ребенок становится упрямым именно потому, что его бьют, обижают, и это его протест.
Мнение врача. Да, к нам поступают дети, избитые родителями. Но далеко не всегда мы можем доказать, что травма получена от «воспитателя». Естественно, родители называют другие причины – упал со стула, стукнулся об угол, хотя нам, врачам, по множественности ушибов, синякам, кровоподтекам ясно, в чем тут дело.
Чаще всего ребенок становится жертвой «пьяной» педагогики, когда родитель во хмелю начинает его наставлять на путь истинный, бьет в угаре чем попало, нанося весьма серьезные повреждения. Так, через наше отделение хирургии в год проходит более двух тысяч детей, среди них около 20 официально признаются покалеченными собственными родителями. В действительности эта цифра значительно выше.
Необходимо искать и развивать средства общественной защиты детей, которых бьют дома. Нужна обстановка всеобщей нетерпимости к таким фактам. Плохо пока срабатывает в подобных ситуациях наша юридическая система.
Мнение юриста. Что юридически понимается под истязанием? Откроем статью Уголовного Кодекса. В ней записано: «Истязания – это систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие характер истязания». Такие действия наказываются лишением свободы на срок до 3 лет.
Как видите, законом предусмотрена ответственность родителей, занимающихся рукоприкладством. Однако на практике все гораздо сложнее, уголовные дела по этой статье возбуждаются крайне редко. Трудно определить действия родителей именно как истязания. Допустим, дома ребенка избили, на теле остались следы побоев, но надо еще доказать, что они носят характер истязания. Для этого с помощью врача необходимо установить систематичность, повторяемость избиений. А кто поведет добровольно своего ребенка на медицинское освидетельствование? Замкнутый круг получается.
Существует, правда, и другая статья Уголовного Кодекса, которая гласит: «Умышленное легкое телесное повреждение или побои наказываются лишением свободы сроком до одного года или исправительными работами на этот же срок». Но и здесь трудность в установлении истинных причин травм, полученных ребенком. Так что и данная статья используется редко.
Следует помнить, что запрет телесных наказаний детей введен еще в 1918 году, а пять лёт спустя утвержден в Уставе единой трудовой школы. Эти документы оказали свое влияние и на семейную педагогику. Помимо юридических рычагов, нужны серьезные воспитательные меры, педагогический и психологических ликбез родителей.
Задание 42. Типичная иллюзия: ребенок сплачивает семью, и стоит ему появиться, как родители сразу станут серьезными, ответственными, научатся понимать и любить друг друга. Увы, в жизни все наоборот. Появление ребенка в такой семье разжигает едва наметившиеся конфликты между супругами, рождает у них взаимное раздражение. И все потому, что ребенок оказывается ненужным ни Ей, ни Ему. Для Него этот ребенок – расплата за грехи молодости. Он страдает, что его раньше времени «связали по рукам и ногам» ( а он еще хоть куда, ему бы еще погулять да искать другую!).
Она оказывается привязанной к дому и к «корыту». Одним словом, ребенок мешает обоим родителям. Вернее, он нужен им не сам по себе, а для того, чтобы эффективнее «давить» на супруга: «Я целый день с ребенком, а ты шляешься где попало! На ребенка тебе наплевать! Эгоист ты, а не отец!».

  • Молчала бы, какая из тебя мать. Кашу сварить не можешь! Все справляются, а ты вечно ворчишь. Что я его грудью кормить буду?

Разумеется, поводом для подобных диалогов является отнюдь не забота о ребенке, а желание побольше задеть и обидеть другого.
...И среди всех этих ссор, угроз, обид и разочарований растет и развивается маленький человек.
Прогноз. Кто из него вырастет? Как будет он относиться к своим родителям и к другим людям? Наверняка сказать трудно. Но можно с большой долей вероятности предположить, что ребенок, выросший без любви и внимания, ненужный своим родителям, вряд ли сам научится любить и заботиться о ком-то, кроме себя. Эгоцентризм и эмоциональная черствость родителей, как правило, не только воспроизводятся, но и приумножаются в детях. От такого «ненужного» в детстве ребенка вряд ли можно ждать заботы о родителях в старости.
Задание 43. Точка зрения специалиста, кандидата психологических наук Е. Смирновой, на ситуацию, изложенную на с. 64.
Родители слишком ясно представляли, что должно получиться из их ребенка. Образ идеального ребенка заслонил для них реальную личность, живущую рядом с ними, а формальные правила и советы ученых заменили их собственную чуткость и внимание к ребенку. Их родительской заботе не хватало личного, творческого участия в воспитании.
Прогноз. Если с малых лет ребенок чувствует, что он какой-то «неправильный» и все делает не так, то он скорее всего вырастет неуверенным в себе. Такой человек не сможет проявить собственную активность, принимать творческие решения, он будет постоянно озабочен тем, что о нем скажут другие, как он выглядит со стороны. Сосредоточенность на , себе и робость способны сделать его несчастным. Окружающим он будет не интересен. Задание 44. Все приведенные высказывания ошибочны. Такое очевидное несовпадение приводит к претензиям и обидам. Она обвиняет Его в том, что Он:

