Т.М.Курган
Деятельность учителя является сложным по своему психологическому содержанию трудом, который требует четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний: в его работе не может быть стандартного выполнения, усвоенного однажды алгоритма действий, так как постоянно совершенствуются знания, которые учитель передает детям, изменяются сами ученики по мере их развития. Педагогическая деятельность является одним из видов творчества. Её следует квалифицировать как созидание, формирование человеческого в человеке. А. В. Луначарский писал: «Каждый педагог, когда он правильно понимает свою миссию, входя в класс, должен чувствовать, что совершает нечто торжественное, ибо он живёт в чуде преображения человечества».
Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день особенно учитель начальных классов должен обладать глубокими знаниями в психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни. Показателями квалификации и профессионализма для учителя являются умение разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, владение методами научно-исследовательской, экспериментальной работы, умение руководить творческими группами, наличие авторских разработок. Т.И.Шамова пишет: «…необходима подготовка учителя нового типа: не восторженно-игрового энтузиаста, а сурово-авторитетного учителя-психолога, гарантирующего достижение подавляющим большинством учеников осознанных и диагностируемых целей обучения»[6]. «Каким должен быть учитель?-спрашивает В.П. Беспалько. Главной отличительной характеристикой учителя является умение выбирать, разрабатывать (планировать) и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения. Этим, и не только этим, определяется мастерство учителя, и истинный учитель как специалист отличается от любого другого человека, случайно оказавшегося за учительским столом» [2]. Учитель начальных классов должен быть готов к использованию нововведений в учебном процессе. А эта готовность связана с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В современной педагогической литературе очень много трактовок профессиональных и личностных качеств учителя, определяющих его педагогическую деятельность. М.В.Кларин называет такие ведущие качества учителя, как искренний интерес к ребёнку, широту кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребёнка [3]. Ю.К.Бабанский, составляя классификацию профессионально значимых качеств, выделил следующие из них: требовательность к себе, педагогический такт, педагогическую ориентировку, чувство нового в педагогической деятельности, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, индивидуальный подход к учащимся, обеспечение межпредметных связей в обучении, умение эффективно выполнять планы, организовывать внеклассную работу, объединять свои действия с действиями родителей [1]. К.М.Левитаном была составлена шкала основных качеств, профессионально значимых для учителя, куда вошли высокий уровень владения предметом, умение передавать знания и навыки учащимся, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелательность, педагогический такт, умение организовать интересный урок, любовь к профессии, терпение, понимание детей, любовь к ним, справедливость, стремление к самосовершенствованию, чувство юмора, умение использовать технические средства обучения, принципиальность, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, музыкальные способности, умение организовывать внеклассную работу, эмоциональность, добросовестность [4]. Некоторые учёные пытались даже создать «модель идеального учителя» [5]. Главное качество учителя, на наш взгляд, это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. Но чтобы достичь учителю профессионализма в своём деле, оказывается, этих качеств недостаточно. В современном мире педагог, чтобы быть профессионально компетентным, должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности.
Литература 1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1981 3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игра и дискуссии. Рига: ИПП «Эксперимент», 1995 4. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990 5. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1990 / 6. ШамоваТ.И. Психологический анализ организационных проблем инновационной шкалы / Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994
Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.
|