Педагогические возможности применения эссе чрезвычайно велики и многообразны. Эссе может быть использовано как форма организации активно внедряемой в настоящее время в практику обучения самостоятельной работы студентов, оценки и контроля знаний студентов, а также для применения в различных вариантах на практических занятиях. Эссе наряду с экзаменом занимает значительный процент в доле получаемых студентами баллов при выведении итоговой оценки, при наборе кредитов.
Написание эссе активно применяется, прежде всего, в преподавании гуманитарных дисциплин (философии, психологии, социологии и др.) и в каждом случае имеет свои нюансы. Написание эссе заставляет студентов задуматься над определенными проблемами и вопросами той или иной научной дисциплины, выработать и сформулировать свое личностное отношение к ним, развивает творческие способности. Следует признать, что отношение студентов к написанию эссе сугубо индивидуально и зависит от наличия (отсутствия) у них литературных способностей, успешного (неудачного) опыта написания школьных сочинений, поощрения (ущемления) преподавателями высказывания собственных мыслей, от личностных качеств. Часто застенчивый и неуверенный в себе студент доверяет бумаге то, что никогда бы при прочих условиях не осмелился бы озвучить в аудитории. Преподавателю следует учитывать индивидуальное отношение студентов к написанию эссе. Эссе - это и показатель, индикатор доверия студентов к преподавателю. Студент раскрывается настолько, насколько у него хватает способностей. Но справедливо также и то, насколько он доверяет преподавателю. Преподаватель, читая и оценивая эссе, не сможет не раскрыться сам. Эссе может быть предложено как задание к одному, нескольким, к каждому занятию или как одна из итоговых зачетных работ. Эссе могут писать студенты, желающие получить высший балл (рейтинг) или же оно может рассматриваться как обязательное задание для всех. Эссе можно предложить как альтернативу другому заданию, например, тестированию, написанию реферата. Написание эссе начинается с темы, которая должна содержать проблему, столкновение позиций, точек зрения. Тему эссе может задать пре- подаватель: одну для всех в группе или каждому индивидуально. Студент может выбирать тему из предложенного списка или формулировать ее самостоятельно.
Можно предложить следующие виды эссе.
Эссе по теме занятия (блоку тем). Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладевать научным стилем речи.
Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов, полученных из средств массовой информации с использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема эссе может быть сформулирована так же, как тема семинарского занятия или одного из вопросов к нему. Например, по курсу «Профессиональная этика в работе психолога» можно предложить следующие темы для написания эссе: «Этика служебных отношений психолога», «Коммуникативная культура психолога», «Профессиональные Эссе на предложенную цитату, афоризм. Здесь также могут иметь место несколько вариантов: 1) одна цитата (афоризм) для всей группы. Например: «Ад - это другие» (Ж-П. Сартр); 2) несколько цитат (афоризмов) на одну тему (по одной проблеме). Студент выбирает в название эссе то высказывание, которое выражает его аргументированную позицию.
Например, тема «Ложь»: «Унижает человека именно ложь» (О. Бальзак); «Ложь - воплощение зла» (В. Гюго); «Лгут только одни негодяи» (Ф. Достоевский); «Нам приходится вас обманывать, чтобы сохранить ваше доверие» (М. Шарган); «Больше всего я стыжусь лжи, всегда идущей от трусости и слабости (А. Куприн); «Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжешь» (А. Дюма-сын); «Лжец должен обладать хорошей памятью» (Квинтилиан); «Человек, некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без & них обойтись: все остальное ему кажется скучным» (Ж. Лабрюиер); «Фальшивое никогда не бывает прочным» (П. Буаст); «Ложь отличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер» (Ф. Бэкон); «Мир желает быть обманутым, пусть же его обманывают» (К. Караффа); «Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот всего лучше скрыть и проще всего совершить» (Вольтер); «Л всегда повторял и буду повторять, что обманщик в конечном счете обманывает самого себя» (М. Ганди); «Когда человек заблуждается, это всякий может заметить; когда он врет, заметит не всякий» (И.-В. Гете); «У лжи постоянная спутница - хитрость» (Д. Локк); «Полуправду вдвое труднее разоблачить, чем чистую ложь» (О. о’Мэлли); «Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь» (А. Поп); «Ложь несет душе и телу бесконечные мученья» (Ш. Руставели); «Лгать самому себе для своей выгоды - подделка; лгать для выгоды другого - подлог, лгать для того, чтобы повредить - клевета; это худший вред лжи» (Ж.