На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Проблемы семьи и брака - Личность. Общество. Семья.
Проблемы семьи и брака - Личность. Общество. Семья.
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

Личность. Общество. Семья

Задания данного раздела направлены на изучение брачно-семейных установок учащихся, их отношения к жизни в родительской семье. Интересную информацию учитель может получить при выполнении школьниками заданий, позволяющих определить особенности проявлений темперамента, некоторых черт характера, ценностных ориентации, устремлений.
К первому уроку можно подготовить таблицу, отражающую соотношение количества зарегистрированных браков и разводов в Беларуси. Основная цель выполнения заданий этого раздела – активизировать интерес учащихся к собственной личности, к особенностям поведения окружающих, стимулировать работу над собой, пробудить желание изучать проблемы, связанные с созданием и становлением семьи. Одной из организационных форм работы класса может быть создание школьного научно-исследовательского института семьи. Учитель заранее готовит необходимые материалы для изучения учащихся на уроке. Задания, требующие длительного времени для выполнения, предлагаются на дом. Результаты самообследования учеников обрабатывает учитель, а где это приемлемо, подключаются «сотрудники» института семьи. При этом бланки ответов учитель заранее зашифровывает.
По выбору учителя в содержание уроков можно включить материал из рубрики предлагаемой книги «Информация к размышлению».
Задание 1. Огромную роль в регуляции поведения человека играет его отношение к тем или иным феноменам окружающей действительности. Конечно же, однозначной зависимости между взглядами и поведением нет, но то, как будет человек себя вести в конкретной ситуации, во многом определяется тем, как он к этому явлению относится. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в исследованиях семьи изучение различных установок молодежи (будущих супругов) занимает большое место. Предложите учащимся тест-прогноз брачно-семейных установок. Инструкция: «Каждому из вас предлагается оценить степень своего согласия с, нижеприведенными утверждениями, которые выражают ту или иную ситуацию человека в жизни. Помните, что нет и не может быть правильных или неправильных ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал вашу личную точку зрения. В таблице поставьте номер вашего варианта ответа напротив номера утверждения в графе, где стоит знак «плюс» (+).
Каждому ученику выдается бланк с нижеприведенной таблицей. На класс готовится 5-6 экземпляров теста, который школьники поочередно выполняют. На уроке зачитывается инструкция, дается ориентация на откровенные ответы. Учитель предупреждает, что результаты ответов будут сохранены в тайне. После обработки результатов каждый ученик сможет ознакомиться со своими данными.

Шифр Фамилия Имя Пол

(линия отреза)
Шифр

Утверждения

Шкалы

1

2

3

4

5

б

7

8

1

+

 

 

 

 

 

 

 

2

+

 

 

 

 

 

 

 

3

 

+

 

 

 

 

 

 

4

+

 

 

 

 

 

 

 

5

 

+

 

 

 

 

 

 

6

+

 

 

 

 

 

 

 

7

 

+

 

 

 

 

 

 

8

 

+

 

 

 

 

 

 

9

 

 

+

 

 

 

 

 

10

 

 

 

+

 

 

 

 

11

 

 

+

 

 

 

 

 

12

 

 

 

+

 

 

 

 

13

 

 

+

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

+

 

 

 

15

 

 

 

+

 

 

 

 

16

 

 

+

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

+

 

 

18

 

 

 

 

+

 

 

 

19

 

 

 

 

 

+

 

 

20

 

 

 

 

+

 

 

 

21

 

 

 

 

 

+

 

 

22

 

 

 

 

+

 

 

 

23

 

 

 

 

 

+

 

 

24

 

 

 

 

 

 

+

 

25

 

 

 

 

 

 

+

 

26

 

 

 

 

 

 

+

 

27

 

 

 

+

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

+

 

29

 

 

 

 

 

 

 

+

30

 

 

 

 

 

 

 

+

31

 

 

 

 

 

 

 

+

32

 

 

 

 

 

 

 