  • Слишком много времени проводит вне дома, интересуется всем на свете, кроме семьи.
  • Не помогает по хозяйству.
  • Совсем ее разлюбил. Ему не нравится, что Она:
  • Постоянно всем недовольна, совсем его «запилила».
  • Целыми днями в заношенном халате, непричесанная.
  • Говорит только о горшках и пеленках.
  • Не проявляет ласки.

Ничего фатального в ситуации нет, если найти общий язык.
Ему понимать, что

  • Женщина, родившая ребенка, перестраивается и физиологически, и психологически. Весь мир для нее в младенце.
  • Молодой маме необходимо особое внимание, снисходительное отношение к ее повышенной раздражительности. Нельзя требовать от нее в этот период широты интересов.
  • Участие в заботах о ребенке и помощь жене – снятая обязанность мужа, если он не хочет конфликтом н семье.
  • Хотя бы раз в неделю жена нуждается в отдыхе и переключении от бытовых хлопот – ей лучше всего уехать на несколько часов из дома (в гости, в кино, на прогулку), а мужа оставить с малышом. Ей учитывать, что
  • Любовь мужа к ребенку возникает постепенно, по мере того как он привыкает к нему и все более участвует в его воспитании.
  • Ребенку нужно внушать, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • В любых проступках ребенка следует прежде всего винить себя.
  • Нельзя пытаться «лепить» своего ребенка, надо видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Собственные воспоминания о своем детстве помогают воспитывать ребенка.
Воспитывают не слова, а личный пример.
Задание 45. Существует три типа отцов: «традиционный отец», «отец-кормилец», «современный отец». Первый тип отцов охарактеризован ответами на вопросы 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22. Второй тип – на вопросы 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23. Третий тип – на вопросы 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21, 24. Подсчитайте, сколько очков по каждому из трех типов отцов набрали учащиеся. Какой показатель больше, на такой тип отца в будущей семейной жизни ориентируются юноши (девушки ориентируются на тип мужа в роли отца). Максимальный результат по одному из типов должен быть более 9 баллов. Если меньше, то результат не засчитывается.

«Традиционный отец». Он – глава семьи, представляет ее интересы во всех «внешних отношениях», является последней инстанцией и в решении вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Он несколько суров, придает слишком большое значение дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей. По мере взросления ребенка отец начинает больше заниматься его воспитанием, особенно воспитанием сыновей. Но сердечных отношений между ними, как правило, нет. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, чувствуя, что он не слишком хорошо осведомлен об их нуждах и потребностях.
«Отец-кормилец». Мужчина предоставляет жене полную свободу в вопросах воспитания. Он считает, что все равно не может заменить жену в области педагогики, тем более что постоянно занят служебными делами. Но даже в свободное время он не горит желанием заняться детьми. Неудивительно, что со временем дети перестают относиться к нему серьезно. В такой ситуации женщине, видимо, стоит пойти на небольшую хитрость – изредка уезжать из дома хотя бы на несколько дней, оставляя детей под опекой мужа. Тем самым мужчина понял бы, что вы доверяете ему как отцу.
«Современный отец». Для такого -отца все дела, связанные с ребенком, привычны и очевидны. Хотя у него не так много свободного времени, как ему хотелось бы, вечера он обычно проводит с детьми. Он любит детей, часто говорит им об этом, умеет не только играть со старшими детьми, но и пеленать грудных. Дети его обожают. Неудивительно, что со своими проблемами они в равной мере обращаются и к нему, и к матери.
Возможно, юноши и девушки дополнят характеристику современного отца.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.