Страница 1 из 3 Эмоциональное развитие как один из путей сохранения психического здоровья детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
О.В.Позняк
Приоритетным направлением деятельности нашего центра при организации процесса обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития является обеспечение здоровьесберегающего потенциала. Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья. Психика тесным образом взаимосвязана с эмоциями.
Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в дефицитарных условиях вследствие действия органического нарушения. Эмоциональная же сфера этих детей более сохранна. Факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.
- В нашем центре обучаются десять детей с различными типами нарушений (детский церебральный паралич, умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность, синдром Дауна). Для каждого ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Одним из основных структурных компонентов этой программы является раздел "Эмоциональное развитие". Несмотря на то, что задача формирования адекватных эмоциональных проявлений проходит через каждый раздел индивидуальной программы, в силу как первичных, так и вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с комбинированными нарушениями этот раздел выделяется отдельно. Работа начинается с диагностического обследования эмоциональной сферы ребёнка, которое возможно только после установления положительного взаимодействия с ним. При диагностике обращается внимание на то, как ребёнок ведёт себя на занятии, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как воспринимает окружающую действительность, какие формы переживания преобладают в его эмоциональной сфере. Ведётся наблюдение за его движениями, мимикой, голосом, настроением, готовностью к коммуникации с педагогом. Для диагностики используются разнообразные игрушки, фотографии, картинки с цветным и (или) чёрно-белым изображением. На картинках возможно изображение разнообразных ситуаций, предполагающих определённую реакцию ребёнка. По результатам обследования определяются основные направления коррекции эмоциональной сферы.
- Содержание раздела "Эмоциональное развитие" направлено на формирование именно таких навыков, на основе которых строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения ребёнка с особенностями психофизического развития. Основной целью данного раздела является формирование положительных эмоциональных реакций как на занятиях, так и в повседневной жизни.
В центре также разработана и используется на коррекционных занятиях педагогом-психологом тренинговая программа эмоционального развития детей с особенностями психофизического развития "Азбука эмоций". Тренинг помогает в работе по гармонизации эмоциональной сферы детей с особенностями в развитии и рассчитан на старший возраст детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Цель этого тренинга – помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, развивать умение управлять своими чувствами, организовать свое поведение. В программе взяты три основных эмоции: "Радость", "Грусть", "Злость (гнев)". Включено и состояние "Спокойствие". Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость В начале необходимо вызывать и закреплять у ребенка положительные эмоции. Поэтому первое состояние, с которым знакомятся дети, – это "Радость". При изучении других эмоций всегда возвращаемся к "Радости", заканчивать каждое занятие необходимо в хорошем настроении. Еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал: "Что я слышу – я забываю. Что я вижу – я помню! Что я делаю – я понимаю". Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено, прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Исходя из этого, подбирались следующие методы обучения: этюды, упражнения (подражательно-исполнительного характера), подвижные игры, чтение художественных произведений, рисование. Все занятия начинаются с приветствия и сплочения группы. К каждому занятию подбираются картинки и задания по изучаемой теме. Задания усложняются постепенно, от простых ("покажи на рисунке детей, которые радуются") до более сложных ("объясни, какое настроение у детей"). Изучение и закрепление некоторых тем идет параллельно, происходит сравнение полярных эмоций. Все задания подбираются, исходя из индивидуальных возможностей детей с целью, что ребенок научится правильно применять их в окружающей ситуации. Тем самым он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. Возможно, со временем изменятся в лучшую сторону и его отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром. Таким образом, в ходе проводимых занятий решаются следующие задачи: дети учатся замечать эмоциональное состояние других людей, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, воспроизводить и анализировать собственные эмоции, а также управлять своим эмоциональным состоянием. Сохранению положительного эмоционального фона, закреплению полученных навыков, приобретенных на коррекционных занятиях с педагогом-психологом, способствует оздоровление детей-инвалидов, обучающихся в нашем центре, в летнем оздоровительном лагере, который действует вот уже на протяжении четырех лет. Все проводимые мероприятия, экскурсии на природу, работа в кружках, конкурсы, подвижные игры, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей с особенностями психофизического развития. Каждый день посвящён определённой теме, например, "День весёлых состязаний", "День фантазёров", "День знаний и открытий", "Музыкальные ритмы" и др. Специалисты центра стараются подбирать игры, упражнения, соответствующие возможностям наших детей и вызывающие у них только положительные эмоции. Организация правильного питания в определённое время, соблюдение режимных моментов, чередование труда и отдыха, обязательное проведение утренней зарядки, ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Стало традиционным совместное проведение праздников с родителями и детьми-инвалидами: "День Матери", "Праздник осени", "Праздник детства", "Новый год" с приглашением гостей из Дома детского творчества, БРСМ, территориального Центра социального обслуживания населения Миорского района. Встреча с любимыми сказочными героями, исполнение песен, небольших стихов, поздравление родителей с вручением подарков, изготовленных самими детьми, участие в конкурсах, музыкальных играх – всё это способствует развитию положительных эмоций. Проведение коррекционных занятий, уроков, диагностическое обследование невозможно без наличия качественного наглядного материала, развивающих игр и игрушек, поэтому укрепление материальной базы направлено прежде всего на приобретение необходимых средств для работы с детьми-инвалидами. Так, в этом году за спонсорские средства, а также деньги, выделенные отделом образования, были закуплены новые игрушки, конструкторы, развивающие игры, обучающие пособия, мягкие модули, спортивное оборудование. И самое главное, созданию таких условий эмоциональной среды в нашем центре, при которых ребёнок может испытывать чувство индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, способствуют слаженные действия команды специалистов: учителей-дефектологов, педагога-психолога, педагога социального, медицинского работника, воспитателя, помощника воспитателя – людей, обладающих такими качествами, как доброта, милосердие, терпимость.
|