+

Всего баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Я думаю, что многих людей оставляют равнодушными неприятности окружающих: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это !так; 4) нет, это не так.
  • Большинство людей заняты только собой, и их мало интересует, что происходит вокруг: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я уверен(а), что существуют определенные моральные принципы, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Что бы человек ни делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие: 1)да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я считаю, что даже незнакомые охотно помогают друг другу, не говоря уже о близких людях: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я думаю, что по возможности нужно избегать делать то, что тебе неприятно: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Чтобы быть счастливым, нужно прежде всего выполнять свои обязанности перед другими людьми: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Единственное, что придает смысл человеческой жизни – это дети: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я думаю, что супруги должны рассказывать друг другу обо всем, что их волнует: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Семья, в которой нет детей, – неполноценная семья: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я думаю, что в хорошей семье супруги должны разделять различные хобби и увлечения друг друга: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Чем больше детей в семье, тем лучше: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Быть постоянным свидетелем ссор родителей для ребенка значительно тяжелее, чем остаться с одним из родителей после развода: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, независимо от отношений родителей для ребенка лучше жить с отцом и матерью.
  • В хорошей семье супруги должны проводить свободное время всегда вместе: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) думаю, что свободное время следует проводить порознь.
  • Радость, которую ребенок доставляет своим родителям, не компенсирует всего того, чего они лишаются из-за него: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, ребенок в жизни семьи может заменить все.
  • Я считаю, что настоящая любовь бывает один раз в жизни: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, любить можно и несколько раз в жизни.
  • Часто люди разводятся, не использовав всех возможностей наладить отношения: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Когда люди любят друг друга, то ничего их по-настоящему не радует, если рядом нет любимого человека: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, любовь не означает, что ничто другое уже не радует.
  • Развод, по-моему, дает человеку возможность в конце концов найти себе такого спутника жизни, какой ему нужен: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, возможность развода лишь мешает этому.
  • Я считаю, что если у любимого есть какие-то недостатки, то нужно стремиться исправить их, а не закрывать на них глаза: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, если уж любишь человека, то любишь и его достоинства, и его недостатки.
  • Я думаю, что доступность развода привела к тому, что рушатся многие браки, которые могли бы быть удачными, если бы развод был невозможен: 1) да, это так; 1) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, возможность развода помогает сохранить удачный брак и дает средство исправить ошибку.
  • Если люди любят друг друга, то они каждую свободную минуту стремятся провести вместе: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, я думаю, что то, что люди любят друг друга, не обязательно означает, что они все время должны быть вместе.
  • Современные женщины все реже соответствуют истинному идеалу женственности: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Как сейчас, так и в будущем все основные обязанности женщины будут связаны с домашним очагом, а мужчины – с работой: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Для современной женщины так же важно обладать деловыми качествами, как и для мужчины: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4 нет, для мужчины это значительно важнее.
  • И жена, и муж должны иметь некоторую сумму, которую каждый может тратить так, как считает необходимым: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, все траты нужно обсуждать вместе.
  • Профессиональные успехи жены мешают счастливой семейной жизни: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Если есть деньги, то не стоит раздумывать, купить или не купить понравившуюся вещь: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Я думаю, что следует регистрировать (например, записывать) все произведенные расходы: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, это не так.
  • Бюджет семьи необходимо планировать до мельчайших покупок: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли это так; 4) нет, я думаю, что планировать бюджет не надо.
  • .Я считаю, что необходимо делать сбережения, даже если при этом приходится себе в чем-то отказывать: 1) да, это так; 2) вероятно, это так; 3) вряд ли есть смысл делать сбережения, если средств недостаточно; 4) делать сбережения следует только в том случае, если для этого не надо экономить.

