Основные лекционные вопросы 1. Воспитание культуры трудовой деятельности. 2. Воспитание культуры умственного труда. 3. Профессиональное становление личности.
1. Воспитание культуры трудовой деятельности
Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе - это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Трудовое воспитание - это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Задача школы, семьи и общества - подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря труду, который доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Необходимо раскрыть для ученика соотношение: учение - труд - профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Трудовое воспитание представлено различными видами труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Основной труд школьника умственный, учебный труд. Задачами трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, развитие потребности в творческом труде, воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, долга ответственности и др„ формирование трудовых умений и навыков, культуры умственного и физического труда. Решению данных задач способствует применение разнообразных методов и форм: встречи со знаменитыми людьми, производственные экскурсии и, в первую очередь, все виды трудовой деятельности. В настоящее время в условиях рыночной экономики система образования, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности. Уже в школе нужно учить умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и будущей жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущности и динамике экономических процессов в стране и мире. Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания является формирование у школьников стремления активно участвовать в трудовой и экономической жизни своей страны. В соответствии с Концепцией труд - целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности. Содержание воспитательной работы по формированию культуры трудовой деятельности в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности. Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Условия воспитания культуры трудовой деятельности: • оптимальное сочетание различных видов трудовой активности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве): • сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности; • развитие творческого подхода к профессиональной деятельности: • взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы по развитию трудовой активности обучающихся; • планирование результатов трудовой деятельности, направленных на формирование профессионального и личностного развития: • формирование у обучающихся основ экономического мышления. Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры трудовой деятельности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих дошкольное образование: трудовая деятельность связана с освоением основных бытовых умений и навыков; проявлением активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование стремления трудиться в коллективе; бережного отношения к материальным ценностям (вещам); формирование ответственно отношения к учебе как основному виду деятельности. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование творческого отношения к труду; самоутверждение в процессе трудовой деятельности, создание общественно-полезных продуктов. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование профессиональных трудовых умений. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: профессиональное обучение; теоретическая и практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности.
2. Воспитание культуры умственного труда
В соответствии с Концепцией культура умственного труда личности - духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально. Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности включает воспитание таких базовых компонентов, как потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности. Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности направлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления. Условия воспитания культуры умственного труда личности: • непрерывный характер учебной деятельности: • создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии: • педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации. Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры умственного труда личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: развитие речи и сенсомоторнош интеллекта. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование и развитие познавательных интересов. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: ведущей является учебно-познавательная деятельность. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: возрастание роли самообразования и самовоспитания; развитие интеллектуальной культуры личности в процессе учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: участие в научно-исследовательской работе; устойчивая потребность постоянного обновления фонда имеющихся знаний, гибкость ума, умение усваивать новую информацию, используя ее для принятия решений; готовность и способность к самообразованию и самовоспитанию в течение всей жизни.
3. Профессиональное становление личности
Составной частью трудового и экономического воспитания является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компоненты: • профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения: • профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической: • профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению: • профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; • профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства. В школе по профориентации реализуют три направления: ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессии; приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности труда, связанного с созданием материальных ценностей; организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Результатом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков. В соответствии с Концепцией профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетентностей обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности. Содержание воспитательной работы по профессиональному становлению личности направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие). Формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей. Условия профессионального становления личности'. • направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания: • профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.): • создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся: • дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся: • обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями: • популяризация профессиональных достижений обучающихся. Учет возрастных особенностей в процессе профессионального становления личности. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: получение первоначальных представлений о профессиях. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: проявление интереса к определенным профессиям. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: начальная профессиональная подготовка. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: совершенствование профессиональных трудовых умений и навыков. Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |