На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4 - Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4 - Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 4
Социально-бытовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний
Все страницы

 

Психолого-педагогическое сопровождение особых периодов в жизни школьников как профилактика кризисных состояний

О.А.Розуменко

Кризисные ситуации встречаются в жизни каждого человека. Их преодоление зависит от многих факторов. Задача школьной психологической службы – предугадать возможные сложные этапы в развитии учеников и оказать им досрочную помощь. Дети и родители должны знать, как поступать в конкретных ситуациях, иметь навык построения позитивных форм общения.
Я хочу представить три направления психологической работы нашей школы:

  • психологическое сопровождение 1 класса (программа "Адаптация – 1");
  • программа развивающих занятий по психологии в 5 классе;
  • психологическая подготовка к экзаменам.

Основная их цель – адаптация к новым условиям обучения; формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье. Система работы направлена на изучение особенностей учеников, развитие адекватных ситуации навыков поведения и общения.
Цель программы " Адаптация – 1" – психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1 класса. Задачи программы:

  • изучение индивидуальных психологических особенностей детей 6-7 лет;
  • оказание помощи детям адаптироваться к школьной жизни;
  • развитие навыков общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения;
  • привлечение к проведению занятий родителей, учителя начальных классов.

Предварительная работа с будущими первоклассниками и их родителями помогает выявить индивидуальные особенности детей, при необходимости провести коррекцию. Для диагностики готовности детей к школьному обучению используются материалы Кушнир Н.Я., тест Керна-Йерасика и другие материалы. Родители получают консультации по развитию ребёнка, рекомендации по работе с "Индивидуальной программой развития". В работе практикуем проведение развивающих занятий для дошкольников совместно с родителями.
Развивающие занятия по психологии в 1 классе проводятся с целью развития познавательной активности детей, помощи в формировании социальной позиции школьника, развития навыков общения. В процессе занятий дети развивают память, внимание, умственные способности, тонкую моторику руки, учатся слушать и выражать свои мысли.
Консультации и практические занятия с родителями проходят по следующим тематикам: "Обучение родителей методам развития ребёнка, подготовки его к школе", "Пути развития ребёнка", "Психофизические особенности детей шестилетнего возраста", "Становление личности младшего школьника", "Моя семья" (практические занятия для родителей и детей), "Вот какими мы стали" (праздник родителей и детей).
Результаты реализации программы рассматриваются на совещаниях, педсоветах, принимаются рекомендации.
Обучение в 5 классе – особый период в жизни каждого школьника. Дети сталкиваются с новыми условиями обучения, привыкнуть к которым не так просто. В нашей школе с 2002 г. работает факультатив по психологии для учеников 5 классов. В настоящее время я работаю по Экспериментальной программе "Я и Мы".
Факультатив по психологии "Я и Мы" в 5 классе проводится с целью:
адаптации детей к новым условиям обучения
активизации познавательной деятельности учеников
развития навыков общения.
Занятия направлены на формирование знаний об общении; развитие познавательной деятельности детей; развитие рефлексии и эмпатии; формирование положительной Я – концепции; сплочение классного коллектива – Мы. Ученики должны научится ценить свои достоинства, знать свои особенности и уметь жить в коллективе.
Содержание занятий ориентируется на результаты диагностики и наблюдений психолога. Факультатив проводятся с помощью активных форм и методов: социально-психологический тренинг; ролевые игры; арт- терапия; психогимнастика; песочная терапия; конкурсы, презентации, путешествия; моделирование и разрешение ситуаций общения.
Занятия тренинга проходят в кругу. Дети видят глаза друг друга. Учатся общаться открыто, понимать и принимать другого. Тренинг – это интерактивная форма занятий, т.к. каждый является активным участником.
На занятиях мы используем принцип Услышать, Увидеть, Сделать. Дети проговаривают свои мнения, чувства, представляют их наглядным образом. Новые идеи превращают обычную серость в доброе и яркое солнышко.
Использование на занятиях приёмов арт-терапии позволяет выразить мысли и чувства средствами искусства: живописи, музыки, танца. Дети учатся верить в свои силы, выражать себя различными способами. Любимое упражнение – "Мой родны кут". Ученики подбирают стихотворение и сами рисуют к нему рисунок, представляют свою композицию. Вместе мы учимся не только правильно рисовать или писать сочинение, а создавать состояние вдохновения. Лучшие работы принимают участие в школьных и районных конкурсах.
На занятиях мы также учимся понимать произведения профессионалов, например, упражнение "Живая картина" из серии "Путешествие в мир искусства".
Арт-терапия увлекает самых непоседливых, работа с красками снимает эмоциональное напряжение, способствует развитию креативности.
Песочная терапия – самый древний и одновременно самый современный вид психологической терапии. Эффективна в применении с детьми различного возраста, в решении различных учебных задач: снятие эмоционального и физического напряжения; решение конфликтных ситуаций; диагностика; развитие творческих и коммуникативных способностей.
В работе использую компьютерные технологии. На занятиях дети осваивают логические игры, оформляют свои идеи на компьютере, учатся работать в команде. Мы часто проводим конкурсы творческих работ, готовим поздравления для родственников и учимся их вручать. Наиболее интересными являются конкурсы компьютерной графики, КТД: "Маміна сонейка", конкурс сочинений "О маме".
Коммуникативные игры сплачивают детей, учат отстаивать своё мнение, решать неожиданные задачи. Любимые игры – "В одной лодке", "Путешествие на воздушном шаре". Формирование положительной Я-концепции реализуется через участие в конкурсах, конференциях, презентациях, тренингах.
Сдача экзамена – особое событие в жизни большинства выпускников. Экзамен требует мобилизации физических, умственных, психологических сил. Одна из задач учителей и экзаменаторов – оказать психологическую помощь и поддержку при подготовке и сдаче экзаменов.
Психологическая помощь при подготовке к экзаменам реализуется через:

  • групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности; тревожных детей);
  • индивидуальные консультации выпускников;
  • индивидуальные и групповые консультации родителей;
  • оставление рекомендаций, памяток для детей и родителей.

Все мы знаем, что волнение – верный спутник экзаменов. Волнение бывает разное. Одних оно мобилизирует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. У первых во время стресса эффективность деятельности возрастает ("стресс льва"), у других она падает почти до нуля ("стресс кролика"). Перед экзаменом ученикам рекомендуем применять приёмы самонастройки (отработанные заранее), аутотренинга, релаксации. Педагогам рекомендуем поддерживать школьников своим видом, ободряющими и успокаивающими словами.
Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена невелики, но всё же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Это легко учителю, знакомому с детьми. Экзаменатор на тестировании также может заметить некоторые явные затруднения и оказать психологическую поддержку. Разработаны приёмы психологической помощи детям с различными психологическими особенностями.

Результатом проводимой работы является:

  • Стабильная успешная адаптация учеников 1 и 5 классов
  • Сплочение классного коллектива
  • Приобретение учениками новых навыков общения
  • Снижение уровня тревожности
  • Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя
  • Активная жизненная позиция
  • Творческий подход к решению жизненных задач

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.