На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4
Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний
Все страницы

Эмоциональное развитие как один из путей сохранения психического здоровья детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

О.В.Позняк

Приоритетным направлением деятельности нашего центра при организации процесса обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития является обеспечение здоровьесберегающего потенциала. Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья. Психика тесным образом взаимосвязана с эмоциями.

 

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в дефицитарных условиях вследствие действия органического нарушения. Эмоциональная же сфера этих детей более сохранна. Факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.

  • В нашем центре обучаются десять детей с различными типами нарушений (детский церебральный паралич, умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность, синдром Дауна). Для каждого ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Одним из основных структурных компонентов этой программы является раздел "Эмоциональное развитие". Несмотря на то, что задача формирования адекватных эмоциональных проявлений проходит через каждый раздел индивидуальной программы, в силу как первичных, так и вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с комбинированными нарушениями этот раздел выделяется отдельно. Работа начинается с диагностического обследования эмоциональной сферы ребёнка, которое возможно только после установления положительного взаимодействия с ним. При диагностике обращается внимание на то, как ребёнок ведёт себя на занятии, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как воспринимает окружающую действительность, какие формы переживания преобладают в его эмоциональной сфере. Ведётся наблюдение за его движениями, мимикой, голосом, настроением, готовностью к коммуникации с педагогом. Для диагностики используются разнообразные игрушки, фотографии, картинки с цветным и (или) чёрно-белым изображением. На картинках возможно изображение разнообразных ситуаций, предполагающих определённую реакцию ребёнка. По результатам обследования определяются основные направления коррекции эмоциональной сферы.
  • Содержание раздела "Эмоциональное развитие" направлено на формирование именно таких навыков, на основе которых строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения ребёнка с особенностями психофизического развития. Основной целью данного раздела является формирование положительных эмоциональных реакций как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В центре также разработана и используется на коррекционных занятиях педагогом-психологом тренинговая программа эмоционального развития детей с особенностями психофизического развития "Азбука эмоций". Тренинг помогает в работе по гармонизации эмоциональной сферы детей с особенностями в развитии и рассчитан на старший возраст детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Цель этого тренинга – помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, развивать умение управлять своими чувствами, организовать свое поведение.
В программе взяты три основных эмоции: "Радость", "Грусть", "Злость (гнев)". Включено и состояние "Спокойствие". Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость
В начале необходимо вызывать и закреплять у ребенка положительные эмоции. Поэтому первое состояние, с которым знакомятся дети, – это "Радость". При изучении других эмоций всегда возвращаемся к "Радости", заканчивать каждое занятие необходимо в хорошем настроении.
Еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал: "Что я слышу – я забываю. Что я вижу – я помню! Что я делаю – я понимаю". Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено, прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Исходя из этого, подбирались следующие методы обучения: этюды, упражнения (подражательно-исполнительного характера), подвижные игры, чтение художественных произведений, рисование.
Все занятия начинаются с приветствия и сплочения группы. К каждому занятию подбираются картинки и задания по изучаемой теме. Задания усложняются постепенно, от простых ("покажи на рисунке детей, которые радуются") до более сложных ("объясни, какое настроение у детей"). Изучение и закрепление некоторых тем идет параллельно, происходит сравнение полярных эмоций.
Все задания подбираются, исходя из индивидуальных возможностей детей с целью, что ребенок научится правильно применять их в окружающей ситуации. Тем самым он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. Возможно, со временем изменятся в лучшую сторону и его отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром. Таким образом, в ходе проводимых занятий решаются следующие задачи: дети учатся замечать эмоциональное состояние других людей, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, воспроизводить и анализировать собственные эмоции, а также управлять своим эмоциональным состоянием.
Сохранению положительного эмоционального фона, закреплению полученных навыков, приобретенных на коррекционных занятиях с педагогом-психологом, способствует оздоровление детей-инвалидов, обучающихся в нашем центре, в летнем оздоровительном лагере, который действует вот уже на протяжении четырех лет. Все проводимые мероприятия, экскурсии на природу, работа в кружках, конкурсы, подвижные игры, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей с особенностями психофизического развития. Каждый день посвящён определённой теме, например, "День весёлых состязаний", "День фантазёров", "День знаний и открытий", "Музыкальные ритмы" и др. Специалисты центра стараются подбирать игры, упражнения, соответствующие возможностям наших детей и вызывающие у них только положительные эмоции. Организация правильного питания в определённое время, соблюдение режимных моментов, чередование труда и отдыха, обязательное проведение утренней зарядки, ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Стало традиционным совместное проведение праздников с родителями и детьми-инвалидами: "День Матери", "Праздник осени", "Праздник детства", "Новый год" с приглашением гостей из Дома детского творчества, БРСМ, территориального Центра социального обслуживания населения Миорского района. Встреча с любимыми сказочными героями, исполнение песен, небольших стихов, поздравление родителей с вручением подарков, изготовленных самими детьми, участие в конкурсах, музыкальных играх – всё это способствует развитию положительных эмоций.
Проведение коррекционных занятий, уроков, диагностическое обследование невозможно без наличия качественного наглядного материала, развивающих игр и игрушек, поэтому укрепление материальной базы направлено прежде всего на приобретение необходимых средств для работы с детьми-инвалидами. Так, в этом году за спонсорские средства, а также деньги, выделенные отделом образования, были закуплены новые игрушки, конструкторы, развивающие игры, обучающие пособия, мягкие модули, спортивное оборудование.
И самое главное, созданию таких условий эмоциональной среды в нашем центре, при которых ребёнок может испытывать чувство индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, способствуют слаженные действия команды специалистов: учителей-дефектологов, педагога-психолога, педагога социального, медицинского работника, воспитателя, помощника воспитателя – людей, обладающих такими качествами, как доброта, милосердие, терпимость.


