(Составлено Ю.М. Гибадуллиной) В современной педагогической науке и практике идет активный поиск технологий профориентационной работы с обучающимися. Следует подчеркнуть, что именно выстроенная система профориентации будет способствовать не только правильному выбору профессии, но и дальнейшему профессиональному развитию и росту личности в практической деятельности. Безусловно, в выборе профессии ключевую роль играют потребности общества, региона в кадрах, в частности педагогических; гарантия трудоустройства; повышенный уровень мотивации к педагогической деятельности. В связи с чем необходимо говорить о готовности будущего педагога к проведению профориентации обучающихся.
Одной из эффективных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога к решению задач профориентационной работы в образовательной организации является кейс-технология [3]. Отметим, что в настоящее время создание профориентационных кейсов и их использование в образовательном процессе вуза способствует развитию профессиональных компетенций будущих педагогов в области организации профориентации обучающихся. Обратимся к понятию кейс-технология. В различных литературных источниках данная технология имеет разные названия, начиная от ситуаций до метода их анализа. Однако практически во всех источниках отмечено, что кейс -технология - это технология обучения с описанием конкретных педагогических ситуаций, требующих анализа, нахождения путей решения [1; 4]. Важным процессом в решении таких кейсов является обсуждение в группах [7; 8]. Профориентационный кейс - это педагогическая ситуация, направленная на формирование у обучающихся готовности к выбору профессии с учетом интересов и индивидуальных особенностей развития личности. Важную роль играет в выборе профессии и потребность общества в конкретных специалистах. Профориентационный кейс - это средство повышения профессиональной компетентности педагогов в области профессионального самоопределения обучающихся. Данное определение рассматривается в качестве ключевой в профессиональной подготовке будущих педагогов к решению задач в профориентации обучающихся. Согласно исследованию Ю.Н. Лапыгина, кейсы опираются на реальный фактический материал или приближены к реальной жизненной ситуации. Обратимся к пособию «Задачи и кейсы по профориентации для старшеклассников», разработанные практикующими педагогами, где представлены задачи по сферам деятельности человека. Данные задачи ориентированы на решение конкретной задачи, например, с математическим расчетом или проведение игры с детьми дошкольного возраста и т. д. Эти задачи в процессе решения вызывают практический интерес у обучающихся, так как им необходимо рассчитать, сколько метров ткани необходимо взять для пошива платья, или же требует аналитического мышления для выявления ошибок и поиска путей их решения и т. д. Таким образом, следует подчеркнут, что решение профориентационных кейсов это последовательность действий в их решении. В нашем случае, мы говорим о профориентационных кейсах, используемых в процессе изучения курса «Педагогика», направленных на формирование у будущих педагогов компетенций согласно ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование», необходимые для организации и проведения профориентационной работы в школе. Использование кейсов направлено на формирование умений у студентов анализировать конкретную педагогическую ситуацию, выдвигать предположения и пути решения, что способствует и приобретению опыта взаимодействия в процессе решения кейсов [4, с. 99]. Отметим, что сегодня существует множество кейсов, жанров их написания, поэтому до сих пор нет четкого определенного стандарта их представления. Е.Е. Диевой разработано пособие по профориентационным кейсам «Выбор профессии», который представлен для обучающихся школ, отражающий педагогическую ситуацию, задания-вопросы, связанные с выбором профессии, требующими ответа [2]. В рамках решения профориентационных кейсов для студентов-будущих педагогов, был предложен алгоритм работы над кейсами Ю.Н. Лапыгина, который включает 5 основных этапов, а именно: 1 этап - определение проблемы; 2 этап - выявление причин возникновения проблемы; 3 этап - определение способов решений; 4 этап - выбор варианта решения с учетом потенциальных возможностей личности и имеющихся ресурсов; 5 этап - разработка программы действий [6, с. 139]. Приведем пример профориентационного кейса для студентов - будущих педагогов, направленного на формирование профессиональной компетенции ПК-1 - способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность, которая отражает трудовое воспитание как одно из направлений воспитания, в том числе организацию профориентационной работы.