Очень важно сравнить усредненные результаты выполненного задания юношами и девушками. Следует обратить внимание учащихся на различия в их установках на брачно-семейные ценности, что на начальном этапе супружеской жизни может привести к конфликтам.
Информация к размышлению. Психологи определили, что в современных семейных отношениях наблюдается установка на равноправие мужчины и женщины. Существуют и другие установки. Приведем некоторые из них.
Прежде всего это ориентация на определенные отношения между мужчинами и женщинами и на патриархальный тип супружеских взаимоотношений. Безусловно, считать, что традиционные образцы отжили свой век или не соглашаться с теми, кто ожидает от мужчины проявления силы и мужества, а от женщины – нежности и красоты, неверно. Но поскольку в течение последних десятилетий супружеские отношения претерпели серьезнейшие изменения, придерживаться жестких традиционных поло-ролевых стереотипов поведения – значит обрекать себя на многочисленные проблемы в межличностных отношениях в семье, особенно в том случае, если взгляды другого супруга иные. По данным исследований, такой традиционализм часто приводит к трудностям в адаптации к новым ситуациям, отсутствию сензитивности (чувствительности) в отношениях с другими людьми, частым конфликтам из-за распределения обязанностей в семье.
В любом обществе существуют стереотипные оценочные суждения о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, женами и мужьями. Но несмотря на то, что многие из суждений известны буквально всем и каждому, далеко не все они верны, а приверженность к некоторым взглядам может даже осложнить взаимоотношения между супругами. Среди них – абсолютизация роли любви в межличностных отношениях, суждения о том, что в хорошей семье супруги «все, всегда и везде» делают вместе и многое другое. Наличие жестких однозначных установок у человека, даже если они правильные и адекватные, осложняет его отношение с внешним миром, делает его «негибким», трудно адаптирующимся. Естественно, что это проявляется и в семейных взаимоотношениях, поскольку здесь не существует каких-либо жестких норм и правил и каждый может строить свои отношения с супругом, ориентируясь на собственные вкусы и предпочтения.
Если же эти представления носят слишком однозначный и негибкий характер, их бывает трудно совместить с реальными взаимоотношениями, поскольку в жизни всегда возникают ситуации, когда даже самые счастливые супруги должны что-то делать врозь. Но особенно тяжело придется партнерам, если в их отношении к различным и особенно значимым для них вещам и явлениям наблюдаются серьезные различия.
Использование шкал установок непосредственно связано с решением одной из важнейших проблем психологии семьи – влиянием сходства-различия на отношения супругов.
В контексте этой проблемы психологами изучалось сходство супругов и пар влюбленных не только в отношении взглядов на жизнь, но и в плане их личностных характеристик, параметров внешности, психологического статуса. Результат получен однозначный – успешность отношений находится в непосредственной зависимости от степени сходства во взглядах между супругами или влюбленными.
Конечно же, относиться одинаково ко всему невозможно и здесь может идти речь о сходстве с каким-то наиболее важным феноменом действительности, значимым для супругов. Хотя в целом может быть сформулировано и такое положение, предложенное в модели факторов качества брака, созданной зарубежными психологами Р. Левисом и Гр. Спаниером: чем больше у супругов сходных взглядов по самым разным вопросам, тем это лучше для их отношений. Такой вывод делает шкалы установок особенно ценными для изучения в прогностических целях. Например, знание о том, насколько сходными являются взгляды у вступающих в брак, позволяет предположить наиболее конфликтные в будущем для данных партнеров сферы жизнедеятельности семьи. Это поможет молодоженам осознанно проводить самокоррекцию взаимоотношений.
Задание 2. Существенным компонентом структуры личности являются ее способности. Для определения способностей каждого ученика требуется длительное время. Е1о существуют так называемые экспресс-методики для выявления некоторых способностей. Выполнять их лучше в конце урока в игровой форме.
Предложите учащимся экспресс-тест на выяснение творческих способностей. В каждом из восьми вопросов необходимо выбрать один вариант ответа.

  • Есть ли у вас желание заняться делом, которое вы не знаете?

а) Да; б) нет; в) все зависит от дела.

  • Испытываете ли вы желание привнести в выполняемую работу что-то свое?

а) Да; б) нет; в) если работа по душе.

  • Вас постигла неудача. Что сделаете?

а) Буду упорным, несмотря ни на что; б) брошу все; в) положусь на случай.

  • Легко ли вы воспроизводите вчерашние разговоры, анекдоты?

а) Да; б) не очень; в) да, если это меня касается.

  • Легко ли вы ориентируетесь в городе, где уже когда-то были?

а) Да; б) не очень; в) да, если была интересная поездка.

  • Что предпочитаете на досуге?

а) Одиночество; б) шумную компанию; в) все равно.

  • Что делаете в одиночестве?

а) Мечтаю; б) иногда мечтаю; в) иногда чем-нибудь занимаюсь.

  • Вами овладела некая идея, чувство. Способны ли вы размышлять о них?

а) Да, независимо от окружения; б) да, но в уединении; в) да, если окружение не очень шумное.
Ответ «а» оценивается в три балла, «б» – один, «в» – два балла. Подсчитайте общую сумму. 20 и более баллов – у вас высокий творческий потенциал. Если сумеете приложить ваши способности к делу, страна получит нового конструктора или писателя. 12-20 баллов -средний уровень творческих способностей; он встречается наиболее часто. Меньше 12 баллов – творческий потенциал низок. Однако знание своих способностей поможет более-менее исправить положение.
Вопросы 1, 2 определяют границы любознательности; 3 – упорство; 4 – слуховую память; 5 – зрительную память; 6 – стремление к независимости; 7 – способность к абстракции; 8 – умение сосредоточиться. Это основные составляющие творческого стиля мышления. Обратите внимание учащихся, какие из названных качеств им нужно усовершенствовать.
Читатель журнала «Наука и жизнь» В. Вектор предлагает проверить способность к творческому воображению. Для этого необходимо приготовить два плаката:


