На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные лекционные вопросы
1. Воспитание культуры трудовой деятельности.
2. Воспитание культуры умственного труда.
3. Профессиональное становление личности.

 

1. Воспитание культуры трудовой деятельности

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе - это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Трудовое воспитание - это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др.
Задача школы, семьи и общества - подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря труду, который доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Необходимо раскрыть для ученика соотношение: учение - труд - профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение.
Трудовое воспитание представлено различными видами труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Основной труд школьника умственный, учебный труд. Задачами трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, развитие потребности в творческом труде, воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, долга ответственности и др„ формирование трудовых умений и навыков, культуры умственного и физического труда. Решению данных задач способствует применение разнообразных методов и форм: встречи со знаменитыми людьми, производственные экскурсии и, в первую очередь, все виды трудовой деятельности.
В настоящее время в условиях рыночной экономики система образования, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности.
Уже в школе нужно учить умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и будущей жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущности и динамике экономических процессов в стране и мире.
Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания является формирование у школьников стремления активно участвовать в трудовой и экономической жизни своей страны.
В соответствии с Концепцией труд - целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности.
Содержание воспитательной работы по формированию культуры трудовой деятельности в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности.
Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Условия воспитания культуры трудовой деятельности:
• оптимальное сочетание различных видов трудовой активности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве):
• сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности;
• развитие творческого подхода к профессиональной деятельности:
• взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы по развитию трудовой активности обучающихся;
• планирование результатов трудовой деятельности, направленных на формирование профессионального и личностного развития:
• формирование у обучающихся основ экономического мышления.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры трудовой деятельности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих дошкольное образование: трудовая деятельность связана с освоением основных бытовых умений и навыков; проявлением активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование стремления трудиться в коллективе; бережного отношения к материальным ценностям (вещам); формирование ответственно отношения к учебе как основному виду деятельности.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование творческого отношения к труду; самоутверждение в процессе трудовой деятельности, создание общественно-полезных продуктов.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: формирование профессиональных трудовых умений.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: профессиональное обучение; теоретическая и практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности.


2. Воспитание культуры умственного труда


В соответствии с Концепцией культура умственного труда личности - духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально.
Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности включает воспитание таких базовых компонентов, как потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности.
Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности направлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления.
Условия воспитания культуры умственного труда личности:
• непрерывный характер учебной деятельности:
• создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии:
• педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры умственного труда личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: развитие речи и сенсомоторнош интеллекта.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование и развитие познавательных интересов.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: ведущей является учебно-познавательная деятельность.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: возрастание роли самообразования и самовоспитания; развитие интеллектуальной культуры личности в процессе учебно-познавательной деятельности.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: участие в научно-исследовательской работе; устойчивая потребность постоянного обновления фонда имеющихся знаний, гибкость ума, умение усваивать новую информацию, используя ее для принятия решений; готовность и способность к самообразованию и самовоспитанию в течение всей жизни.


3. Профессиональное становление личности

Составной частью трудового и экономического воспитания является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:
• профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения:
• профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической:
• профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению:
• профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;
• профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.
В школе по профориентации реализуют три направления: ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессии; приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности труда, связанного с созданием материальных ценностей; организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся.
Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.
Результатом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.
В соответствии с Концепцией профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетентностей обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Содержание воспитательной работы по профессиональному становлению личности направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие). Формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.
Условия профессионального становления личности'.
• направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания:
• профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.):
• создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся:
• дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся:
• обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями:
• популяризация профессиональных достижений обучающихся.
Учет возрастных особенностей в процессе профессионального становления личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: получение первоначальных представлений о профессиях.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: проявление интереса к определенным профессиям.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: начальная профессиональная подготовка.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: совершенствование профессиональных трудовых умений и навыков.
Источник: Башаркина, Е. А. Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.