Кейс: «Трудовое воспитание в школе: «драить» стены или только учиться?»
Примерные темы: «Основные направления воспитания» Цель: сформировать умения у студентов определять эффективные формы и методы трудового воспитания обучающихся, направленные на формирование ценностного отношения к труду, трудовых навыков, необходимых для профессионального самоопределения обучающихся. Педагогическая ситуация: Из результатов соцопроса о необходимости организации трудового воспитания в школе:
Оксана Е., 37 лет, мама двоих детей: «Своих пацанов я бы заставила делать уборку в школе, потому что знаю, какие они безалаберные. Могут воду разлить, цветок уронить, да и на парте что-нибудь написать. Дома постоянно заставляю их убирать за собой, приводить в порядок игрушки, мыть посуду и выносить мусор. Я считаю, что человек, а тем более ребенок, не должен сидеть без дела. Он должен понимать: разбил вазу - сам и убери, а не прячься. Меня так бабушка воспитывала, и я своим ребятам всегда говорю: вместо вас никто ничего делать не будет. Если мои дети в школе пару раз сделают генеральную уборку в классе и польют цветы, то появится ответственность и бережное отношение к вещам. Ведь современные дети почти уверены, что одежда, техника, мебель, машины и прочее появляются сами по себе. Они не знают цены труду. Так что я за трудовое воспитание!».
Ольга Г., 29 лет, мама школьницы: «Следует подумать, так как все же трудовое воспитание - это вторично, так как в школе в первую очередь - это обучение. Трудовым воспитанием можно заниматься и в семье. Однако отмечу, что современный век - это век техники, поэтому считаю загружать наших детей другой работой не стоит, пусть лучше спокойно учатся».
Дополнительная информация:
Текст 1. Из статьи Трудовое воспитание в школе: драить стены или только учиться?
«Приведем некоторые цитаты из указанного текста: «труд был благородным и почетным»; «современные дети воспитаны уже совершенно другим поколением людей»; «трудовое воспитание ни в коем случае нельзя отменять, но необходимо изменить подход к его организации и содержанию»; «родители и учителя должны стать активными участниками процесса, а не строгими наблюдателями». Отметим, что только сейчас в современном обществе стали обращать внимание на рабочие профессии.
Текст 2. Статья Соровой Т. Трудовое воспитание в школе // Образовательный портал «Справочник».
Сущность и цели трудового воспитания Трудовое воспитание - это приоритетное направление деятельности школы в процессе социализации личности. Согласно психологическим закономерностям развития личности освоение трудовой деятельности способствует формированию нравственности, всестороннему и гармоничному развитию личности. Современная школа определяет задачи по трудовому воспитанию, развивая у обучающихся целеустремлённость, чувство долга и ответственности. Труд развивает у обучающихся честность, трудолюбие, предприимчивость, бережливость, рациональность в своих действиях. Основными направлениями трудового воспитания являются: проведение профессиональных проб, творческая деятельность, построение взаимоотношений с родителями через родительские собрания и индивидуальные беседы с ними, а также неформальные трудовые мероприятия. Однако следует отметить, что трудовое воспитание в школе имеет определенные затруднения, которые связаны, с одной стороны, с отсутствием желания у детей к труду, а, с другой стороны, - сокращением количества часов на уроки технологии. 1 час в неделю не в полной мере формирует умения и навыки трудовой деятельности у обучающихся школ. В данном аспекте важна закономерность связи теории и практики.
Текст 3. Извлечения из Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
«Рабочая программа воспитания должна обеспечивать: ... формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии; организацию участия обучающихся в благоустройстве класса, Организации, населенного пункта, в котором они проживают. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
42.1.6. Трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей».
Текст 4. Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»).
