На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании
Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Попок А.М.

Здоровый образ жизни обусловливается, прежде всего включённостью детей в систематические занятия физической культурой и спортом.
Для исследования потребностей, мотивов и интересов в области физической культуры школьников в нашей школе мы использовали социологический опрос на основе традиционной анкеты. Целью исследования явилось изучение потребностей и интересов школьников к занятиям физической культурой и спортом в учебной и внеурочной деятельности. Анализ полученных данных показывает, что все учащиеся считают необходимыми занятия физической культурой и спортом. Особенный интерес вызывают причины, побудившие учащихся к занятиям физической культурой: 68% опрошенных ответили, что занятия им необходимы для укрепления здоровья, 23% - для улучшения фигуры, 41% - для достижения более высоких спортивных результатов, 72% -для улучшения физического развития, 55% - улучшить настроение, получить удовольствие от занятий, 74% - снять утомление от учебных занятий.

В структуре физкультурно-оздоровительных интересов учащихся преобладают: футбол, баскетбол, волейбол, теннис. Снижение активности школьников в физкультурно-оздоровительной деятельности зависит от ряда факторов. Во-первых, нет свободного времени - 75%, не могут организовать своё свободное время- 24%, нет денежных средств для приобретения спортинвентаря – 46%, нет желания, интересу – 6%. Все учащиеся школы имеют спортивную форму и обувь, а вот спортивный инвентарь дома имеют не все. Это, в основном, велосипед, мяч, лыжи, принадлежности для игры в теннис. Все эти данные были использованы для улучшения работы школы по физическому воспитанию учащихся и формированию здорового образа жизни.
В школе разработана программа «Здоровье», основными целями и задачами которой являются:
- формирование личности школьника, способной самостоятельно развивать себя физически и духовно в течение своей жизни;
- придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность;
- тесное сотрудничество «педколлектив – ученик - родители» в вопросах здорового образа жизни;
- охват учащихся внеклассной и внешкольной работой;
- развитие туристской работы.
Большое внимание в программе уделяется работе с родителями, учащимися, учителями. Разработан план мероприятий по реализации основных положений программы, примерная тематика лекций, бесед и консультаций для учащихся.
В течение последних лет постоянно отслеживаются результаты медицинских осмотров учащихся школы, количественные и качественные показатели, анализируется распределение учащихся по группам здоровья. Каждый классный руководитель заполняет паспорт здоровья класса. В нём отслеживаются хронические заболевания и те, которые появились за время учёбы в школе. Это даёт возможность педколлективу увидеть те причины, которые могли спровоцировать изменения в здоровье и устранить их.
Общими принципами воспитания у школьников интереса к физической культуре, выработки навыков здорового образа жизни являются:
-усиление образовательной и инструктивной направленности уроков;
-обучение способам и методам саморазвития;
-закрепление умений и навыков здорового образа жизни.
Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определённых принципов.
Один из таких принципов – непрерывность. Формирование навыков здорового образа жизни должно вестись на протяжении всех лет обучения в школе. Разумеется, определенную информацию школьники получают в семье, дошкольном учреж­дении, из книг, радио и телевидения, от сверстников и старших товарищей. Эту предобразованность не­обходимо учитывать при проведении занятий.
Многие сведения, относящиеся к проблемам здо­ровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, учащиеся не способны понять и усвоить сразу, в один прием. Отсюда вытекает второй принцип – повторение.
Вся информация, предназначенная учащимся, должна быть правдивой. Это еще один принцип.
Важным принципом проведения занятий по ЗОЖ является доверие. Чтобы установить дове­рительные отношения, требуются хорошие знания психологических особенностей учащихся.
Не менее важен принцип деловитости. Он пред­полагает деловое отношение к обсуждаемым про­блемам.
Деловому тону способствует использование на занятиях по ЗОЖ научных по­нятий, научных выводов. Это придает информации точность и достоверность, способствует созданию эмоциональной беспристрастности. Все названные принципы могут оказаться не­эффективными, если сведения не будут излагать­ся ясно и понятно, в соответствии с подготовлен­ностью и предобразованностью учащихся, т.е. без учета принципа конкретности и доступности. При этом нужно иметь в виду, что ясность изложения не должна сводиться к упрощенчеству и схемати­зации. На занятиях необходимо знакомить уча­щихся с особенностями поведения и психологии людей, что позволит им лучше понять себя и сде­лать выводы о собственном поведении.
Следующий достаточно известный принцип — адресность. Навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола уча­щихся, уровня их психического и физического раз­вития, предобразованности в рассматриваемых те­мах, особенностей отношения к проблемам в кругу сверстников и в конкретной местности.
Особый принцип — выработка индивидуальных и социальных установок. Обучение здоровому образу жизни, формирование безопасного и ответ­ственного поведения не только не исключают, но и предполагают выработку эмоционального отноше­ния к различным явлениям человеческой жизни. В нашей школе проходит круглогодичная спартакиада, разработанная совместно с учащимися школы. Сложилась и отработана определённая система, как в отборе видов соревнований, так и в сроках их проведения.
Традиционными стали: осенний и весенний лёгкоатлетический кросс, где принимают участие все учащиеся школы; первенство школы по мини-футболу; спартакиада, в которую вошли такие виды спорта, как: футбол; баскетбол; настольный теннис; лыжные гонки; гимнастика; уровень физической подготовки.
Кроме этого разработан план проведения ежемесячных «Дней здоровья».
По итогам всех соревнований подводится рейтинг среди учащихся и классов школы. В конце учебного года на спортивном празднике, посвящённом окончанию учебного года, подводятся итоги школьной спартакиады.

В школе мною разработаны:
-Положение об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс».
-Положение об общешкольном конкурсе «Спортсмен года».
Активно развивается в школе туризм, который способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. Учащиеся школы постоянно участвуют в соревнованиях по туризму, отдыхали в туристско-оздоровительном лагере.
В течение всего учебного года в школе работают спортивные секции. Работа секции спланирована так, чтобы каждый день дети получали равномерную физическую нагрузку.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.