На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основные составляющие личностно-профессионального развития как фактор успешной продуктивной педагогической деятельности
Основные составляющие личностно-профессионального развития как фактор успешной продуктивной педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.В.Василевская

Школа призвана опережать общество, формировать гражданина завтрашнего дня, нести высокую культуру, интеллект туда, где возникает вакуум духовности, кризис морали, паралич общественной активности. Подготовить творчески мыслящего, обладающего определенным запасом знаний, не попирающего морально-этические нормы человека к жизни, вооружить инструментарием для решения проблемных ситуаций, принятия оптимальных решений – это главная задача учителя. Но выполнить ее может только творчески работающий педагог.
Профессиональная культура учителя объединяет в себе «все те личные качества, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий» [Е.А.Климов. Путь в профессию. Л., 1974 с. 143].

Индивидуальный стиль деятельности педагога – это то, какие конкретные способы и приемы он выбирает, как их сочетает, насколько творчески может подойти к решению проблемы.
Что же такое творчество? По мнению В.С.Решетько, данная категория рассматривается «как способность личности, обеспечивающая ее активность, а также основанная на ее внутренней потребности, полной отдаче всех духовных сил человека на пути прогнозирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности». [В.С.Решетько. Школа как саморазвивающая система. Мн., 1997 с.2627]. Объектом педагогического творчества является ученик.
Никто не рождается с профессиональными навыками, их необходимо формировать, развивать и совершенствовать, не останавливаться на достигнутом. Только тогда можно говорить о личностном развитии педагога. Составляющими такого развития являются:
• информированность и компетентность (учитель должен обладать знаниями по педагогике, психологии, физиологии, основам этики и эстетики, основам гигиены, социологии, экономике, политике, философии);
• осмысление (рефлексия) собственной деятельности (учителю необходимо владеть приемами анализа и синтеза, что способствует рождению новых идей);
• способность изучать опыт коллег и определенные идеи использовать в собственной практике;
• способность представлять собственный опыт (с этой целью учитель представляет материалы по самообразованию, составляет портфолио, дает открытые уроки, выступает на педагогическом совете, методическом объединении, семинарахпрактикумах и т.д.);
• желание и способность работать над повышением своего профессионального уровня (повышение квалификации педагога, присвоение категории);
• способность осознавать свою социальную роль, служебный статус (учителю необходимо постоянно работать над формированием личностных качеств «Бодрость духа, любовь к учащимся и высокий интерес к педагогическому делу, юмор и беспристрастность, восхищение достижениями других, свободная игра воображения характеризуют подлинных творцов педагогического дела» [Н.В.Кухарев, В.С.Решетько. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Часть II. Мн., 1996 с. 17];
• увлеченность (учитель – личность разносторонняя; постоянно открывать для себя новый мир, будь то рисование, танцы, художественное творчество и т.д. это необходимость, которая поможет в профессиональной деятельности).
Работа в учреждении образования нового типа не позволяет мне, как учителю, останавливаться на достигнутом. Программа по самообразованию «Система работы по использованию личностно ориентированного обучения на уроках белорусского языка и литературы» предусматривает изучение различных педагогических технологий, элементы которых использую на уроках и во внеклассной работе по предмету. В течение трех лет проведены открытые уроки для педагогов гимназии, методического объединения учителей-предметников, педагогов района в рамках методических фестивалей. На уровне гимназии обобщен опыт по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках белорусского языка и литературы». Являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарного направления в гимназии, что способствует активизации работы по обеспечению положительной динамики качества образования с опорой на теоретико-методические основы и передовой опыт. И как результат педагогической деятельности рассматриваю аттестацию на высшую квалификационную категорию. Постоянно находиться в поиске, изучать новое в педагогике и психологии, использовать опыт коллег, представлять свои педагогические «изюминки», занимать активную жизненную позицию – эти качества считаю главными для педагога.
Таким образом, личностное развитие учителя – это овладение в полном объеме педагогической культурой, ощущение своей деятельности как высокой миссии.

Литература
1. A.P. Борисевич «Ступени мастерства» MH., «Красико-Принт» 2008 г.
2. С. В. Белохвостова «К проблеме личности в образование» Образование и воспитание №12 2004 г,
3. Т. М. Мажикеев «Пирамида космоса саморазвития личности» Проблемы воспитания №1, 2007 г.

Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.