На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Теории психического развития детей младшего школьного возраста
Теории психического развития детей младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Исследование психического развития младших школьников предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их интерпретацию. В связи с этим педагогам и психологам необходимо опираться на определенную теорию, дающую общее представление о человеке и его развитии.

Исторически сложились две теории психического развития человека:
1) теория сенсуализма
(основана на социальном научении);
2) теория преформизма
(основана на врожденных инстинктах).

Первая теория (теория сенсуализма) связана с именем английского философа XVII в. Дж. Локка, который сравнивал психику ребенка с «чистой доской», «на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно» [цит. по: 9, с. 29]. Психическое развитие, согласно этой теории, рассматривается в качестве процесса накопления социально приемлемых форм поведения ребенка и выработки полезных привычек и навыков. Сторонники данной теории считали, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие является продуктом внешнего воздействия [11, с. 19]. По их мнению, наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведении ребенка, а в качестве основного фактора психического развития рассматривается среда.
Вторая теория (теория преформизма) основывается на взглядах французского философа XVIII в. Жан-Жака Руссо, который уже «в новорожденном ребенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками» [цит. по: 9, с. 30]. Сторонники данной теории полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека. Психическое развитие, согласно этой теории, рассматривается как созревание и реализация природных задатков человека.
Указанные выше теории положили начало развитию новых теорий, в которых по-разному рассматриваются различные факторы психического развития ребенка [4; 6; 9; 11; 12]:
– теория конвергенции;
– этологическая теория;
– теория привязанности;
– психоаналитическая теория;
– эпигенетическая теория;
– теория когнитивного развития;
– теория социального научения;
– культурно-историческая теория;
– теория психического развития Д.Б. Эльконина.

Теория конвергенции

Теория конвергенции (теория двух факторов) рассматривает психическое развитие ребенка как процесс, складывающийся под влиянием двух факторов: биологического (наследственности) и социального (среды). Автором данной теории является немецкий психолог Вильям Штерн, который считал, что психическое развитие является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, но ведущее значение остается за биологическим фактором.
Согласно теории В. Штерна, потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности, однако именно среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
Основу теории конвергенции составляют следующие утверждения:
1) человек одновременно является как биологическим, так и социальным существом, поэтому наследственность и среда имеют одинаково важное значение в процессе развития ребенка;
2) благодаря слиянию внутренних данных и внешних условий происходит полноценное формирование личности.
Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие. Данную теорию подтверждает следующее высказывание: «яблоко от яблони недалеко падает» [цит. по: 11, с. 22].

Этологическая теория

Этологическая теория связана с именем австрийского ученого Конрада Лоренца, который рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Все высшие и сугубо человеческие явления (дружба, любовь, война, зависть, привязанность) являются проявлением врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и его сохранение.
К. Лоренц доказал, что недавно вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к ближайшему к ним движущемуся объекту или субъекту, который встречается вскоре после их рождения, и далее неотступно следуют за ним. Для объяснения механизмов действия врожденного поведения К. Лоренцем была предложена теория, получившая название «концепции растормаживания». Согласно этой теории, в организме постоянно имеется готовность к осуществлению различных комплексов фиксированных действий. Однако внешнее проявление инстинктов блокируется и подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы.
Посвятив много лет изучению поведения диких гусей, К. Лоренц открыл у них явление импринтинга (фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов). Импринтинг осуществляется в строго определенном периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте). Его последствия чаще всего необратимы, поэтому детские образы или переживания в дальнейшем оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Теория привязанности

Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии. Она является продолжением этологической теории. Основателями данной теории считаются американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт. Свои исследования ученые посвятили изучению первичных отношений ребенка с близкими взрослыми. Особое внимание ученые уделяли первым годам жизни человека, когда мать и малыш находятся в особом взаимодействии, во многом определяющем дальнейшее развитие ребенка. По мнению Дж. Боулби и М. Эйнсворт, привязанность ребенка к матери определяется тем, что мать обеспечивает ребенку защиту и безопасность. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, то у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной активности в разных сферах. Если же мать недостаточно внимательна и заботлива к малышу, слишком холодна и строга, то у ребенка возникает ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери непоследовательно и непредсказуемо, то ребенок становится капризным, склонным к манипулированию родителями.
Ключевая идея данной теории состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические потребности ребенка, в частности утоляет голод, но главное в том, что она создает ребенку первое чувство привязанности. Эмоциональная защищенность способствует нормальному психическому развитию ребенка. Разнообразные нарушения первичной эмоциональной связи между матерью и ребенком, «расстройства привязанности» создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний (например, депрессивных состояний). Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития человека.
Теория привязанности позволяет отметить решающее влияние качества привязанности ребенка к матери на различные аспекты его дальнейшей жизни: на успехи в школе, на решение социальных проблем, на отношения с ровесниками, на успешность адаптации к социальной среде.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория показывает, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают [11, с. 25]. Автором данной теория является венский психиатр Зигмунд Фрейд.
З. Фрейд предположил, что причиной многих психических отклонений в развитии ребенка являются не только органические повреждения головного мозга или нервной системы, но и психические травмы, полученные в раннем детстве. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые затем подавляются и уходят в область подсознания. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания становятся причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.
В понимании З. Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Согласно психоаналитической теории, в основе выделения различных возрастных периодов лежит способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста и, в частности, связанный с той частью тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями, которые стремится непосредственно удовлетворять в своем поведении. Однако уже в первые годы жизни он в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать или отказываться от удовлетворения своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания.
Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе – это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем. Психоаналитики считали, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцен-тричности, повышенной агрессивности личности, и такой взрослый будет испытывать значительные трудности и с собственным ребенком, и в реализации родительской роли [12, с. 63]. Таким образом, общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты могут проявиться характерными проблемами у взрослого человека.
З. Фрей считал, что дети проходят пять стадий психического развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. 3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии:
1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). Мир ребенка сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным, и наоборот, неудовлетворенность в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области (на выделениях). Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок «зациклится» на постоянных требованиях чистоты и чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.
3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Связанные с этими чувствами конфликты З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством идентификации себя с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте внимание детей не концентрируется в какой-то определенной части тела. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.
5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредоточивается на определенных частях тела (гениталиях), затем появляется интерес к противоположному полу.
Дальнейшее развитие психоаналитической теории связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

Эпигенетическая теория

Эпигенетическая теория раскрывает значимость не только индивидуальных взаимосвязей с родителями в раннем возрасте, но исторических и культурных предпосылок в развитии личности [12, с. 72]. Автором данной теории является американский психолог Эрик Эриксон. Э. Эриксон считал, что свое внимание исследователь должен сосредоточить не на инстинктивных влечениях ребенка, а на его отношениях с близкими взрослыми.
В основе теории развития личности Э. Эриксона лежит взаимодействие человека с социальным окружением. Основными понятиями данной теории являются групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения [там же, с. 27]. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Особое внимание Э. Эриксон обращал на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества. В каждой культуре, по мнению ученого, имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем определенная социальная группа. Поскольку каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, то тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Основанием возрастной периодизации у Э. Эриксона являются понятия идентичности и самоидентичности (быть самим собой). Им выделены следующие стадии психического развития:
1. Младенчество (до года).
2. Раннее детство (1 год–3 года).
3. Возраст игры, дошкольное детство (3–6 лет).
4. Школьный возраст (6–12 лет).
5. Подростковый возраст (12–14 лет).
6. Юность (14–20 лет).
7. Ранняя зрелость (20–25).
8. Средний возраст, взрослость (25–65 лет).
9. Поздняя зрелость, старость (от 65 лет). Выделенные Э. Эриксоном этапы психического развития
ребенка основаны на своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Э. Эриксон считал, что последовательность стадий – это результат биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество [11, с. 29].

