Особенности адаптации выпускников интернатных учреждений в г. Могилеве
В настоящее время остается острой проблема постинтернатной адаптации детей-сирот вышедших из интернатных учреждений в 15-16 летнем возрасте и продолжающих свою учебу в профессионально-технических учреждениях . Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. Принятая в Республике Беларусь законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно-важных сферах. Однако при наличии работы они ее легко теряют, получив жилье, лишаются его в результате бессмысленных сделок или приводят его в негодность, не хотят и не могут достойно учиться, оставляют своих детей или оказывают не должный уход за ними. Таким образом, по всем критериям большинство выпускников находится в ситуации социальной депривации.
По этим причинам, выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и специфического мира интерната в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. И роль "сопровождающих" ложится в целом на плечи педагогического коллектива, в котором выпускники интернатов продолжают учебу, и в частности основная нагрузка ложится на специалистов СППС. Для этого в рамках инновационного проекта «Региональная защита прав детства» ГУО «МГСПЦ» была разработана и реализуется программа по постинтернатной адаптации детей-сирот "Окно в мир". Цель программы: оказание социально-психологической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на обес-печение выживания, развития и активного участия выпускников в жизни общества, создание условий для развития внутренней субъективной позиции. В рамках программы по постинтернатнй адаптации «Окно в мир» разработан комплекс мероприятий, направленный на постинтернатную адаптацию лиц из числа детей-сирот. Это тренинги, лекции юриста и социального педагога, индивидуальные консультации и коррекционная работа и другие мероприятия. Важен комплексный подход и взаимодействие разных структур. В процессе реализации городской программы по постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот намечены возможные направления развития межведомственного взаимодействия, направленного на обеспечение адекватной и продуктивной адаптации выпускников интернатных учреждений. В городе Могилеве взаимодействие с целью постинтернатной адаптации межведомственное взаимодействие осуществляется следующим образом:
 |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ по постинтернатной адаптации «Окно в мир» на 2007 – 2008 уч.год
Задачи:
- Налаживание связей с субъектами взаимодействия по социальной защите выпускников в постинтернатный период.
- Формирование комплекса социальных, правовых и психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений.
- Обобщение опыта работы по постинтернатной адаптации детей-сирот.
№
|
Направления деятельности и мероприятия
|
Сроки, условия реализации
|
Совместно с учреждением:
|
I. Организационно-методическая работа
|
|
1.
|
Налаживание связей с субъектами взаимодействия
|
Сентябрь-октябрь
|
Профтехотдел управления образования облисполкома, ПТУЗы, кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот, МГОИПК, террито-риальные центры
|
2.
|
Ситуационный анализ по проблеме в г.Могилеве
|
Сентябрь , Апрель
|
УО облисполкома, ПТУЗы, кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
3.
|
Теоретическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
В течение года
|
МГОИПК, ПТУЗы, ССУЗы
|
4.
|
Разработка рекламных проспектов, информационных листов, анкет
|
Сентябрь - октябрь
|
|
5.
|
Проведение лекций «Психологические особенности и возможности социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений» для педагогических работников и работников социально-психологических служб образовательных учреждений, работающих с категорией дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
|
по согласованию с учреждениями.
|
МГОИПК, ПТУЗы, ССУЗы, кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
6.
|
Методическое консультирование специалистов СППС образо-вательных учреждений, работающих с категорией дети-сироты (групповое и индивидуальное)
|
По запросу
|
МГОИПК, отдел по воспитательной работе облисполкома
|
7.
|
Постоянно действующий семинар «Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений» для социальных педагогов и психологов СПТУЗов
|
6 занятий по отдельному плану
|
МГОИПК, отдел по воспита-тельной работе, ПТУЗы, ССУЗы, кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
8.
|
Анализ результатов деятельности по программе за уч. год
|
Май
|
МГОИПК
|
II. Работа с выпускниками (учащимися старших классов) образо-вательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
1.
|
Проведение информационных часов для выпускников старших классов в образовательных учреждениях интернатного типа
|
По согласованию с учреждениями
|
образовательными учрежде-ниями интернатного типа (кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот)
|
2.
|
Проведение тренинга по профориентации выпускников учреждений интернатного типа
|
По согласованию с учреждениями
|
кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
3.
|
Проведение лекций «Юридические аспекты социальной защиты детей-сирот в РБ»
|
По согласованию с учреждениями
|
кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
4.
|
Проведение тренинговых занятий из тренинговой программы, направленной на постинтернатную адаптацию детей-сирот
|
По согласованию с учреждениями
|
кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
5.
|
Составление банка данных выпускников поступающих в СПТУЗы г. Могилева для дальнейшего сопровождения.
|
Май
|
кадетская школа, школа-интернат для девочек-сирот
|
6.
|
Проведение индивидуальных психологических и юридических консультаций, профтестирования и профконсультаций
|
По запросу
|
|
III. Комплекс социально-правовых и психолого-педагогических мероприятий по социальной адаптации детей –сирот, находящихся в постинтернатный период
|
1.
|
Проведение информационных часов для детей – сирот, находящихся в постинтернатный период
|
Октябрь, ноябрь, декабрь
|
ПТУЗами , ССУЗами
|
2.
|
Проведение лекций «Юридические аспекты социальной защиты детей-сирот в РБ»
|
По согласованию с учреждениями
|
ПТУЗами, ССУЗами
|
3.
|
Проведение тренинговых занятий из тренинговой программы, направленной на постинтернатную адаптацию детей-сирот
|
По запросу учреждений
|
ПТУЗами, ССУЗами
|
4.
|
Проведение тренинга общения для молодежи (с доб-ровольным участием детей-сирот) с целью преодоления негативных особенностей социально-психологического статуса выпускников, обучения ориентированию в ситуациях взаимодействия со сверстниками, педагогами, другими людьми, понимания своей роли в межличностном взаимодействии.
|
По запросу учреждений
|
Общественные организации, заинтересованные структуры
|
5.
|
Проведение индивидуальных психологических и юридических консультаций, профтестирования и профконсультаций
|
По запросу
|
|
|