1 – атмосферный окурок

а – пессимизм

2 – ваза с видом изо рта

б – зубы

3 – ежик под наркозом

в – кровать

4 – мост через ночь

г – коллектив из несовместимых людей

5 – шарикоподшипник с кубическими шариками

д – монеты

6 – горстка вечных конфет

е- кактус

7 – таблетки от безденежья

ж – метеорит

8 – интеллектуальное ведро

з – оркестровая труба

9 – яма вверх дном

и – парашют

10 – туземцы уверяют: на черный день белого красного вина не напасешься

к – каска

Предложите учащимся за полторы минуты к каждой из десяти несуразностей подобрать отгадку и записать на листке.
Ответы проверьте по «ключу»: 1–ж, 2–з, 3–е, 4–в, 5–г, 6–б, 7–д, 8–к, 9–и, 10–а.
Если выполнено без ошибок – высокий уровень абстрактного мышления, творческого воображения. 1–2 ошибки – хороший результат. 3–4 ошибки – средний результат. Более 4 ошибок – слабо развито абстрактное мышление и творческое воображение.
Можно также предложить школьникам тест на отдаленность ассоциирования. Класс делится на три команды. Какая из них быстрее подберет к двум-трем понятиям соответствующую ассоциацию. Например, небо, кровь, Дунай. Ответ – голубой.

  • Зависть, кошка, дыра – черная.
  • Логика, маска, воля – железная.
  • Борщ, приверженец – горячий.
  • Родня, дорога – дальняя.
  • Смех, месяц, окунь – серебристый.
  • Коридор, рубль – длинный.
  • Шапка, лавина – снежная.
  • Стог, платье – сметанный (сметанное).
  • Мороз, кофе – крепкий.
  • Место, прием, халат – теплое (теплый).
  • Глаз, меч, язык – острый.
  • Сердце, дно – золотое.
  • Человек, порода, ведро – пустой (пустая, пустое).
  • Опыт, плод, лекарство, истина – горький (горькое, горькая).
  • Дождь, суп – грибной.
  • Надежда, цветок, ваза – хрупкая (хрупкий).
  • Идея, почва – сырая (благодатная).
  • Приказ, контур – четкий.
  • Башня, душа – высокая.
  • Личность, комната, голова – светлая.
  • Воробей, гильза – стреляный (стреляная).
  • Подъем, нрав – крутой.
  • Незнакомец, остров – таинственный.
  • Дуб, почерк – корявый.
  • Луг, поросенок – заливной.
  • Древность, борода – седая.
  • Хлеб, бездушный – черствый.
  • Характер, деньги – бешеный (бешеные).
  • Закон,воздух – сухой.
  • Талант, пятно – яркий (яркое).

Чтобы не затягивать время, через пять-семь секунд, если нет ответа, его можно назвать.
Информация к размышлению. К первому уроку желательно подготовить таблицу, показывающую динамику стабильности семьи в разные годы по Беларуси. В дальнейшем цифровые показатели таблицы регулярно дополняются из ежегодного справочника «Народное хозяйство Республики Беларусь».

Количество зарегистрированных браков и разводов

в расчете на 1000 человек населения


Годы

Зарегистрировано браков

Зарегистрировано разводов

1940

5,9

0,7

1960

11,0

0,7

1970

9,3

1,9

1980

10,1

3,2

1985

9,9

3,1

1986

9,9

3,0

1987

10,1

3,0

1988

9,4

3,2

Ученикам предлагаются вопросы по анализу содержания таблицы

  • Почему на 40-е и 60-е годы приходится меньше всего разводов?
  • Каковы, по вашему мнению, причины разводов в современных семьях?

Задание 3. Учителю важно знать положение каждого ученика в семье, его отношение к жизни в ней. Для этого рекомендуется воспользоваться тестом немецкого психолога Т. Шрайбера.
Инструкция: «У каждого из вас по-разному складываются отношения с родителями, братьями и сестрами. Для того чтобы учитывать эти отношения на уроках, мне необходима откровенная информация от вас. Ваши ответы будут известны только мне и никому другому. Утверждения я буду зачитывать дважды. На листке напишите свою фамилию и в одну строку с интервалом 1,5–2 см проставьте буквы А Б В Г Д Е Ж 3, которые будут обозначать различные утверждения. Степень согласия с тем или иным высказыванием следует выразить в баллах. На доске представлена словесная оценка высказываний и оценка их в баллах. Если в утверждениях А Б В Г вы отметили полное согласие, то напротив буквенных обозначений этих утверждений поставьте 1 балл, согласие – 2 балла, не знаете, как ответить, – 3 балла, отметили несогласие – 4 балла, выразили совершенное несогласие – 5 баллов. Высказывания Д Е Ж 3 оцениваются наоборот. Если вы полностью согласны с утверждением, то поставьте 5 баллов, согласны – 4 балла, не знаете, как ответить, – 3 балла, не согласны – 2 балла, совершенно не согласны – 1 балл».
А – Охотнее всего я уехал бы из дома.
Б – Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю.
В – В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают.
Г – Для семьи я делаю только то, что мне поручают.
Д – Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.
Е – Я стараюсь использовать малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье.
Ж – Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют.
З – Если я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета.
Обработка результатов. Результат по высказыванию А умножается на 1,1, Б – 1,95, В – 3,0, Г – 4,0, Д – 6,0, Е – 7,0, Ж – 8,0, З – 8,95. Результаты произведений суммируются. Далее определяется процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле

