На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Успешный ребенок в модели активного взаимодействия педагогов и родителей.
Успешный ребенок в модели активного взаимодействия педагогов и родителей.
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Грач В.А.
Директор ЦДТ «Галактика»

Успешный ребенок, в нашем понимании, это ребенок, добившийся успеха в достижении своих целей. Отсюда возникает, на наш взгляд, основная педагогическая проблема: кто поможет ребенку в постановке достижимой для него и полезной для общества цели и в освоении способов ее достижения.
Педагогический коллектив Центра «Галактика» разработал модель активного взаимодействия педагогов и родителей как необходимое условие проектирования ребенком своего ближайшего будущего и успешной реализации проекта. Все субъекты нашей образовательной модели во взаимодействии приобщаются к проектировочной деятельности.

Модель взаимодействия организуется на следующих принципах:
1.Принцип личностного целеполагания субъектов образовательного процесса. Образование каждого участника процесса происходит с учетом его индивидуальных возможностей.
2. Принцип свободы выбора образовательной траектории. В процессе образования взаимодействие позволяет вводить альтернативные подходы, позиции, точки зрения.
3.Принцип образовательной рефлексии предполагает активное осмысление образовательного
процесса всеми субъектами: педагогами, родителями и детьми.
4.Принцип сочетания общественных потребностей зрелой личности и возможностей, которые создают образовательные учреждения и семья для их реализации.
5.Принцип научного обеспечения процесса выявления индивидуальных задатков и склонностей детей и мониторинга за процессом самореализации личности ребенка в творческой деятельности в Центре.
Взаимодействие предполагает активное участие родителей в планировании и организации деятельности Центра.
Уровни включения родителей в образовательный процесс:
1-ый уровень - родители посещают различные мероприятия Центра, вступают в диалог с педагогами коллективов Центра;
2-ой уровень – родители знакомятся с особенностями современного воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, участвуют в работе круглых столов, в работе родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности;
3-ий уровень – родители принимают участие в организации работы круглых столов, активно включаются в детский проект, принимают помощь педагогов, методистов, психолога в изучении личности своего ребенка, в выявлении его индивидуальных задатков.
Важнейшим условием включенности родителей является их педагогическое просвещение.
Содержание просветительской работы с родителями предусматривает:
-создание позитивной мотивации родителей к участию в активной образовательной деятельности их детей, к продуктивному взаимодействию;
-изучение своих возможностей и способов достижения целей в воспитании собственного ребенка;
-знакомство со спецификой проектировочной технологии, знакомство с разнообразием форм детских проектов,
-обсуждение возможных вариантов проектирования будущего с учетом интересов детей и родителей;
- обучение способам участия родителей в проектировочной деятельности (эмоциональная поддержка деятельности ребенка в Центре, практическая материальная, информационная, психологическая помощь в реализации проекта, содействие педагогам в выявлении и решении проблем, возникающих при реализации проектов детей);
-изучение форм и способов отслеживания развития своего ребенка (выявление индивидуальных способностей и задатков детей, ознакомление с карточками самоопределения детей, участие в мониторинге самоопределения личности детей).


Формы взаимодействия с родителями:
1. Совместные занятия детей и родителей в рамках творческих мастерских, клубов, студий, лабораторий. Родители испытывают потребность в понимании того, чем дети занимаются в Центре и, по мере возможности, желают развивать и поддерживать то, чему учат в Центре.
2. «Круглые столы» педагогов и родителей, которые проводятся как в рамках отдельного детского коллектива, так и учреждения, с обсуждением актуальных вопросов о роли родителей в реализации детских проектов, о проектировании условий успешного развития своего ребенка, о возможностях семьи в формировании у ребенка способностей критического восприятия своего поведения и т. д. На наш взгляд, это эффективная форма работы по установлению партнерских отношений между родителями и педагогами в организации общественно значимой деятельности детей, по обучению родителей педагогическим технологиям.
3.Дискуссии педагогов, родителей и подростков под рубрикой «На пути к успеху», где обсуждаются проблемы мотивации и самовоспитания, способов и методов реализации проектов.
3. Семейные консультации, тренинги, ролевые игры, проводимые под руководством педагога-психолога.
4. Досуговые мероприятия в коллективах Центра.
Нами определен примерный уровень педагогической компетенции родителей, приобретаемый ими в результате активного взаимодействия с педагогами Центра и сотрудничества с собственными детьми в проектировочной деятельности.
Так совместными усилиями педагогов и родителей создается педагогическая среда успеха в развитии самоопределения личности ребенка. Подводя итоги работы по системе активного взаимодействия, мы выяснили, что у детей успешно формируются навыки оценивания своих успехов, ориентация на саморазвитие.

Подтверждением являются выступления детей на «Параде звезд Галактики» (итоговом мероприятии Центра), призовые места на районных, городских и российских конкурсах. Однако, в деятельности нашей модели выявилось противоречие: чем больше помогают взрослые, тем возможно меньше самостоятельность ребенка. Каким должно быть соотношение усилий педагогов, родителей и собственно ребенка в их взаимодействии, все ли делает ребенок зависящее от него, в противном случае, педагоги только декларируют развитие навыков самоопределения личности. Решение данной проблемы позволит совершенствовать педагогический процесс Центра.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.