 

Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью как средство формирования адаптивного поведения и укрепления психологического здоровья

Т.Ю.Радкевич

Понятие "здоровье" характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Несмотря на простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психологического и духовного бытия человека в мире.
По классификации Всемирной организации здравоохранения, здоровье бывает соматическим, психическим, социальным.
Понятие психического здоровья – одно из наиболее остро обсуждаемых в психологии личности.
Почти во всех психологический словарях термин "психическое здоровье" отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.
Развитие общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию.
Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях с особенностями психофизического развития, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, зачастую нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей.
Развитие личности – одно из важнейших направлений в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Цель коррекции личности заключается в формировании социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности.
Адаптивное поведение представляет совокупность некоторых аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процесса приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение рассматриваются в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования влечет за собой трудности в процессе приспособления.
Л.С.Выготский подчеркивал, что в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальная недостаточность является состоянием, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Она проявляется как основная трудность в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией способностей личности.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить ребенка к самостоятельной, не зависимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей вспомогательной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию такого ребенка в общество, сделать ее (адаптацию) максимально успешной, благополучной. Наряду с направленностью всех предметов вспомогательной школы на решение этой задачи, в учебный план введен и специальный предмет – "Социально-бытовая ориентировка", само название которого заключает в себе его главную цель – социально-бытовую ориентировку детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у учащихся необходимых для этого знаний и умений.
Основой эффективности процесса усвоения социально-бытовых знаний и умений у детей является их общее развитие. Средством повышения уровня развития ребенка с интеллектуальными нарушениями служит коррекция и компенсация недостатков его развития. Коррекция стимулирует развитие, повышая на этой основе возможности ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обучении. Поэтому на каждом занятии педагог должен создавать условия, способствующие коррекции развития детей.
Одним из таких условий является применение мультимедийных средств при организации занятий по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Мультимедийные средства – это любые комбинации текста, графических изображений, звука, анимации и видео, которые представляются с помощью компьютера или другой электронной техники. Они заключают в себе широкие возможности для активизации психических процессов ребенка и особенно для операциональных компонентов его мышления, создают благоприятную среду для формирования навыков переноса и являются условием перехода с наглядного уровня мышления на абстрактный.
Применение в работе с учащимися персонального компьютера предоставляет возможность изменить в положительную сторону содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, развитию познавательных способностей учащихся, улучшению организации учебного процесса.
Применение мультимедийных средств в работе с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью обеспечивает индивидуальный подход в учебной деятельности к каждому из них с учетом темпа и ведущего способа усвоения знаний, а также специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Целесообразность использования мультимедийных средств в обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью заключается в создании у ребенка модели взаимодействия с персональным компьютером, который является источником информации, необходимой для усвоения учебного материала предмета. Эта модель обусловлена триадой: компьютер – учитель – ученик. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребенка.
В соответствии с этими особенностями педагог должен четко осуществлять выбор форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта учащимся с интеллектуальной недостаточностью, а также техническое (технологическое) сопровождение этого процесса. Это свидетельствует о необходимости разработки педагогической технологии, которая будет включать в себя цель и промежуточный продукт каждого этапа педагогической деятельности, позиции взрослых - участников педагогического взаимодействия, направления и линии развития, материал и методы реализации этих линий в педагогическом процессе, а также методики и методическое обеспечение.
Технология формирования знаний с использованием мультимедийных средств в процессе обучения школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью отдельным предметам учебного плана, в частности, в процессе занятий по социально-бытовой ориентировке не разработана.
В связи с этим возникает необходимость в проведении специального исследования, направленного на решение этой проблемы, основная цель которого научно обосновать, разработать, апробировать и внедрить в практику специального образования педагогическую технологию социально-бытовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием мультимедийных средств.


