На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования - Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования - Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии
Все страницы

 

Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся

C.М.Глушонок

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребёнка должно идти параллельно с обучением и формировать, в первую очередь, соответствующую мотивацию. Главное условие мотивации на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание с раннего детского возраста соответствующей культуры здоровья: физической, физиологической, психологической, интеллектуальной.
Понятие о здоровьесберегающих технологиях:
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Цель – контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (использование специальной аппаратуры).

  • Наличие специальных медицинских кабинетов,
  • витаминизация пищевого рациона,
  • организация фитобара.

Физкультурно- оздоровительные технологии (ФОТ).
Цель - физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, быстроты, гибкости.

  • Уроки физкультуры,
  • спортивные секции,
  • температурное закаливание,
  • обеспечение дневного оптимального двигательного режима и физической нагрузки,
  • психотерапевтические приёмы.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Цель-создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей.

  • Обустройство школьной территории,
  • озеленение классов,
  • создание живых уголков,
  • участие в природоохранительных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Цель-сохранение жизни детей. Реализуется через обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований,
  • поддержание чистоты,
  • проведение прививок,
  • соблюдение допустимого уровня учебных нагрузок,
  • использование страховочных и защитных средств на занятиях спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Цель – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

  • Соблюдение эргономических требований к учебным помещениям,
  • соблюдение режимов и дозировок нагрузки,
  • физкультминутки, физкультпаузы,
  • эмоциональные разрядки,
  • минутки покоя,
  • химические стимуляторы (фитосредства),
  • образовательные программы.

От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока необходимо оценить гигиенические условия в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на здоровье.
Главный объект внимания учителя – его ученики. Для учителя важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологического состояния учащихся проводится по следующим показателям:

  • возбуждены, например, после урока физкультуры;
  • утомлены, выглядят уставшими, несерьёзны, расслаблены;
  • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  • сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
  • насторожены, напряжены, враждебны.

Для оценки преобладающей модальности состояния класса опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса. Подобными индикаторами выступают ученики, которые:

  • быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
  • более склонны к нарушениям дисциплины;
  • опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
  • отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей.

Путь к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:

  • создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
  • уменьшение недельной нагрузки;
  • совершенствование содержания учебных программ и учебников;
  • оптимизацию физического воспитания;
  • проведение 6-го школьного дня с пользой для здоровья;
  • размещение детей 6-летнего возраста на базе дошкольных учреждений и школ, где созданы соответствующие условия;
  • создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
  • организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
  • повышение качества организации факультативных занятий, кружков, секций здоровьесберегающей направленности;
  • качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей;
  • улучшение качества питания.

Всё это способствует снижению перегрузки и предотвращает переутомление учащихся, предоставляет возможность для занятий спортом, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.