Страница 1 из 4 Системный подход к организации работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
И.В.Вавилова, А.В.Александрова
Среди приоритетов государственного развития – здоровье белорусской нации. Сегодня деятельность нашей школы ориентирована на выполнение основных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Школьный возраст — один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. Негативные "школьные" факторы здоровья:
- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований;
- перегрузка учебных программ;
- несовершенство технологий;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- неправильное питание;
- недостаточная компетентность.
Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии носят развивающий характер и применяются на протяжении всего периода детства. Эти технологии наиболее полно выражены в общей системе школьного образования. Цель — формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними физических качеств, а также специальных знаний. Основные направления деятельности педагогического коллектива по улучшению состояния здоровья и жизнедеятельности участников образовательного процесса:
- формирование здоровьесберегающей внутришкольной среды;
- рациональная организация учебного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- информационно-просветительская работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организация системы просветительской методической работы с педагогами, родителями по проблемам охраны и укрепления здоровья;
- медицинская профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья;
- обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий: силы природы, средства двигательной направленности, оздоровительные, гигиенические факторы. Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- принцип "Не навреди!" – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (Nonocere!)
- непрерывность здоровьесберегающего процесса;
- системное чередование нагрузок и отдыха;
- постепенное наращивание оздоровительных воздействий;
- возрастная адекватность здоровьесберегающего процесса;
- принцип оздоровительной направленности.
Интеграция в деятельности специалистов в школе по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни:
- кафедра ЗОЖ, учителей физической культуры;
- педагоги-организаторы;
- педагоги психологи;
- социальные педагоги;
- медицинские службы;
- МО школы.
В школе стараемся создавать здоровьесберегающее пространство:
- экологическое пространство;
- эмоционально-поведенческое пространство;
- культурологическое пространство;
- вербальное пространство.
"Поклонившись, мы сказали друг другу, хоть были почти не знакомы, — "Здравствуйте!" Что особенного тем самым мы сказали друг другу? Просто "Здравствуйте!" Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? От простого и доброго слова "Здравствуйте". (В. Солоухин "Здравствуйте"). Самая главная задача – создавать положительный микроклимат в школе. Одна из актуальных задач – это оздоровление семьи. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Поэтому здоровьесберегающая деятельность школы обязательно предусматривает сотрудничество с родителями. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью диктует необходимость тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций могут помочь подростку выбрать правильную жизненную позицию относительно своего здоровья. Организовываются встречи со специалистами ЦРБ, ИДН, Городокской районной библиотеки, ЦВР. В школе существует система оздоровительных мероприятий: проводятся уроки физкультуры, физкультпаузы во время учебных занятий, подвижные перемены, учащиеся охвачены горячим питанием. Работают кружки "Тактика пешеходного туризма", "Юные помощники пожарной инспекции", ЮИДД, организована работа спортивных секций: лёгкая атлетика, футбол, баскетбол. Таким образом, в основу системного комплексного подхода к организации работы по сохранению и укреплению здоровья школьников заложен определённый алгоритм действий: проблемно-ориентированный анализ и обоснование факторов риска; поиск, разработка целевой программы, организация здоровьесберегающей деятельности, оценка эффективности профилактических мероприятий. Реализация здоровьесберегающей деятельности в школе осуществляется всеми участниками образовательного процесса в пределах их функциональных обязанностей и профессиональной компетентности при активном участии родителей и общественности.
|