 

Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний

О.А.Розуменко

Кризисные ситуации встречаются в жизни каждого человека. Их преодоление зависит от многих факторов. Задача школьной психологической службы – предугадать возможные сложные этапы в развитии учеников и оказать им досрочную помощь. Дети и родители должны знать, как поступать в конкретных ситуациях, иметь навык построения позитивных форм общения.
Я хочу представить три направления психологической работы нашей школы:

  • психологическое сопровождение 1 класса (программа "Адаптация – 1");
  • программа развивающих занятий по психологии в 5 классе;
  • психологическая подготовка к экзаменам.

Основная их цель – адаптация к новым условиям обучения; формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье. Система работы направлена на изучение особенностей учеников, развитие адекватных ситуации навыков поведения и общения.
Цель программы " Адаптация – 1" – психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1 класса. Задачи программы:

  • изучение индивидуальных психологических особенностей детей 6-7 лет;
  • оказание помощи детям адаптироваться к школьной жизни;
  • развитие навыков общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения;
  • привлечение к проведению занятий родителей, учителя начальных классов.

Предварительная работа с будущими первоклассниками и их родителями помогает выявить индивидуальные особенности детей, при необходимости провести коррекцию. Для диагностики готовности детей к школьному обучению используются материалы Кушнир Н.Я., тест Керна-Йерасика и другие материалы. Родители получают консультации по развитию ребёнка, рекомендации по работе с "Индивидуальной программой развития". В работе практикуем проведение развивающих занятий для дошкольников совместно с родителями.
Развивающие занятия по психологии в 1 классе проводятся с целью развития познавательной активности детей, помощи в формировании социальной позиции школьника, развития навыков общения. В процессе занятий дети развивают память, внимание, умственные способности, тонкую моторику руки, учатся слушать и выражать свои мысли.
Консультации и практические занятия с родителями проходят по следующим тематикам: "Обучение родителей методам развития ребёнка, подготовки его к школе", "Пути развития ребёнка", "Психофизические особенности детей шестилетнего возраста", "Становление личности младшего школьника", "Моя семья" (практические занятия для родителей и детей), "Вот какими мы стали" (праздник родителей и детей).
Результаты реализации программы рассматриваются на совещаниях, педсоветах, принимаются рекомендации.
Обучение в 5 классе – особый период в жизни каждого школьника. Дети сталкиваются с новыми условиями обучения, привыкнуть к которым не так просто. В нашей школе с 2002 г. работает факультатив по психологии для учеников 5 классов. В настоящее время я работаю по Экспериментальной программе "Я и Мы".
Факультатив по психологии "Я и Мы" в 5 классе проводится с целью:
адаптации детей к новым условиям обучения
активизации познавательной деятельности учеников
развития навыков общения.
Занятия направлены на формирование знаний об общении; развитие познавательной деятельности детей; развитие рефлексии и эмпатии; формирование положительной Я – концепции; сплочение классного коллектива – Мы. Ученики должны научится ценить свои достоинства, знать свои особенности и уметь жить в коллективе.
Содержание занятий ориентируется на результаты диагностики и наблюдений психолога. Факультатив проводятся с помощью активных форм и методов: социально-психологический тренинг; ролевые игры; арт- терапия; психогимнастика; песочная терапия; конкурсы, презентации, путешествия; моделирование и разрешение ситуаций общения.
Занятия тренинга проходят в кругу. Дети видят глаза друг друга. Учатся общаться открыто, понимать и принимать другого. Тренинг – это интерактивная форма занятий, т.к. каждый является активным участником.