Отношение к жизни в семье = сумма произведений - 40 / 140 * 100%

Объектом самого пристального педагогического внимания должны стать учащиеся (а также их семьи), которые продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.
Задание 4. Самый сложный вопрос в психологии – изучение характера. С этой целью психологи используют различные опросники. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся личностный опросник «ОТКЛЭ», измеряющий выраженность таких важных черт характера, как организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и стремление к прекрасному (эстетическое развитие).
Инструкция: «Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь вам разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. Прочитав утверждение, ответьте на него «да» (поставьте знак «+» в опросном листе напротив номера соответствующего утверждения), «нет» («-») либо «не знаю» («?»). Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективными: опросник имеет контрольную шкалу. Полученные результаты сообщаются только заполнившему анкету». Учащимся раздаются листы опроса.

Лист опроса

Шифр Фамилия Имя Пол

Шифр

Да, нет,
не знаю

Да, нет, не знаю

Да, нет, не знаю

Да, нет, не знаю

Да, нет, не знаю

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

 

70

 

71

 

72

 

73

 

74

 

75

 

76

 

77

 

78

 

79

 

80

 

81

 

82

 

83

 

84

 

85

 

86

 

87

 

88

 

89

 

90

 

91

 

92

 

93

 

94

 

95

 

96

 

97

 

98

 

99

 

100

 

101

 

102

 

103

 

104

 

105

 

106

 

107

 

108

 

109

 

110

 

111

 

112

 

113

 

114

 

115

 

  • С вечера я планирую свои дела на будущий день.
  • Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т. п.) выполняю с неохотой.
  • Жизнь класса проходит мимо меня.
  • Прочитываю к урокам не только основную, но и часть дополнительной литературы.
  • Я люблю петь.
  • Я всегда радуюсь успехам других людей.
  • Люблю наводить порядок у себя дома.
  • Возражаю, когда меня выбирают на руководящую должность.
  • У меня не хватает времени следить за книжными новинками.
  • Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т. д.), могу расчувствоваться до слез.
  • Часто мне не удается сделать то, что наметил.
  • Свои обещания я всегда выполняю.
  • Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.
  • Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.
  • Мое тело откликается на танцевальную музыку.
  • Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.
  • Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физическими упражнениями.
  • Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.
  • Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решить самому.
  • Бывает, что во время театрального действия я ем конфеты, мороженое.
  • На моем рабочем столе обычно порядок.
  • Главное для меня – сделать работу в срок, а качество – как выйдет.
  • Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.
  • Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
  • Принимаю участие в художественной самодеятельности.
  • Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
  • Ухаживаю за животными.
  • У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в классе.
  • Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.
  • Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.
  • Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
  • В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезни и т. д.) нахожу себе занятие.
  • Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.
  • Случается, что на уроках я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением одноклассников, учителя.
  • Меня волнует игра актеров на сцене.
  • Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным.
  • Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.
  • Выполнение общественных обязанностей в классе (школе) приносит мне удовлетворение.
  • Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.
  • Во время танца для меня главное – просто двигаться.
  • Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.
  • Правила поведения в общественных местах я всегда выполняю.
  • На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.
  • Мои интересы требуют терпения, усидчивости.
  • Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.
  • Занятость общественной, домашней работой, спортом и т. п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.
  • Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.
  • Я всегда радуюсь, получая трудное задание.
  • Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.
  • Я тщательно слежу за своей внешностью.
  • Ситуация, когда на один день выпадает три контрольные работы, не застает меня врасплох, т. к. подготовку к ним я планирую заранее.
  • Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.
  • Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.
  • Не пропускаю ни одного нового мероприятия в культурной жизни города (села).
  • Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.
  • Часто я убегаю на занятия в школе, не успев позавтракать.
  • Домашний труд меня обременяет.
  • Не выношу критических замечаний.
  • Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к уроку.
  • Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
  • Могу пропустить урок без всяких осноЬаний.
  • Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.
  • Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.
  • Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, я, как правило, только слушаю.
  • Я собираю пластинки с классической музыкой.
  • В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.
  • Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.
  • Если отвечающий на уроке не может связать двух слов, мне смешно.
  • Не зная ответа на вопрос, надеюсь на подсказку.
  • Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.
  • Если наступила полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота заниматься.
  • Я всегда бываю согласен с той оценкой, которую мне дает учитель.
  • Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.
  • Я люблю учиться.
  • Собираю книги по искусству, репродукции.
  • Каждую вещь я сразу кладу на место.
  • Выполнение черновой работы считаю унижением личности.
  • Могу поддержать разговор на любую тему.
  • На уроках меня так и тянет задать по теме вопрос учителю.
  • Всем подаркам предпочитаю цветы.
  • Когда приходится пропускать уроки, мне как-то не по себе.
  • Люблю возиться с растениями.
  • Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медлительностью.
  • При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
  • Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.
  • Мой стиль – ликвидировать пробелы в знаниях в период подготовки к контрольной, к экзамену.
  • Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.
  • Если меня покритикуют, в долгу не останусь.
  • Мне достаточно общего знакомства с явлениями, пусть другие докапываются до их сути.
  • Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.
  • Я прихожу минут за десять до начала занятий в школе.
  • Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.
  • Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.
  • Жизнь кажется мне серой и скучной.
  • Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
  • Я делаю утреннюю зарядку.
  • Меня тяготит необходимость терять время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
  • Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
  • Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
  • У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
  • Если я основательно готовлюсь к контрольной по какому-либо предмету, то остальные уроки остаются неподготовленными.
  • Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
  • Люблю подшутить над отвечающим товарищем.
  • Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
  • Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на уроках, в кино, в трамвае.
  • Порой я убегаю на занятия в школе, не успев застелить постель.
  • При выполнении хозяйственных дел, например, во время похода, я чувствую себя неуверенно.
  • Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
  • Храню вырезки, выписки из газет, журналов.
  • Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
  • Общественные поручения выполняю без напоминания.
  • Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
  • Если я вижу в классе беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устраняю его.
  • Во время подготовки к урокам товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
  • В свободное время рисую, вышиваю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.