Цели трудового воспитания - воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте; - содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества; - прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности; - содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Содержание трудового воспитания школьников
Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Выделяют три функции трудового воспитания: обучающая, развивающая, воспитательная. Задачи трудового воспитания: - формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; - развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; - воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; - вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд, производительный труд.
Непрерывное трудовое воспитание
Трудовое воспитание - непрерывный процесс, поэтому его необходимо начинать с дошкольного периода, далее продолжить в процессе начального, основного и среднего общего образования, затем в профессиональном образовании. Представим основные этапы непрерывного трудового воспитания в условиях школы. Первый этап - пропедевтический (1-4-й классы) - определяется развитием первоначальных трудовых навыков, знакомством с содержанием профессий и формированием представлений о значимой для личности профессии; Второй этап - ориентировочный (5-7-й классы) - определяется устойчивыми положительными взглядами на труд, проявлением интереса к какой -либо профессии через включение в общественно полезный труд; Третий этап - поисковый (8-9-й классы) - характеризуется профессиональной направленностью, что дает возможность осознавать свои интересы в выборе профессии; Четвертый этап - этап развития профессионального самосознания (10-11-й классы), где происходит формирование образа профессии, необходимой личности обучающегося с учетом ее потребностей. В Приложении Методических рекомендаций дан Порядок привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (локальный нормативный акт), в котором отражены:
2. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду
2.1. В образовательной организации запрещается привлекать обучающихся без их согласия к труду. не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей).
|
2.2. Отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.
|
2.3. Образовательная организация не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного обш.его и среднего общего образования обучающимся, выразившим согласие на участие в труде.
|
2.4. Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной н итоговой аттестации и т.д.
|
2.5. За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могул быть применены меры дисциплинарного взыскания (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. N 185).
|
2.6. Отсутствие отказа обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформленного в соответствии с п. 6 настоящего Порядка, подтверждает согласие обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося к привлечению обучающегося к труду, не предусмотренному образовательной программой.
|
3.1. Привлечение к труду - процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся навыков обслуживающего труда и самообслуживания в цепях создания условий для формирования трудовых компетенций, связанных с выбором профессиональной деятельности, определения и развития профессиональных интересов и склонностей.
|
3.5. При организации труда обучающихся образовательная организация руководствуется нормативными актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иными правилами и нормами, регулирующими условия и порядок трудовой деятельности работников, не достигших 18 лет.
|
3.3.Направления груда обучающихся, не предусмотренный образовательной программой: участие в общегородских субботниках; благоустройство и озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты н порядка в классных кабинетах; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору - для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и т.д.
|
З.6. Обучающиеся, достигшие 14летнего возраста, получающие общее образование, вправе с согласия одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося заключить трудовой договор для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда и без ущерба для освоения образовательной программы, в том числе в рамках организации летней практики в школьных бригадах.
|
4. Организация труда с привлечением обучающихся
4.1 Вопросы организации труда обучающихся отнесены настоящим Порядком к компетенции Совета Учреждения, который принимает соответствующее решение на основе добровольного участия обучающихся, с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
|
4.2. Совет Учреждения вправе принять решение об организации трудовой практики в период летних каникул обучающихся. Реализация трудовой практики может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).