На занятиях мы используем принцип Услышать, Увидеть, Сделать. Дети проговаривают свои мнения, чувства, представляют их наглядным образом. Новые идеи превращают обычную серость в доброе и яркое солнышко.
Использование на занятиях приёмов арт-терапии позволяет выразить мысли и чувства средствами искусства: живописи, музыки, танца. Дети учатся верить в свои силы, выражать себя различными способами. Любимое упражнение – "Мой родны кут". Ученики подбирают стихотворение и сами рисуют к нему рисунок, представляют свою композицию. Вместе мы учимся не только правильно рисовать или писать сочинение, а создавать состояние вдохновения. Лучшие работы принимают участие в школьных и районных конкурсах.
На занятиях мы также учимся понимать произведения профессионалов, например, упражнение "Живая картина" из серии "Путешествие в мир искусства".
Арт-терапия увлекает самых непоседливых, работа с красками снимает эмоциональное напряжение, способствует развитию креативности.
Песочная терапия – самый древний и одновременно самый современный вид психологической терапии. Эффективна в применении с детьми различного возраста, в решении различных учебных задач: снятие эмоционального и физического напряжения; решение конфликтных ситуаций; диагностика; развитие творческих и коммуникативных способностей.
В работе использую компьютерные технологии. На занятиях дети осваивают логические игры, оформляют свои идеи на компьютере, учатся работать в команде. Мы часто проводим конкурсы творческих работ, готовим поздравления для родственников и учимся их вручать. Наиболее интересными являются конкурсы компьютерной графики, КТД: "Маміна сонейка", конкурс сочинений "О маме".
Коммуникативные игры сплачивают детей, учат отстаивать своё мнение, решать неожиданные задачи. Любимые игры – "В одной лодке", "Путешествие на воздушном шаре". Формирование положительной Я-концепции реализуется через участие в конкурсах, конференциях, презентациях, тренингах.
Сдача экзамена – особое событие в жизни большинства выпускников. Экзамен требует мобилизации физических, умственных, психологических сил. Одна из задач учителей и экзаменаторов – оказать психологическую помощь и поддержку при подготовке и сдаче экзаменов.
Психологическая помощь при подготовке к экзаменам реализуется через:

  • групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности; тревожных детей);
  • индивидуальные консультации выпускников;
  • индивидуальные и групповые консультации родителей;
  • оставление рекомендаций, памяток для детей и родителей.

Все мы знаем, что волнение – верный спутник экзаменов. Волнение бывает разное. Одних оно мобилизирует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. У первых во время стресса эффективность деятельности возрастает ("стресс льва"), у других она падает почти до нуля ("стресс кролика"). Перед экзаменом ученикам рекомендуем применять приёмы самонастройки (отработанные заранее), аутотренинга, релаксации. Педагогам рекомендуем поддерживать школьников своим видом, ободряющими и успокаивающими словами.
Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена невелики, но всё же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Это легко учителю, знакомому с детьми. Экзаменатор на тестировании также может заметить некоторые явные затруднения и оказать психологическую поддержку. Разработаны приёмы психологической помощи детям с различными психологическими особенностями.

Результатом проводимой работы является:

  • Стабильная успешная адаптация учеников 1 и 5 классов
  • Сплочение классного коллектива
  • Приобретение учениками новых навыков общения
  • Снижение уровня тревожности
  • Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя
  • Активная жизненная позиция
  • Творческий подход к решению жизненных задач

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.