Цель: выявление эмоционального отношения школьников к учителю, одноклассникам и т.д.
Материал: цветные карточки из теста М. Люшера. Процедура проведения теста 1. Перед учащимися класса раскладываются карточки. Им предлагается выбрать цвет, который ассоциируется с определенным лицом (например, с любимым учителем) или с определенной ситуацией.
2. Протоколируются номера выбранных карточек. 3. Обработка данных: подсчитывается число выборов одинакового цвета и рассчитывается их процентное соотношение. 4. Представление результатов. Результаты целесообразно представить в виде таблицы, гистограммы или цветового круга. Данные о цветовых выборах учащихся 4-го класса (в %)
С кем или с чем цвет ассоциировался |
Номера цветных карточек
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Любимый учитель
|
3,6
|
43
|
3,6
|
32
|
7
|
7
|
3,6
|
0
|
Класс, в котором я учусь
|
8
|
27
|
3
|
35
|
12
|
3
|
3
|
12
|
Социальная ситуация
|
60
|
4
|
0
|
4
|
0
|
0
|
0
|
32
|
Эти же данные можно представить в виде гистограмм.
5. Интерпретация данных: целесообразно иметь результаты «окраски» различных ситуаций, разных людей. На основании доминирования цвета можно выявить как положительный, так и отрицательный эмоциональный настрой. Точкой отсчета могут служить данные отношений к любимому учителю. Как видно из таблицы, доминирующими являются синий и красный цвета, соответственно означающие покой и активность; в следующей позиции находятся желтый и фиолетовый, означающие соответственно «ожидание счастья» и «доверительность». Наличие серого и коричневого может свидетельствовать об отсутствии любимого учителя у некоторых учеников. Цветовая гамма «класса, в котором я учусь» в целом выглядит положительной, поскольку темные цвета (черный, серый и коричневый) представлены низкими процентами. Значительно хуже выглядит цветовой портрет социальной ситуации, который явно неблагополучен, поскольку в подавляющем большинстве это серый и черный цвета и лишь очень незначительно представлены синий и красный. Таким образом, при соотнесении цветовых выборов различных событий или людей можно определить относительную валидность используемого метода, поскольку полученный результат выглядит логически оправданным.
|