-Ж. Руссо); «Самая грубая ложь часто выражается молчанием» (Р. Стивенсон); «Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе» (Р. Тагор); «Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить» (М. Твен); «Когда сомневаетесь, говорите правду» (М. Твен); «Хороша только полная правда, полуправда ничего не стоит» (Цицерон); «Ложь и коварство - прибежище глупцов и трусов» (Ф. Честерфилд); «То, что нас можно обманывать снова и снова, внушает мне оптимизм» (С.-Е. Лец); «Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу» (А.П. Чехов); «Гораздо легче обманывать других, чем не обманывать себя самого» (М. Жуандо); «Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне, и кажется, довольны мы вполне» (В. Шекспир); «Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить» (Б. Шоу); «Первый раз обманешь - поверю, второй - снова поверю, третий — вновь. И так до тех пор, пока не перестанешь врать» (Н. Векшин);
Тема «Любовь»: «В одном часе любви - целая жизнь» (О. Бальзак); «Если двое любят друг друга, это не может кончиться счастливо» (Э. Хемингуэй); «Женщины любят только тех, которых не знают» (М.Ю. Лермонтов); «Живем и дышим мы, любя, но любит всяк лишь сам себя» (Л. де Вега); «Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь» (Ф. Ларошфуко); «Любить - это значит смотреть не на друг друга, а смотреть в одном направлении» (А. де Сент-Экзюпери); «Любовь рождается в восхищении, живет в депрессии и умирает в истерике» (Ю. Бучарский); «Любовь умирает, вопреки священнику и брачному обету» (У.М. Теккерей) «Любовь - это грубое преувеличение различия между одним человеком и всеми остальными» (Б. Шоу); «Мужчина любит обыкновенно женщин, кс г с уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать» (В.О. Ключевский); «Мужчина хочет уменьшить любовь до размеров удовольствия, а женщина хочет увеличить любовь до размеров счастья» (К. Мелихан); «Прежде чем клясться женщине никого не любить, кроме нее, следовало бы увидеть всех женщин, или же видеть только ее одну» (П. Буаст); «Худший способ скучать по человеку - это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим» (Г. Маркес); «Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески» (В. Белинский); «Что такое любовь? Это - зубная боль в сердце» (Г. Гейне);
3) несколько цитат (афоризмов) одного и того же автора. Студент находит то высказывание, которое или наиболее емко отражает суть творчества этого автора, или отношение студента к его творчеству. 3. Фрейд: «Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений»; «Наконец, в ходе развития культуры произошло так, что из сексуальности извлечено было так много божественного и священного, что истощенный остаток подпал презрению»; «Мы уже не думаем, что можно провести резкую границу между здоровьем и болезнью, между нормальным и нервным и что невротические черты должны считаться доказательством общего несовершенства»; «В сущности, все в нашей жизни случайно, начиная от нашего зарождения вследствие встречи сперматозоида с яйцом, случайность, которая поэтому и участвует в закономерности и необходимости природы и не зависит от наших желаний и иллюзий»; «И как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму»; «Что-нибудь да значит уже то, когда знаешь, что рассчитывать приходится на одни лишь собственные силы. Тогда выучиваешься правильно их применять».
Эссе на свободную тему. Предлагая тему эссе в любом варианте, преподаватель задает направление его мышлению. Но эссе - жанр свободный. Поэтому в конце изучения курса можно предложить данный вариант, чтобы студент в своем эссе смог выразить то, что стало для него самым важным открытием и удивлением в рамках прохождения дисциплины, отразило личностную позицию к ней. При объявлении конкурса лучших эссе также целесообразно объявить вольную тему.
Эссе по просмотренному фильму (прочтенной книге, статье и т.п.). После просмотра фильма студентам дается задание написать сразу в аудитории или дома рефлексивное эссе. Продуктивным является написание эссе после знакомства со списком предложенной для проработки литературы или по конкретной работе (монографии, статье), или по какому-либо тексту (отрывку). Студент вступает в диалог, полемику с автором, проясняя для себя его (свою) позицию.
Эссе по курсу. Примерами могут служить эссе студентов по курсу «Социология» на тему «Моя социальная автобиография».
Экзамен в форме эссе.
В форме написания эссе может проходить и экзамен. Так, например, принимает экзамен по учебному курсу «Основы экзистенциальной психологии» в МГУ имени М.В. Ломоносова российский психолог Д.А. Леонтьев. Студенты тянут билет, где сформулирована тема для эссе: «Диалог», «Свобода» и т. п. Студент садится и пишет эссе. Зачет (экзамен) может проходить в форме диадного (студент-преподаватель) или фронтального обсуждения (защиты) эссе. В ряде вузов в форме эссе проходят вступительные экзамены. Экзамен может проходить и в форме обсуждения (защиты) написанных заранее работ. Сдача экзамена путем написания эссе может быть предложена лучшим студентам как форма поощрения.
