Нестерова А.Г., учитель-дефектолог, г. Псков Организация Службы сопровождения семьи и ребенка города Пскова уже на начальном этапе работы выявила достаточно широкий круг проблем. К их числу относится неготовность со стороны общества принять людей с ограниченными возможностями здоровья, а значит, проявить достаточную инициативу в оказании помощи и организации сотрудничества с указанной категорией граждан. В процессе работы стало понятно, что силами одной команды специалистов изменить эту ситуацию трудно. В этой связи мы подумали о том, что одной из форм оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями, может стать волонтерская работа. В качестве волонтеров могли бы выступать студенты, обучающиеся в Псковском педагогическом университете имени С.М. Кирова (ПГПУ). Студентам, прежде всего психолого- педагогического факультета, было предложено рассмотреть наше предложение об участии в такой работе.
Мы имели в виду участие волонтеров в оказании помощи не только семьям, обратившимся в Службу сопровождения, но и родителям, дети которых посещают Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛП), его структурное подразделение «Отделение учебного проживания» (ОУП). Это было оправдано еще и тем, что в Центре лечебной педагогики в течение ряда лет с участием студентов старших курсов ПГПУ успешно работала группа продленного дня. В свою очередь, сотрудничество между названными организациями создавало необходимые предпосылки для волонтерской работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья, что отвечало запросу самих студентов попробовать себя в работе с людьми разного возраста с нарушениями. Для подготовки студентов к волонтерской деятельности и формирования у них правильного восприятия ситуации инвалидности и инвалидизации специалистами Службы была создана «Школа волонтеров». В течение первых трех недель с кандидатами-студентами велась интенсивная работа. Два раза в неделю волонтеры посещали семинары-тренинги. Такой формат деятельности был выбран как наиболее приемлемый для самих студентов, с учетом их учебной занятости. Тематика занятий была подобрана таким образом, чтобы познакомить волонтеров с основными навыками коммуникации и ухода за лицами с различными нарушениями. Обучение проходило в интерактивной форме и основывалось на социальной модели восприятия инвалидности. Волонтеры не столько изучали особенности того или иного нарушения, сколько готовились взаимодействовать с «особенными» людьми на основе уважения их личности и достоинства. В качестве примера приведем план работы с участниками семинара: 1. Организационная встреча. Знакомство участников. Обсуждение целей волонтерской работы. Информация о деятельности Службы сопровождения семьи и ребенка, Центра лечебной педагогики и Отделения учебного проживания в г. Пскове. Разработка и обсуждение плана работы на ближайший месяц. 2. Тема 1: «Принцип нормализации и социальный подход к инвалидности». 3. Тема 2: «ДЦП в рамках социального подхода: погружение в проблему, правила общения и взаимодействия, приемы правильной транспортировки». 4. Тема 3: «Дети с расстройствами аутистического спектра. Особенности их восприятия и поведения, варианты конструктивного реагирования на различные варианты проблемного поведения». 5. Тема 4: «Дети с синдромальными характеристиками. Синдром Дауна». 6. Тема 5: «Альтернативные способы коммуникации». 7. Тема 6: «Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и эписиндром». 8. Тема 7: «Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями. Психология семейных отношений к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, способы эффективного общения». Следует отметить, что первые волонтеры были из числа студентов, обучающихся по специальности «логопедия». Несмотря на то, что в программах вуза предусматриваются учебные часы для изучения различных категорий детей с нарушениями развития, все же студенты отмечали недостаточность практических знаний и умений по этому направлению. Тем не менее, в процессе семинаров мы опирались на их знания в области коррекционной педагогики. Для расширения представлений и усиления мотивации к волонтерской деятельности мы использовали такие кинофильмы, как «Разговоры», «Внутри я танцую», «Человек дождя» и др. Обсуждение фильмов способствовало тому, что студенты активно приобщали к их просмотру своих друзей и родственников, что, безусловно, расширяло круг лиц, менявших свои взгляды на проблему инвалидности. По итогам обучения планировалось проведение социальной акции, направленной на формирование толерантности участников волонтерского движения и общества в целом. После завершения обучения в Клубе выходного дня была организована встреча волонтеров с семьями, нуждающимися в поддержке. Целью встречи являлось обсуждение правил поэтапного ввода волонтеров в семью, а также юридические и психологические аспекты семейного сопровождения. На встрече с волонтерами многие семьи определились с выбором помощника и под руководством специалистов наметили план дальнейшего сотрудничества с ними. В дальнейшем организация деятельности волонтеров разделилась на три команды, каждая из которых была прикреплена к определенному виду коррекционного учреждения (СССиР, ЦЛП и ОУП). К каждой команде был прикреплен куратор из числа специалистов Службы, он направлял и организовывал деятельность волонтеров. Раз в два месяца проходило общее собрание, на котором волонтеры всех трех команд делились своими впечатлениями, обсуждали возникающие трудности, определяли способы их преодоления и решали организационные вопросы. Приведем примеры работы команд волонтеров в специализированных учреждениях города: В Центре лечебной педагогики: • еженедельная организация группы продленного дня; • организация и участие в проведении спортивных и праздничных мероприятий; • сопровождение детей в летние и зимние лагеря; • присмотр за детьми в то время, когда родители находятся на заседании родительского клуба или родительской группы. В Отделении учебного проживания: в течение нескольких месяцев студенты выполняли функции помощников педагогов, а также приняли участие в подготовке и проведении большого новогоднего праздника с участием молодых людей и девушек с инвалидностью – выпускников ОУП и их родителей. В Службе сопровождения семьи и ребенка: • участие в организации новогодних утренников; • сопровождение ребенка из детского сада до поликлиники; • прогулки с детьми, для того, чтобы дать родителям время на решение неотложных проблем; • организация помощи в проведении родительских собраний, исполнение роли «няни» во время участия родителей в мероприятиях клуба. В начале работы и студенты, и сами родители высказывали опасения по поводу вхождения волонтеров в семью. Узнав друг друга ближе, увидев реальные результаты взаимодействия, и родители, и волонтеры стали больше доверять друг другу, снизился уровень тревожности. В настоящий момент поступает много новых заявок со стороны семей на волонтерскую поддержку. Они в большей мере связаны с потребностью семьи встречать детей из учебных учреждений, организовывать им досуг, так как многие родители не успевают этого сделать из-за занятости. Существует запрос родителей на сопровождение ребенка в детское учебное заведение для занятий, если, например, ребенок не может самостоятельно передвигаться и это является причиной для отказа в посещении детского сада, или сопровождение ребенка из детского сада в центр развития или медицинский центр. Первый опыт нашей работы выявил и ряд трудностей. К ним мы относим: • недостаточное количество волонтеров. Как говорилось выше, наши волонтеры – это студенты психолого-педагогического факультета, и их решение прийти к нам обусловлено профессиональным интересом. И все же, несмотря на достаточно большое количество других учебных учреждений в городе, притока волонтеров пока нет. Это можно объяснить отсутствием достаточной информации, а также низкой мотивацией молодежи оказывать помощь лицам с инвалидностью. • дефицит свободного времени у студентов, возможность его использования в строго определенное время (в основном во второй половине дня), что неудобно для семей; • неготовность многих государственных детских учреждений к сотрудничеству с волонтерами, их помощи на сопровождение ребенка по запросу семьи. Для решения этих и многих других вопросов необходимо создание службы, координирующей волонтерское движение. Наша практика показывает, что эту роль успешно может выполнять Служба сопровождения семьи и ребенка, так как её задачи тесно перекликаются с целями работы различных служб соцзащиты. В настоящее время мы продумываем возможные варианты вовлечения людей в ряды волонтеров. Рассматриваем возможность проведения серии презентаций нашей деятельности на других факультетах педагогического института. Планируется сотрудничество с различными молодежными организациями города, заинтересовавшимися волонтерской деятельностью. Кроме того, важной задачей мы считаем привлечение внимания средств массовой информации к указанной проблеме. Известно, что любая работа улучшается, если существуют дополнительные механизмы мотивации. Например, волонтеры постоянно посещающие группу продленного дня в Центре лечебной педагогики (он находится в пригороде), получали ежемесячные проездные билеты, а студенты, участвующие в организации и проведении различных досуговых мероприятий, получили почетные грамоты и благодарственные письма в адрес факультета. Участие в общественных акциях с последующим освещением их в средствах массовой информации также является одной из форм поощрения и популяризации такого опыта среди населения. Как показывает зарубежный опыт, волонтерская работа проходит более успешно, если мотивация к социальной помощи поддерживается руководством вузов или местной администрацией в целом. Возможность засчитывать волонтерскую работу, как элемент педагогической практики, освободило бы больше времени для студентов для оказания помощи нуждающимся в этом людям. А льготы при поступлении в вузы на некоторые специальности (после успешного участия молодежи в волон- терской деятельности) повысили бы уровень понимания само- го студента при выборе дальнейшей профессии, что помогло бы улучшить ситуацию с кадрами в большинстве социальных учреждений города. Таким образом, мы можем говорить, что идея системного подхода к организации волонтерской помощи оказалась достаточно успешной. С одной стороны, родители, воспитывающие ребенка с нарушениями развития, поняли, что заинтересованное внимание к их ребенку, к нуждам семьи, может быть не только со стороны специалистов, но и других людей, искренне желающих им помочь. С другой стороны, студенты – это будущее нашего общества и наиболее активная его часть. И то, как они сейчас относятся к детям с инвалидностью, во многом будет определять отношение всего общества к ним в будущем.
Литература 1. Преодоление барьеров. Материалы курсов повышения квалификации в рамках российско-германского проекта по теме «Лечебная педагогика и уход»: Из опыта работы немецких специалистов с людьми, имеющими нарушения развития) / Под ред. Д. Баха, М. Нор. Псков, 2008. 2. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. М.: благотворительный фонд «Даунсад Ап», 2009. 3. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация, содержание и методика работы адаптационных групп. Методическое пособие. М.: благотворительный фонд «Даунсад Ап», 2008. 4. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М. 5. Морозова С.С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. М.: Книга, 2008. 6. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком: Пособие для родителей. М.: Теревинф, 2004. 7. Особый ребенок: знайте и умейте. Пособие для родителей, воспитывающих детей с церебральным параличом / Под ред. Лильина Е.Т. М., 2007. 8. Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. М.: Теревинф, 2006. Источник: Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт. Методический сборник Корректор Л.И. Дергилёва Компьютерная верстка И.С. Гришанова
|