На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции
Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Соколова Г. И.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Снижение внимания общества к проблемам воспитания детей в семье приводит к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать: рост подростковой наркомании, раннее материнство, внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми, социальное сиротство и т.п. (Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005).
Статистика наступившего 2012 года случаев самоубийства среди подростков свидетельствуют о недостаточном внимании в отечественной науке и практике к вопросам воспитания и формирования жизнеутверждающих отношений в семье. Наблюдается тенденция нарушения детско-родительских отношений и воспитательной функции самих родителей. Воспитание детей в семье сводится до примитивного уровня питания, одевания, наказания и отождествляется в большей мере с назиданиями и поучениями.

Все это не может не сказаться на социальном здоровье современной семьи. Оно настолько неблагоприятно, что семья в этих условиях не в состоянии в полной мере заниматься воспитанием своего ребенка. Кроме того, семья постоянно ощущает на себе негативное влияние всех изменений в обществе (молодёжная и подростковая субкультура), очередные общественные и государственные «преобразования», ее финансово-экономические «потрясения». Все это сказывается на приоритетах внутрисемейных отношений, сокращается время общения с ребенком, не реализуется в целом воспитательный потенциал семьи.
Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что она есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Она отражает, прежде всего, атмосферу и умение родителей выстроить педагогическое взаимодействие с ребёнком как ведущего фактора формирования его как личности.
Существуют различные по характеру требования родителей к построению взаимоотношений родителей и детей. Это, прежде всего:

  1. осознание родителями ответственности за воспитание ребенка и направленности воспитательных усилий на общечеловеческих ценности в дальнейшей жизни ребенка с учетом его личностных особенностей;
  2. психолого-педагогические представления отцов и матерей о методах воспитания детей в семье, способность применять их в соответствии с его особенностями, объективно оценивать и помогать ему в трудностях, уважать право на его самостоятельность.

Воспитательная функция является важной составляющей семейного организма, так как именно она придает всем другим функциям семьи смысловое содержание в формировании полноценного человека в будущем.
Начинать воспитание в семье ребенка надо как можно раньше. Роль семьи состоит в большей мере в передаче ребёнку «нравственного опыта» в жизни и способности ребенка сохранять и преумножать его в процессе интеграции в общество. Чтобы приобретённый им социальный опыт в семье не противоречил природе самого ребенка и нравственным постулатам общества.
Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, что становится в дальнейшем «образцом для подражания» в его собственном поведении. Опыт ребенка, приобретенный в семье в младшем возрасте, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру и людям.
Однако слабое взаимодействие семьи и школы также не в состоянии позитивно решать проблему социализации и защиты детей в той мере, как этого требуют сегодняшние обстоятельства. Старые структуры взаимодействия с семьёй распались, новые — службы социальной помощи проблемным детям и их семьям в школе создаются медленно, зачастую непрофессионально. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей между членами семьи и наследования семьей культурно-исторического опыта воспитания.
С другой стороны, школа, как ведущий институт социализации ребёнка, в силу тех же объективных трудностей, ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции — дать детям знания и отгораживается «железным занавесом» от проблем семьи и детей. В-третьих, слабые контакты службы социального сопровождения школы с семьёй проблемного ребенка и регуляции воспитательных отношений между родителями и детьми не формируют того должного уважения к семье, которое должно складывается в его возрасте. (Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 2010).
Школа за последние годы накопила немало педагогических технологий работы с семьёй, что позволяет осуществлять коррекцию заинтересованности и поведения родителей в отношении своих детей. Во всех случаях справедливо одно: какой бы проступок ни совершил ребенок, он нуждается в участии, сочувствии и помощи со стороны родителей, если он попадает в трудную жизненную ситуацию. Это первый шаг на пути к ребенку (Поташевская Т.Г. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. СПб., 2006).
Опрос большого количества родителей (46,3 %) показал, что большинство отцов и матерей за сохранение должности социального педагога и психолога в школе. Они понимают, что не могут без специалистов оказать им необходимую помощь. Разрешение этого возможно, на наш взгляд, при условии тесного взаимодействия ребенка, семьи и службы социального сопровождения школы.
Говоря о совместной работе школы и семьи по воспитанию детей, нельзя не сказать о наиболее эффективной форме социальной работы с семьёй, где есть проблемные дети. Имеется в виду активное участие родителей в жизни класса и того детского коллектива, где учатся или трудятся их дети. Речь идет не о механическом перемещении всей тяжести воспитательной работы с плеч классного руководителя на родителей, речь идет о создании единого разновозрастного «совета» или «ядра», объединенного единством целей в социальном сопровождении и поддержке тех подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации и дома, и в школе.
Исследования проведенные среди учащихся 5-10 классов в школах Санкт-Петербурга, подтверждают тенденцию ухудшения отношений между родителями и детьми, особенно в возрасте 12-14 лет («отношения плохие — 13 %, могли быть лучше — 21 %»). Работа с семьёй, где есть проблемные дети, становится одним из важных направлений работы социального педагога в школе.
Таблица

Критерий оценки отношений

12-14 лет

15-16 лет

Отношения хорошие

46 %

34 %

Отношения могли бы быть и лучше

21 %

28 %

Отношения плохие

13 %

14 %

Иногда лучше, иногда хуже

20 %

24 %

 

Привлечение родителей и интересных людей, близких семье, к руководству кружками и спортивными секциями, к организации походов и экскурсии, детских праздников и соревнований усиливает не только само наставничество. В этом случае семья становится еще одним важным фактором социального воздействия на физическое, психическое и социальное развитие ребенка в целом. В этом случае успешнее идёт процесс формирования позитивных детско-родительских отношений.
Исследование опыта совместной работы школы, семьи и социальных центров по реабилитации проблемных детей показывает следующее: чем активнее семья взаимодействует со службой социального сопровождения, тем выше их культура семейного воспитания.
Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.