Задание 5. Каждый человек интересуется особенностями своего темперамента. Предложите учащимся в качестве домашнего задания изучить свой темперамент. Ученикам раздаются тесты с вопросами.
Инструкция: «Если вы согласны с нижеприведенными вопросами, нужно ответить «да», в случае несогласия – «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент».

  • Вы любите часто бывать в компании?
  • Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
  • Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
  • Во время беседы вы очень быстро говорите?
  • Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
  • Бывает ли, что вы передаете слухи?
  • Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
  • Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
  • Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
  • У вас очень быстрый почерк?
  • Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
  • Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
  • У вас много очень хороших друзей?
  • Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
  • Часто ли вас терзает чувство вины?
  • Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
  • В школе вы бились (бьетесь) над трудными задачами до тех пор, пока не решали (решите) их?
  • Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
  • Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
  • Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. д.?
  • Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
  • Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
  • Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
  • Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о' них знали другие?
  • Вы любите подшучивать над другими?
  • Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-нибудь?
  • Часто ли вам снятся кошмары?
  • Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
  • Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
  • Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
  • Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
  • Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?
  • Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
  • Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
  • Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
  • Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к вашим родителям?
  • Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
  • Обычно вам трудно взяться за новое дело?
  • Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  • Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
  • В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
  • У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
  • Вас принимают иногда за человека беззаботного?
  • Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
  • Вас можно быстро рассердить?
  • Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
  • Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
  • Бывает, что вы говорите о вещах, в которых не совсем разбираетесь?

Информация к размышлению. Многие старшеклассники способны наблюдать внешние проявления своего поведения. Поэтому можно предложить им примерную схему определения типа их темперамента. Ученики подсчитывают количество признаков того или иного темперамента, присущих им.

Качество человека

Холерический темперамент

Сангвинический темперамент

Флегматический
темперамент

Меланхолический темперамент

І. Основная динамическая характеристика нервных процессов:
возбудимость
заторможенность
соотношение возбуждения и торможения
переключаемость возбуждения и торможения
реактивность

 

 

сильная
сильная
преобладает возбуждение

быстрая, нелегкая

 

сильная реакция на сильные раздражители

 

 

сильная
сильная
уравновешены

 

быстрая,
легкая

адекватная раздражителям

 

 

сильная
сильная
преобладает
торможение

медленная

 

слабая, медленная реакция на сильные раздражители

 

 

сильная
слабая
преобладает
торможение

медленная, трудная

сильная реакция на слабые раздражители

ІІ. Двигательная сфера (моторика): походка, мимика,
жесты, темп работы
динамика речи (громкость, скорость)

 

сильные, быстрые, резкие

громкая, резкая,
неравномерная,
быстрая

 

сильные, быстрые, равномерные
громкая, плавная, живая

 

медленные, однообразные

медленная, монотонная

 

слабые, неравномерные, многообразные
тихая, с затиханием, медленная, с грустью

ІІІ. Познавательная деятельность:
сообразительность,
находчивость
самооценка

отношение к новому

 

хорошо развиты

завышенная

активное, положительное (восторженное)

 

очень хорошо развиты
слегка завышенная
как и к старому

 

замедленные

объективная

отрицательное (настороженное)

