Единая служба сопровождения семьи с ребенком-инвалидом – эффективная государственная поддержка Сторожук О.Г., юрист межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», г. Владимир Положение детей-инвалидов, людей с ограниченными возможностями в обществе является индикатором благополучия (или, вернее, неблагополучия) нашего общества. Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, сталкивается с множеством проблем с самого его рождения. Эти проблемы разнопланового характера и социальная жизнь такой семьи оказывается незащищенной. Поэтому такой семье необходима комплексная поддержка со стороны общества и государства. Ей важно знать, какую поддержку может оказать государство в вопросах воспитания, развития, обучения и реабилитации ребенка.
Государство гарантирует социальную защиту, предлагая соответствующие меры социальной поддержки. Так, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрены гарантии обеспечения жизнедеятельности инвалидов, включающие оказание медицинской помощи, реабилитацию, воспитание и образование, материальное обеспечение и социально-бытовое обслуживание. Помощь семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, призваны оказывать государственные учреждения и некоммерческие организации. Основными государственными учреждениями, оказывающими помощь семье, являются: • Учреждения в системе социальной защиты населения; • Учреждения в системе здравоохранения; • Учреждения системы образования. Но, как правило, семья ребенка-инвалида не знает о том, какая помощь может быть оказана, какие услуги предоставляет то или иное учреждение, не знает о своих правах и правах ребенка. 1 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ // СЗ от 27.11.1995, № 48, ст. 4563. Кроме этого, существуют такие государственные службы, которые могли бы оказывать существенную помощь ребенку- инвалиду и его семье. Это учреждения медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогическая комиссия. Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) призвана выявлять детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводить их комплексное обследование и давать рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Одним из направлений ПМПК является оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении. Комиссия должна оказывать содействие федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и участвовать в организации информационно- просветительской работы с населением. Но помощь психолого- медико-педагогической комиссии заканчивается на стадии выявления ребенка с ограниченными возможностями и выдачи ему рекомендации или направления по обучению. В свою очередь, учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет медико-социальную экспертизу, устанавливает инвалидность, ее причины, сроки. Кроме этого медико-социальной экспертизой устанавливается потребности инвалида в различных видах социальной защиты и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (далее – ИПР). Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности . 2 Ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ИПР ребенка-инвалида входит широкий спектр реабилитационных мероприятий, начиная от медицинской помощи и предоставления технических средств реабилитации, заканчивая мероприятиями психолого-педагогической и социальной реабилитации. Поэтому в зависимости от того, насколько правильно и полно составлена ИПР ребенка специалистами учреждения медико- социальной экспертизы, настолько полноценно и качественно будет реализована комплексная помощь ребенку-инвалиду и его семье. К сожалению, этот важный для реабилитации ребенка документ в реальности либо не составляется, либо составляется некачественно: программа разрабатывается не в полном объеме, вписываемые реабилитационные мероприятия не содержат исполнителей. Еще одной проблемой индивидуальной программы реабилитации является отсутствие механизма контроля выполнения реабилитационных мероприятий. В итоге, несмотря на то, что система поддержки ребенка- инвалида и его семьи законодательно предусмотрена, на практике семья получает неэффективную государственную поддержку. При оказании помощи ребенку и его семье необходимо ставить общую цель – обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, участие в жизни общества. Общая цель должна достигаться усилиями разных специалистов: психологов, логопедов, медиков, педагогов и т.д. Сама помощь ребенку-инвалиду должна быть семейно ориентированной и иметь вариативную методическую базу. Сопровождение семьи должно основываться на индивидуальном и междисциплинарном подходах. Поэтому координировать семью должна единая служба сопровождения семьи с ребенком-инвалидом. Эта служба должна базироваться на взаимодействии учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты. И нормативной базой к созданию такой службы может служить: • Положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное Приказом Минсоцзащиты РФ от 14.12.1994 г. №249, в рамках деятельности центра предусматривается проведение психолого-коррекционной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого- педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей; • Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 г. №52 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»; • Приказ Министерства здравоохранения от 25.11.2003 г. «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства». Целью совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов является создание единой системы комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства, основанной на внутри– и межведомственном взаимодействии с учетом принципов этапности и преемственности; • Утвержденное Постановлением Правительства от 12 сентября 2008 г. №666 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».
Источник: Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт. Методический сборник Корректор Л.И. Дергилёва Компьютерная верстка И.С. Гришанова
|