На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4 - Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4 - Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4
Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний
Все страницы

 

Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью как средство формирования адаптивного поведения и укрепления психологического здоровья

Т.Ю.Радкевич

Понятие "здоровье" характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Несмотря на простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психологического и духовного бытия человека в мире.
По классификации Всемирной организации здравоохранения, здоровье бывает соматическим, психическим, социальным.
Понятие психического здоровья – одно из наиболее остро обсуждаемых в психологии личности.
Почти во всех психологический словарях термин "психическое здоровье" отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.
Развитие общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию.
Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях с особенностями психофизического развития, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, зачастую нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей.
Развитие личности – одно из важнейших направлений в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Цель коррекции личности заключается в формировании социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности.
Адаптивное поведение представляет совокупность некоторых аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процесса приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение рассматриваются в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования влечет за собой трудности в процессе приспособления.
Л.С.Выготский подчеркивал, что в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальная недостаточность является состоянием, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Она проявляется как основная трудность в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией способностей личности.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить ребенка к самостоятельной, не зависимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей вспомогательной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию такого ребенка в общество, сделать ее (адаптацию) максимально успешной, благополучной. Наряду с направленностью всех предметов вспомогательной школы на решение этой задачи, в учебный план введен и специальный предмет – "Социально-бытовая ориентировка", само название которого заключает в себе его главную цель – социально-бытовую ориентировку детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у учащихся необходимых для этого знаний и умений.
Основой эффективности процесса усвоения социально-бытовых знаний и умений у детей является их общее развитие. Средством повышения уровня развития ребенка с интеллектуальными нарушениями служит коррекция и компенсация недостатков его развития. Коррекция стимулирует развитие, повышая на этой основе возможности ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обучении. Поэтому на каждом занятии педагог должен создавать условия, способствующие коррекции развития детей.
Одним из таких условий является применение мультимедийных средств при организации занятий по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Мультимедийные средства – это любые комбинации текста, графических изображений, звука, анимации и видео, которые представляются с помощью компьютера или другой электронной техники. Они заключают в себе широкие возможности для активизации психических процессов ребенка и особенно для операциональных компонентов его мышления, создают благоприятную среду для формирования навыков переноса и являются условием перехода с наглядного уровня мышления на абстрактный.
Применение в работе с учащимися персонального компьютера предоставляет возможность изменить в положительную сторону содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, развитию познавательных способностей учащихся, улучшению организации учебного процесса.
Применение мультимедийных средств в работе с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью обеспечивает индивидуальный подход в учебной деятельности к каждому из них с учетом темпа и ведущего способа усвоения знаний, а также специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Целесообразность использования мультимедийных средств в обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью заключается в создании у ребенка модели взаимодействия с персональным компьютером, который является источником информации, необходимой для усвоения учебного материала предмета. Эта модель обусловлена триадой: компьютер – учитель – ученик. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребенка.
В соответствии с этими особенностями педагог должен четко осуществлять выбор форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта учащимся с интеллектуальной недостаточностью, а также техническое (технологическое) сопровождение этого процесса. Это свидетельствует о необходимости разработки педагогической технологии, которая будет включать в себя цель и промежуточный продукт каждого этапа педагогической деятельности, позиции взрослых - участников педагогического взаимодействия, направления и линии развития, материал и методы реализации этих линий в педагогическом процессе, а также методики и методическое обеспечение.
Технология формирования знаний с использованием мультимедийных средств в процессе обучения школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью отдельным предметам учебного плана, в частности, в процессе занятий по социально-бытовой ориентировке не разработана.
В связи с этим возникает необходимость в проведении специального исследования, направленного на решение этой проблемы, основная цель которого научно обосновать, разработать, апробировать и внедрить в практику специального образования педагогическую технологию социально-бытовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием мультимедийных средств.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.