Практикум по педагогической психологии. Коррекция познавательных процессов неуспевающих школьников в учебной деятельности |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология |
Цель: познакомить педагогов с основными психологическими причинами школьной неуспеваемости психически здоровых детей; рассмотреть особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приёмов учебной деятельности и недостатками развития психических процессов; определить пути коррекции познавательной сферы учащихся, неуспевающих в учении; с помощью теста умственного развития научиться осуществлять количественный и качественный анализ особенностей мыслительных процессов неуспевающих школьников. Оборудование: тест умственного развития для анализа мыслительных процессов школьников, упражнения по формированию мыслительных, мнемических навыков школьников.
Основные понятия: неуспеваемость, мотивация, самооценка, познавательная деятельность, учебная деятельность, заучивание, обучаемость, "интеллектуально пассивный" ученик, умственные операции. План II.Практическая часть.
2. Изучение интеллектуального развития школьников на основе школьного теста умственного развития (ШТУР). Теоретический материал Особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности.Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам. И не всегда это будет правильные и эффективные навыки. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др. Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Психолог К. В. Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывавши буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основной по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учета условий задания. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы. Эти приемы можно постепенно ввести в деятельность ученика, не лишая его привычного способа работы, заключающегося в многократном перечитывании текста. Так, если прочитывание будет служить для общего ознакомления с содержанием текста, то при втором прочитывании возможно разбиение его с помощью небольших пауз на отдельные, логически связанные между собой отрывки. При третьем прочитывании можно предложить учащемуся выделять из отрывков основную мысль, а после чтения проговорить эти основные положения в виде логической схемы почитанного и т.д. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |