На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования
О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Носакова Т.В.,
заместитель директора по УВР ЦДТ «Галактика»,
канд. пед. наук

Одной из главных задач Программы развития Центра «Галактика» является решение на теоретическом и практическом уровнях проблемы моделирования и реализации процесса взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей.
Реализация разработанной в Центре системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся способствует оптимизации процессов включения человека в сферу социальных отношений.

Предадаптирующее освоение социального мира возможно и целесообразно в процессе социализации личности. Введение в образовательный процесс Центра программы работы с родителями позволяет сделать процесс приобретения обучающимися механизмов адаптации, жизнетворчества, рефлексии, сотрудничества, развития своей индивидуальности и ее дальнейшего раскрытия в социальной и профессиональной деятельности более эффективным.
Для моделирования процесса взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся целесообразно:

  • использование социально-педагогического подхода, обуславливающего взаимосвязь социального и профессионального самоопределения личности, и личностно ориентированного подхода, способствующего развитию индивидуальности, духовности, ответственного отношения обучающихся к проектированию собственной жизни;
  • определение структурно-содержательных и функциональных компонентов работы с родителями, обеспечивающих развитие социальной компетентности и уровня самоопределения их детей;
  • разработка способов построения содержания, конструирования и реализации процесса самоопределения обучающихся с учетом их взаимодействия с родителями и педагогами;
  • выявление источников направления развития данного процесса; создание перспектив для дальнейшей деятельности.

Особенностью разработанной системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся является ее структура, основанная на личностных представлениях обучающихся, социального, профессионального и семейного опыта родителей и деятельности педагога, обеспечивающего формирование нормативных знаний, умений, навыков в конкретных видах деятельности.
Педагог выступает как:

  • организатор образовательного процесса, создания ситуации успеха в общении, взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся;
  • исследователь мотивации поведения, самооценки и статуса обучающегося в системе социальных отношений, его интересов и склонностей в межличностном общении;
  • консультант по вопросам профессиональной и социальной подготовки, развитию ценностных ориентаций обучающегося.

Родители выступают в качестве:

  • помощника в эмоциональном общении ребенка;
  • участника образовательного процесса с целью познания личного опыта семейных и профессиональных отношений;
  • создателя условий для развития социально адаптированной и компетентной личности своего ребенка.

Обучающиеся в процессе взаимодействия с педагогом и родителями выступают как:

  • исследователи социальных отношений, личностных изменений и новообразований;
  • субъекты, овладевающие первоначальным социально-профессиональным опытом;
  • проектировщики профессиональной, социальной и семейной жизни.

 

Система взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся как элемент целостной системы обучения ребенка, включающая программу работы с родителями, обеспечивает организацию целенаправленного, технологического процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном, профессиональном пространстве и формирования знаний, умений, навыков в определенных видах деятельности. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии и развитии индивидуальных способностей и задатков своих детей. Развитие социальных качеств позволяет регулировать собственное поведение, анализировать жизненные ситуации, свой социальный опыт, конструктивно планировать и проектировать жизненный путь, понимать желания, ожидания и требования других людей, конструктивно сотрудничать, обладать социальной мобильностью, самостоятельно строить иерархию ценностей. Развитие коммуникативных качеств заключается в развитии у обучающихся механизмов эмпатии, рефлексии, сотрудничества, бесконфликтного поведения, обеспечивающих эффективное межличностное взаимодействие.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся осуществляется с помощью активных методов и средств обучения: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, лекционный метод, дискуссия, ролевая игра, консультация, «круглый стол», экскурсия, метод проектов. Проектировочная педагогическая технология способствует продуктивной реализации процесса взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся, позволяет актуализировать личностный потенциал обучающихся и создать условия для их дальнейшей самореализации, саморазвития, приобретения навыков планирования с целью их успешной превентивной социальной, профессиональной, личной и семейной адаптации.
При реализации системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся возникли проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказалась не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с педагогом для решения вопросов социального и профессионального становления, самоопределения своих детей (64%). Демонстрация успехов и достижений обучающихся, опыт совместной деятельности педагогов, родителей, детей по решению актуальных проблем через реализацию программы работы с родителями, применение проектировочной деятельности, «круглые столы» и др. способствовали повышению интереса родителей к учебной деятельности своих детей, к раскрытию и развитию их индивидуальности. Родители проявили стремление к дальнейшему сотрудничеству с педагогами в решении проблем развития их детей. Показатели эффективности процесса взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся, выявленные на основе полученных данных, позволили отметить повышение уровня самоопределения обучающихся в Центре детей и подростков.

Таким образом, результаты педагогической деятельности в Центре «Галактика» свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся, так как данная система способствует социокультурному развитию обучающихся, социальному и профессиональному самоопределению, позволяет развивать социальную компетентность, сделать процесс социализации успешнее. Кроме того, взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки обучающихся к будущей социальной, профессиональной, личной и семейной жизни детей и влиять на их успешную самореализацию в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, но также снять напряжение в общении с родителями при решении сложных проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.