 

не находчив

заниженная

восторженное или пессимистичное

IV. Эмоциональные качества:
настроение

переживания

 

неустойчивое, но бодрое
сильные и кратковременные

 

жизнерадостное

поверхностные и краткие

 

устойчивое, без крайностей
слабые и невыразительные

 

неустойчивое, с печалью
сильные и длительные

V. Волевые качества:
отношение к опасности

внушаемость
активность

терпение

движение к цели

 

безразличное, рискованное, горячее
умеренная
высокая, (страстная увлеченность)
отсутствует (нетерпелив)
прямое, сильное

 

расчетливое, без риска

небольшая
высокая (энергичен или болтун)
умеренное

быстрое, плавное, с обходом препятствий

 

хладнокровное

 

наименьшая
высокая, равномерная
очень большое

медленное, но упорное

 

тревожное, растерянное

наибольшая
слабая и неравномерная
слабое (не вынослив)
отступает при встрече с трудным препятствием

VI. Общеличностное:
общительность
отношение к критике

 

общителен
агрессивное

 

общителен
спокойное

 

не общителен
безразличное

 

замкнут в себе
обидчивое

После определения учениками своего темперамента можно предложить им несколько мини-тестов. Тест «Довольны ли вы собой?»

  • Хотелось бы вам родиться заново, начать жизнь сначала? За ответ «да» – 4 очка, «нет» – 16 очков.
  • Есть ли у вас какое-нибудь хобби? Да – 18, нет – 5 очков.
  • Когда что-то не получается, можете ли вы сказать про себя: такое случается только со мной? Да – 6, нет – 12 очков.
  • Радуетесь ли вы, когда обнаруживаете, что вам кто-то завидует? Да – 16, нет – 2 очка.
  • Страдает ли ваше самолюбие от того, что кто-то считает вас несимпатичным, скучным человеком? Да – 3, нет – 12 очков.
  • Находите ли вы какое-то утешение в том, что у знакомого произошли те же неприятности, что и у вас? Да – 18, нет – 5 очков.
  • Переживаете ли вы, когда видите, что кто-то делает что-либо лучше вас? Да – 2, нет – 16 очков.
  • Часто ли вы хотите выиграть большую сумму по лотерее? Да – 4, нет – 20 очков.
  • Учащается ли у вас пульс, когда узнаете, что ваши знакомые, близкие сделали дорогие покупки? Да – 1, нет – 12 очков.
  • Любите ли вы выступать в единственном лице перед большой аудиторией? Да – 16, нет – 3 очка.

Теперь подсчитайте набранные очки.
Более 120 очков: вы чрезвычайно довольны собой. Но подумайте, может быть, вам не хватает критического, реального взгляда на самого себя? Спросите об этом друзей, близких.
От 60 до 120 очков: вы в достаточной степени довольны собой, но вас нельзя назвать слишком самоуверенным, самовлюбленным.
Менее 60 очков: увы, нельзя сказать, что вы довольны собой.

Тест «Легко ли отказаться от привычки?»

Прочитайте следующие семь вопросов, отвечая «да» или «нет». Если вы не уверены в ответе, дайте тот, который ближе к истине.

  • Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
  • Когда вы заняты своей основной работой, интересуетесь ли в то же время работой товарищей?
  • Трудно ли вам переключаться с одного экзамена на другой?
  • Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
  • Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?
  • Легко ли переходите от одного дела к другому?
  • Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?

Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1,2, 6. Подсчитайте сумму баллов.
Если набрали 1–2 балла, то вы скорее всего легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения, У вас широкий круг интересов, однако возможно, что ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели, и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и скорее всего имеете к ней способности.
Если набрали 6–7 баллов, то, вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки и взгляды. Вы – надежный, целеустремленный работник, хорошо планируете свою деятельность, и, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что не всегда бываете правым.
Если вы набрали 3–5 баллов, то можно сказать, что в случае необходимости сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремленно и творчески.

Тест «Сказки мне, какая у тебя группа крови...»

В японских журналах появились публикации о том, как по группе крови можно определить характер. Утверждается: люди с третьей группой крови – это властные и творческие личности. Обладатели четвертой, как правило, – мыслители, а первой – хорошие друзья. Вторая группа крови характерна для максималистов, часто переживающих стрессовые состояния.

Тест «Себе и другим»

Инструкция: «Почти каждому человеку хотелось бы видеть себя и других в чем-то совершеннее. Из психологических качеств чаще всего не хватает тех, которые перечислены в таблице. Представьте, что у вас появилась уникальная возможность развить в себе любое из этих качеств, но только одно. Что именно вы хотели бы добавить себе в |первую очередь? Обведите номер соответствующего качества в левой половине таблицы (себе).
А теперь представьте, что стало возможным развить любое из указанных качеств в других людях, но опять же только одно. Что бы вы хотели добавить окружающим в первую очередь? Обведите номер этого качества в правой половине таблицы (другим)».