|
5. Заключительные положения 5.1. ...Порядок является обязательным для всех участников образовательных отношений образовательной организации в части регламентации образовательных отношений, их касающейся. 5.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Порядком, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность. предусмотренную законодательством Российской Федерации. 5.3. Обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из образовательной организации. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
Задания к кейсу: 1. Какие основные направления, формы и методы организации трудового воспитания, по вашему мнению, являются наиболее продуктивными? 2. Какими документами регулируется процесс организации трудового воспитания в образовательной организации? Предусматриваются ли какие -то меры наказания за отказ от выполнения трудовых обязанностей? 3. Обоснуйте собственное мнение о необходимости организации трудового воспитания обучающихся в школе. 4. Назовите формы работы с родителями по повышению значимости трудового воспитания обучающихся. 5. Разработайте план мероприятий по организации трудового воспитания в классе. 6. Разработайте программу профориентационной работы по одному из уровней общего образования. Рекомендуемая литература для решения кейса: 1. Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»). 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 3. Сорова Т. Трудовое воспитание в школе // Образовательный портал «Справочник». Таким образом, представленный кейс содержит в себе: компетенцию, примерную тему, педагогическую ситуацию, дополнительные материалы для решения кейса, включающие статьи, нормативно-правовые документы и вопросы-задания, список литературы для решения кейса. Использование кейс-технологии направлено на формирование компетенций, способствующих развитию профессиональных умений по организации и проведению профориентации обучающихся. Отметим, что сегодня активно используются также видеокейсы. С некоторыми из них можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке: proforientir42 ru
Итак, на основе проведенного теоретического анализа и представленных практических профориентационных кейсов выделим рекомендации по выбору и разработке профориентационных кейсов. 1. Выбор кейса определяется его местом в учебном процессе и в структуре учебной дисциплины. 2. Подбор конкретной ситуации осуществляется в соответствии с целями и учебными задачами занятия. 3. У кейса, как у хорошего рассказа, должна быть качественная фабула - цепь событий, фактов, явлений, действий в их причинно-следственной, хронологической последовательности, вызывающей определенное напряжение, требующее какого-либо разрешения. 4. Представленные ситуации должны содержать проблемы, близкие и понятные студентам, личную ситуацию, сведения о главных центральных персонажах, что, несомненно, будет способствовать развитию у них чувства сопереживания (эмпатии). Соответствие этому критерию будет также способствовать реализации воспитательной функции обучения и осознанию роли педагога в выборе профессий обучающимися. 5. Желательно, чтобы представленный материал содержал указания на конкретные организации, лиц, выполняющих те или иные профессиональные или социальные роли, цитаты из действующих документов, нормативных актов, что добавляет реализма и позволяет студентам оценивать ситуации, исходя их собственного жизненного опыта и имеющихся сведений. 6. Хороший кейс не только требует оценки решений, уже принятых ранее (здесь важно обращать внимание на рациональные моменты прежних решений), но способствует развитию умений, связанных с процессом принятия решений, то есть это качественный инструмент для выработки навыков менеджмента в образовательном процессе. 7. Для качественного результата важно иметь достаточное время для ознакомления с содержанием кейса. Если знакомство происходит непосредственно на занятии, то требуется от 10 до 30 минут в зависимости от объема материала для индивидуального анализа ситуации. 8. Преподаватель может предложить существующие алгоритмы решения кейса.
Литература 1. Варданян М.Р., Палихова Н.А, Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе кейс-метода. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. 203 с. 2. Диева Е.Е. Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками / Е. Е. Диева // Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 453-455. 3. Долгоруков А.М. Метод case-stady как современная технология профессионально-ориентированного обучения. 4. Красикова Е.Н. Кейс-метод как дидактическое средство в условиях профессиональной подготовки в вузе //Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. №53. С. 55-61. 5. Ладыгин А.В., Жданова Т.С. Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения //Вестник Казахского национального медицинского университета. 2011. №2. 6. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н.Лапыгин. Москва: Издательство Юрайт, 2016. 248 с. 7. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса 8. Технология case-study в образовательном процессе вуза: теория и практика: учебно-методическое пособие. Направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; авт.-сост.: Балина О.Г., Ниязова А.А. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. 98 с.
Источник: Как помочь в выборе профессии на разных возрастных этапах [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / коллектив авторов-составителей: Е.С. Васильева, Ю.М. Гибадуллина, Г.А. Ечмаева, Т.Н. Жданова, Е.В. Клименко, Э.П. Кожевникова, Е.Н. Малышева, Г.В. Никитина, Н.В. Першина, Л.Х. Фаизова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова / под ред. Э.П. Кожевниковой, Т.А. Ярковой. - Электрон. текст. дан. (6,3 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. - 223 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 6,3 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |