На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии (из опыта работы СССиР г. Пскова)
Арламова Е.Н .,
семейный психолог
В контексте мультидисциплинарного подхода, который обеспечивает Служба сопровождения семьи и ребенка (СССиР), мы особо выделяем вопросы психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого- педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа психолога начинается с момента появления ребенка с особенностями в развитии; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального развития ребенка.


Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.
Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата вокруг диады. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.
Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь попытались наладить контакт со специалистами перинатального центра и детской больницы, куда обычно после выписки из родильного дома переводится ребенок с нарушениями в развитии. Для этого педагоги и психологи нашей Службы посещали эти учреждения, знакомились с внутренним распорядком, беседовали с врачами и медицинским персоналом, информировали их о работе в городе служб, занимающихся проблемами семей, воспитывающих детей с особыми нуждами.
Помимо личных бесед, специалисты нашей Службы подго- товили и провели ряд мероприятий, нацеленных на более тесное сотрудничество медиков с психолого-педагогическими службами.
Эти мероприятия включали:
– «Круглый стол» с обсуждением проблем семей с детьми- инвалидами. В этой работе принимали участие специалисты- медики, педагоги и психологи служб, занимающихся обучением и развитием детей с проблемами в развитии, а также юристы, представители администрации г. Пскова.
– Выступления специалистов Службы сопровождения семьи и ребенка на конференциях для врачей по теме «Система услуг для семей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития».
– Издание информационной брошюры для специалистов перинатального центра, раскрывающей психологические особенности родителей, у которых появился ребенок с синдромом Дауна или другими нарушениями развития. В ней излагались конкретные рекомендации для медицинского персонала о способах взаимо- действия с семьей.
– Издание информационной брошюры для родителей, в семье которых появился ребенок с синдромом Дауна.
– Беседы со средним медицинским персоналом перинатального центра, где обсуждались вопросы психического развития детей с синдромом Дауна или другими нарушениями в развитии.
По итогам такой пропедевтической работы сегодня Служба со- провождения семьи и ребенка г. Пскова поддерживает тесный кон- такт с городским перинатальным центром. Специалисты центра стараются информировать семью, в которой родился ребенок с нару- шениями в развитии, о деятельности Службы сопровождения семьи и ребенка, предлагают им информационную брошюру и при желании родителей организуют их встречу со специалистами службы. Как правило, родители проявляют желание встретиться со специалиста- ми, занимающимися проблемами детей с нарушенным развитием.
Следующее обращение семьи в Службу происходит после вы- писки ребенка домой. В ходе такой встречи мы выявляем запросы родителей, оцениваем возможности семьи, планируем нашу совместную деятельность и прописываем ее в индивидуальной про- грамме сопровождения (ИПС) семьи. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психи- ческого и физического развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональ- ное состояние родителей.
Задача специалиста Службы заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может получить в нашем городе и непосредственно в Службе сопровождения семьи и ребенка.
Каждая семья, обратившаяся в Службу, получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отноше- ний, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.
Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение
– специфики внутрисемейного климата,
– характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
– моделей воспитания, используемых родителями,
– особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка), т.к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т.е. его будущее как личности в системе социальных связей.
В психокоррекционном направлении выделяют индивиду- альные и групповые формы работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо- коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родствен- никами и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на ин- дивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения в Службу, позже возникает запрос на групповое взаи- модействие.
На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материа- лом для дискуссии становятся специально отобранные психоло- гом темы. Тематика обсуждений имеет такие направления:
– Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.
– Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.
– Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностя- ми в развитии и социального окружения, возможные трудности.
Кроме психокоррекционных групп, специалисты Службы ор- ганизовывали родительские встречи или Клуб выходного дня. Эти встречи проводились два раза в месяц и проходили в форме семи- нарских занятий или досуговых мероприятий. На первой встрече в Клубе родителям предлагался список тем психологического и педагогического содержания, с просьбой отметить из них те, которые им наиболее важны, а также предлагалось дополнить список своими предложениями. В дальнейшем, на основе родительского запроса, выстраивалось тематическое планирование встреч с родителями. Необходимо отметить, что родители сами активно помогали в организации досуговой деятельности, они готовили экскурсии, пикники. Здесь важно обратить внимание на то, что родители имели возможность не только получать интересующую их информацию, но и пообщаться с другими родителями и детьми, отдохнуть вместе с другими.
В структуру деятельности психолога мы считаем необходимым включить также подготовку волонтеров для взаимодействия с ребенком и его семьей. В организации волонтерской поддержки участвовали все специалисты проекта. Роль психолога заключалась в том, чтобы психологически подготовить семью к сотруд- ничеству с волонтерами, разъяснить родителям и волонтерам правила ввода волонтера в семью, обучить тех и других способам эффективного взаимодействия. Кроме этого, специалист Службы (психолог) осуществлял сопровождение первого этапа связи во- лонтер – семья.
В ходе работы возникали определенные трудности, на кото- рые хотелось бы обратить внимание. В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с на- рушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т.к. их «ребенок пристроен». Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже вы- ступают инициаторами обращения в Службу, в меньшей степени нацелены на сотрудничество. Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога, не участвовали в клубах выходного дня, не посещали психокоррекционную группу.
Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отношения с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.
Литература
1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. М.: Просвещение, 2008.
2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
3. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: Права человека, 2003.
4. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Издательство ГНОМиД, 2000.
5. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.
6. Рязанова А. Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения // www.pravmir.ru.
7. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2006.

Источник: Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт. Методический сборник
Корректор  Л.И. Дергилёва
Компьютерная верстка  И.С. Гришанова

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.