Эссе на практических занятиях.
Данный вариант, пожалуй, является самым диалогичным. Преподаватель задает непосредственно на самом практическом занятии или предварительно тему эссе.
Студенты пишут эссе в отведенное для этого время или приносят уже готовые работы. Затем каждый зачитывает свое эссе перед аудиторией. Происходит его обсуждение. Следует учитывать, что не каждый студент в силу своих индивидуальных особенностей готов решиться зачитать эссе перед публикой. Чем интимнее тема и чем исповедальнее текст, тем больше усилий необходимо некоторым, чтобы преодолеть коммуникативные барьеры. В таком случае эссе этих студентов может зачитать сам преподаватель, не называя их фамилии.
Конкурс эссе.
Может быть объявлен конкурс лучших эссе в группе (группах) у одного преподавателя, на кафедре, факультете или в масштабах всего университета. Конкурс эссе может быть приурочен какой-либо юбилейной дате, событию, известной личности. Лучшие эссе студентов могут быть опубликованы.
Можно использовать комбинацию предложенных вариантов работы с эссе. Одним из острых проблемных вопросов, встающих перед педагогом, использующим в своей практике метод эссе, является оценка эссе студентов. Следует признать, что эссе - это не тест, к которому есть ключи с правильными ответами. Оценка всегда предполагает сравнение с эталоном, образцом. Студенты обижаются, если считают, что их эссе оценено несправедливо: «Как можно чью-то исповедь оценить выше или ниже другой исповеди!?» или «Это же мои мысли!».
Можно предложить несколько вариантов выставления отметок за эссе: 1) оценивание по типу работа «зачтена — не зачтена»; 2) выделяются и отмечаются лучшие эссе; 3) эссе оценивает группа (самостоятельно или совместно с преподавателем) или эксперты; 4) отмечаются все эссе (например, эссе как один из этапов при блочномодульной системе оценки), т.е. всем студентам, выполнившим задание, - определенная одинаковая оценка (балл или сумма баллов, зачет и т.д.); 5) комбинация из предложенных выше приемов оценивания.
При оценке эссе можно воспользоваться критериями, разработанными Государственным университетом высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала, в которых отражены такие показатели, как знание и понимание теоретического материала, анализ и оценка информации, построение суждений, оформление работы (см. таблицу Приложения 1).
Сомнительным выглядит такой критерий оценки эссе, как объем текста. На одной-двух страницах емкого образного метафоричного тек ста могут быть сконцентрированы глубокие мысли, которых порой не отыскать в долгих пространных текстах. Критерии оценивания должны быть оговорены вначале. Оценка будет зависеть от типа эссе и поставленных перед студентом задач. Однако в любом случае оценка эссе не будет лишена печати субъективизма мнения преподавателя, который выступает здесь отчасти и в роли литературного критика. Эссе - жанр субъективный. В конце изучения курса на этапе рефлексии преподавателю стоит выяснить мнение студентов по поводу организации работы с эссе, предъявляемых требований, оценки, предложенных (выбранных) тем, трудностей написания и др. Данная задача может быть реализована как в ходе организации индивидуального или группового обсуждения, так и в иных формах, например с помощью анкетирования
Понравилось ли вам писать эссе?
1. Анкета «Мое отношение к эссе»:
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Да
|
Скорее Да
|
Затрудняюсь ответить
|
Скорее нет
|
Нет
|
Считаете ли вы метод эссе: а) интересным?
|
|
|
|
|
|
6) эффективным в обучении?
|
|
|
|
|
|
в) трудным в выполнении?
|
|
|
|
|
|
г) развивающим способности?
|
|
|
|
|
|
д) позволяющим установить позитивные отношения с преподавателем?
|
|
|
|
|
|
е) позволяющим более глубоко изучить предмет?
|
|
|
|
|
|
Понравилось ли вам писать эссе?
|
|
|
|
|
|
2. С какими трудностями Вы столкнулись при написании эссе? 3. В чем, на ваш взгляд, преимущества эссе? 4. В чем его недостатки? 5. Ваши рекомендации и пожелания по улучшению организации работы с эссе Можно предложить студентам написать (вслед за В. Акудовичем) свое «Эссе про эссе».
Источник: Калачева, И. В. Профессиональная этика в работе психолога : пособие / И. В. Калачева. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2022. - 256 с. : ил. |