На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии
Все страницы

Системный подход к организации работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

И.В.Вавилова, А.В.Александрова

Среди приоритетов государственного развития – здоровье белорусской нации. Сегодня деятельность нашей школы ориентирована на выполнение основных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Школьный возраст — один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. Негативные "школьные" факторы здоровья:

  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований;
  • перегрузка учебных программ;
  • несовершенство технологий;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • неправильное питание;
  • недостаточная компетентность.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии носят развивающий характер и применяются на протяжении всего периода детства. Эти технологии наиболее полно выражены в общей системе школьного образования.
Цель — формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними физических качеств, а также специальных знаний.
Основные направления деятельности педагогического коллектива по улучшению состояния здоровья и жизнедеятельности участников образовательного процесса:

  • формирование здоровьесберегающей внутришкольной среды;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • информационно-просветительская работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • организация системы просветительской методической работы с педагогами, родителями по проблемам охраны и укрепления здоровья;
  • медицинская профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья;
  • обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий: силы природы, средства двигательной направленности, оздоровительные, гигиенические факторы.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:

  • принцип "Не навреди!" – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (Nonocere!)
  • непрерывность здоровьесберегающего процесса;
  • системное чередование нагрузок и отдыха;
  • постепенное наращивание оздоровительных воздействий;
  • возрастная адекватность здоровьесберегающего процесса;
  • принцип оздоровительной направленности.

Интеграция в деятельности специалистов в школе по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни:

  • кафедра ЗОЖ, учителей физической культуры;
  • педагоги-организаторы;
  • педагоги психологи;
  • социальные педагоги;
  • медицинские службы;
  • МО школы.

В школе стараемся создавать здоровьесберегающее пространство:

  • экологическое пространство;
  • эмоционально-поведенческое пространство;
  • культурологическое пространство;
  • вербальное пространство.

"Поклонившись, мы сказали друг другу, хоть были почти не знакомы, — "Здравствуйте!" Что особенного тем самым мы сказали друг другу? Просто "Здравствуйте!" Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? От простого и доброго слова "Здравствуйте".
(В. Солоухин "Здравствуйте").
Самая главная задача – создавать положительный микроклимат в школе.
Одна из актуальных задач – это оздоровление семьи. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Поэтому здоровьесберегающая деятельность школы обязательно предусматривает сотрудничество с родителями. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью диктует необходимость тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций могут помочь подростку выбрать правильную жизненную позицию относительно своего здоровья.
Организовываются встречи со специалистами ЦРБ, ИДН, Городокской районной библиотеки, ЦВР. В школе существует система оздоровительных мероприятий: проводятся уроки физкультуры, физкультпаузы во время учебных занятий, подвижные перемены, учащиеся охвачены горячим питанием. Работают кружки "Тактика пешеходного туризма", "Юные помощники пожарной инспекции", ЮИДД, организована работа спортивных секций: лёгкая атлетика, футбол, баскетбол.
Таким образом, в основу системного комплексного подхода к организации работы по сохранению и укреплению здоровья школьников заложен определённый алгоритм действий: проблемно-ориентированный анализ и обоснование факторов риска; поиск, разработка целевой программы, организация здоровьесберегающей деятельности, оценка эффективности профилактических мероприятий.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в школе осуществляется всеми участниками образовательного процесса в пределах их функциональных обязанностей и профессиональной компетентности при активном участии родителей и общественности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.