качества

Себе

Другим

 

1

2

3

4

5

6

1

Выдержки

1

А

Б

Б

А

Б

А

2

Доброжелательности

2

В

Г

Г

В

Г

В

3

Искренности

3

В

Г

Г

В

Г

В

4

Силы воли

4

А

Б

Б

А

Б

А

5

Сочувствия

5

В

Г

Г

В

Г

В

6

Уверенности

6

А

Б

Б

А

Б

А

Обработка результатов. Существует четыре типа психологического совершенствования. Для вас наиболее характерен тот, который обозначен буквой, стоящей на пересечении выделенных вами строки и столбца:
А – стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее);
Б – утвердиться самому в более мягком окружении;
В – смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим;
Г – стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).
Задание 6. Тот или иной поступок человека обусловливается разными причинами. Предложите учащимся проверить ведущий мотив поведения с помощью специального теста.
Инструкция: «В первой части теста необходимо высказать свое мнение о наилучшем способе использования свободного времени, денег, усилий и т. п. Для этого надо выбрать только один из двух предложенных ответов: «а» или «б». Работайте как можно быстрее. Первый ответ, который приходит вам в голову, обычно наиболее правилен».

  • В свободное время я охотнее прочитаю о новых способах: а) защиты от инфекционных заболеваний, б) повышения профессионального мастерства.
  • Большая часть стипендии должна расходоваться на: а) модную одежду, б) вкусную еду.
  • В профессии учителя меня привлекает возможность: а) больше узнать о закономерностях психического развития детей, б) заниматься делом, достойным всеобщего уважения.
  • Денежную премию лучше использовать следующим образом: а) сохранить на «черный» день или на случай болезни, б) купить родителям что-нибудь нужное.
  • Работа учителя хороша тем, что позволяет: а) проявить свои качества руководителя, б) научиться налаживать взаимоотношения с людьми.
  • Врач должен прежде всего заботиться: а) о лечебных процедурах, б) о предупреждении заболеваний.
  • В хорошем молодежном журнале должны печататься статьи: а) о современной музыке, б) о современных фасонах одежды.
  • Будь я врачом, я бы предпочел: а) поехать работать в отдаленные районы, где нет врачей, б) потратить свои силы на поиск лекарства от рака.
  • Я охотнее пойду на лекцию о том, как: а) сделать свою квартиру более современной, б) предупредить возможность психического заболевания.
  • Служба в органах милиции дает возможность: а) научиться приемам самообороны и владения оружием, б) ощущать свой авторитет и влияние.
  • В научно-популярном журнале меня больше заинтересует статья: а) о новых методах защиты от ядерного оружия и радиации, б) о том, почему влюбляются люди.
  • Успехи в спорте дают возможность легче: а) добиваться взаимности и любви; б) стать более известным и уважаемым человеком.
  • Необходимо больше внимания уделять: а) разработке и производству модных современных форм одежды, б) поиску новых методов борьбы с опасными заболеваниями (раком, сердечно-сосудистыми и др.).

В каждом утверждении второй части теста имеются 4 возможных варианта отсвета. Выберите тот ответ, который вы считаете наиболее верным.

  • Если ядерные испытания и дальше будут продолжаться в таких же размерах, как сейчас, радиоактивность воздуха станет опасной для жизни через: а) 4 года, б) 8 лет, в) 12 лет, г) 20 лет.
  • Какой процент людей судит о человеке по его одежде? а) 80%, 6)50%, в) 20%, г) 5%.
  • 3. Необходимо увеличить затраты на экологическую защиту человека на: а) 20%, б) 50%, в) 100%, г) 200%.
  • Сколько времени вы согласитесь стоять в очереди за понравившейся вам модной одеждой: а) 1 час, б) 2 часа, в) 4 часа, г) 6 часов.
  • За последнее время число сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте возросло на: а) 5%, б) 15%, в) 30%, г) 60%.
  • Оценивая друг друга, люди больше ориентируются на связи, знакомства и занимаемое положение, чем на личностные качества человека: а) совершенно верно, б) верно, в) неверно, г) совершенно неверно.
  • Даже когда приступ бешенства у собаки прошел, ее желательно держать в наморднике в течение: а) 6 мес., б) 5 мес., в) 2 мес., г) 1 мес.
  • Какой доход на одного человека в семье достаточен, чтобы считать ее хорошо обеспеченной: а) 10 000 руб., б) 12 000 руб., в) 14 000 руб., г) 19 000 руб.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.