На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Гендерные особенности управления эмоциями в юношеском возрасте
Гендерные особенности управления эмоциями в юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кулганов В. А., Самуйлова Н. Н.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В современной психологической науке в качестве одной из предпосылок психического и физического здоровья некоторыми исследователями рассматривается эмоциональный интеллект, как интегративная способность к пониманию и управлению эмоциями [Андреева И.Н., 2008; Boyatzis R., Goleman D., 2000; Ciarochi J., Deane Fr.P., Anderson S.,2002; Salovey P., 2000]. В процессе его актуализации одним из наиболее значимых аспектов является эффективное управление эмоциями. Развитой форме эмоционального интеллекта присуще знание о том, «как изменить своё негативное настроение на позитивное» [Власова О., 2005].
Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для развития здоровой личности. Традиционное воспитание обязывает ребёнка и подростка преодолевать страх, раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева.

Между тем, внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального напряжения. Привычка подавлять собственные негативные эмоции делает бессмысленными и неэффективными рефлексию и самоанализ, приносит вред психическому и физическому здоровью. А. Маслоу отмечал, что, избегая сильных эмоций, мы приходим к десакрализации большей части личных ценностей, к чрезмерной интеллектуализации собственной жизни [Фрейджер Р., 2004].
Управление эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой их проявления [Рейковский Я., 1979].
Было выдвинуто предположение о том, что способности к управлению собственными эмоциями в юношеском возрасте имеют гендер-ные различия. Изучению их, а также факторов, оптимизирующих этот процесс, посвящено данное исследование.
Обследованы учащиеся 11 класса гимназии №343 г. Санкт-Петербурга — 34 человека в возрасте 16-17 лет (16 юношей и 18 девушек).
Были использованы шкалы теста эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В. Люсина: «ВУ» — управление своими эмоциями и «ВЭ» — контроль внешней экспрессии. Автор данной методики интерпретирует способность к управлению своими эмоциями как возможность и потребность вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Контроль экспрессии понимается как способность контролировать внешние проявления своих эмоций [Люсин Д.В.,2009]. Также использовали методики, диагностирующие состояние тревожности (опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера, адаптация А.Д. Андреева); агрессивности (опросник Басса-Дарки); методика самооценки эмоциональных состояний (модифицированная методика Дембо) и результаты анкетирования старшеклассников. Диагностику принятия других людей проводили по шкале Фейя. Затем была проведена статистическая обработка результатов исследования.
Не было выявлено гендерных различий по параметрам «Управление собственными эмоциями» и «Контроль внешней экспрессии».
Далее был проведен корреляционный анализ показателей переменных управления эмоциями, психо-эмоциональными состояниями и социальных установок отдельно для мужской и женской выборок.
Для всех учащихся выпускного класса важную роль в овладении своими эмоциями играет познавательная активность. Это позволяет предполагать связь компонентов эмоционального интеллекта с общим интеллектом. Для обеих подгрупп устойчиво выделяется тенденция к управлению собственной тревожностью. При этом стоит отметить, что для юношей это особенно значимо.
Подтвердился тот факт, что девушки стремятся взять под контроль собственные проявления агрессии и чувство вины, что не актуально для юношей. Это подтверждают данные имеющихся исследований о том, что девушки особенно стараются оградить себя от агрессивных проявлений [Архипова Н.А., 2005], тогда как юноши не стремятся справляться с собственной агрессией, а также с переживаниями, связанными с чувством вины. Исследователями ранее уже отмечалось, что фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее, и они значительно реже говорят об этом чувстве, чем женщины [Ильин Е.П., 2010; Куликов Л.В., 1997].
Показано, что юноши, способные хорошо управлять своими чувствами, готовы принимать других людей такими, как они есть, с их достоинствами и недостатками. Не исключено также, что сама по себе установка на принятие других помогает им в эмоциональной саморегуляции. У девушек такой взаимосвязи не обнаружено. Для них более значимо такое личностное свойство, как самостоятельность. Самостоятельные девушки качественнее управляют своими чувствами. В свою очередь, возможность управления своими чувствами делает девушек более независимыми.
В мужской выборке более значимый параметр — контроль внешней экспрессии эмоций. Беря под контроль свою экспрессию, юноши лучше управляют своим поведением, легче справляются с тревожностью, гневом и раздражением; более тактичны и гибки в ситуациях межличностного взаимодействия. Следует также обратить внимание на чувство удовлетворения, которое они испытывают от успешного контролирования внешних проявлений своей экспрессии. Об этом свидетельствуют переживания чувства радости, сопровождающие этот процесс. По данным, имеющимся в литературе, эмоциональность (т.е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинакова. Различна лишь степень их внешнего выражения. Контроль экспрессии имеет большее социальное значение для мужчин, нежели для женщин. Мужчины, способные лучше контролировать собственную экспрессивность, социально адаптивны [Ильин Е.П., 2010].
Выяснено также, что контролируя внешнюю экспрессию, девушки не ставят под контроль тревогу и не улучшают свои коммуникативные способности, а только лишь подавляют у себя гнев, злость и раздражение. Известно, что у женщин существует запрет на выражение гнева [Сальваггио Р., 1996]. Вероятно, для того чтобы демонстрировать социально приемлемое поведение, девушкам достаточно контролировать внешние проявления своих негативных эмоций.

Учёт выявленных в результате данного исследования гендерных особенностей эмоционального переживания и контроля над эмоциями позволит школьному психологу более эффективно выстраивать психологическое сопровождение выпускников, их педагогов и родителей.
Источник:Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.