Теория когнитивного развития

Теория когнитивного развития является одной из важных теорий психического развития ребенка. Автором данной теории является швейцарский психолог Жан Пиаже [9, с. 41].
Под когнитивной структурой Ж. Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Ученый в своих исследованиях раскрывает психологические механизмы целостных логических структур. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Ж. Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Поэтому за основу периодизации психического развития ребенка он взял его интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:
1. Чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет.
2. Дооперациональная – от 2 до 7 лет.
3. Стадия конкретных операций – от 7 до 11–12 лет.
4. Стадия формальных операций (абстрактного мышления) – от 12 до 17 (18) лет.
По мнению Ж. Пиаже, все дети проходят стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижение каждой новой стадии основывается на достижениях предыдущей и включают ее в последующую, более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.
Таким образом, согласно теории Ж. Пиаже, успех обучения ребенка зависит от уровня его интеллектуального развития, уже им достигнутого. Ж. Пиаже полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития.

Теория социального научения

Теория социального научения, в отличие от рассмотренных выше психических теорий, основывается на том, что именно социальная среда является главным фактором психического развития ребенка. Основные положения данной теории связаны с идеями известного русского физиолога И.П. Павлова.
Проблемой социального научения занимались и американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер. В 1930-х годах американские ученые Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс ввели в научный обиход понятие «социальное научение», на основе которой разрабатывалась концепция социального научения. Центральной проблемой данной концепции является проблема социализации (процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности) [11, с. 30].
Философскую основу этого подхода составила концепция английского философа Джона Локка, который выдвинул ряд идей об организации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения, одобрения и наказания.
Предметом исследования теории социального научения является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название бихевиоризим (от англ. слова behavior – «поведение») [9, с. 44]. Развитие ребенка с позиций бихевиоризма представляет собой количественный процесс научения путем имитации и подражания.
Научение через подражание в теории социального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Так, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Он считал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации и путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
А. Бандура описывает несколько разных по сложности видов социально-когнитивного научения. Простое подражание (имитация, копирование) модели обеспечивает «передачу» конкретных действий. Путем абстрактного моделирования наблюдатель конструирует собственное поведение, выходящее за рамки конкретных образцов. Абстрактное моделирование опирается на сознательное мышление, когда наблюдатель извлекает общие черты из внешне различных реакций и устанавливает принципы, формулирует правила. Так может быть выстроен определенный стиль поведения, речи (быть отзывчивым, доброжелательным, общительным человеком или настойчивым, агрессивным, безжалостным).
Главным в процессе социализации Р. Сирс отмечал влияние родителей на воспитание детей. Он считал принципиально важным рассматривать раннее детское поведение как единство поведения матери и ребенка. Р. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) в контексте теории научения для объяснения того механизма, посредством которого осуществляется влияние родителей на развитие ребенка. По мнению ученого, родителям необходимо найти средний путь в воспитании (не слишком сильная и не слишком слабая зависимость, не слишком сильная и не слишком слабая идентификация) [цит. по: 11, с. 32].
Б. Скиннер в формировании нового поведения рассматривал роль поощрения и наказания. Главным понятием в его теории является подкрепление, т.е. уменьшение или увеличение вероятности того, что данное поведение повторится. Он выделял подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (например, подросток начинает употреблять ругательные слова и выражения, стремясь избежать насмешек приятелей типа «маменькин сынок», «малыш»).
Ученый отвергал понятия скрытых психических процессов таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением.
Б. Скиннер высказывался против наказания и считал, что оно не может дать устойчивого и продолжительного эффекта, а игнорирование плохого поведения может заменить наказание.
Трансформируя идеи З. Фрейда, Н. Миллер и Дж. Дол-лард заменили принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называли то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реакции. Согласно им, научение усиливает связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными формами, по их мнению, социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых и их оценка.
Таким образом, теория научения не предполагает возникновение качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза.

Культурно-историческая теория

Культурно-историческая теория связана с именем отечественного психолога Л.С. Выготского. В дальнейшем общее понимание психического развития в данной теории было развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной [12, с. 123–137].
Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития является продуктом исторического развития человечества, а не простого органического созревания. Л.С. Выготский утверждал, что необходимо не биологическое понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но и стремился выявить конкретный механизм этого влияния. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития ребенка [цит. по: 4, с. 115]. Он утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, в развитии ребенка существуют две переплетенные линии. Первая следует путем естественного созревания, а вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. В связи с этим им выделялись две функции психического развития: низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Натуральная функция дана человеку как природному существу (например, механическое запоминание, не предполагающее специальных способов переработки информации, непроизвольное внимание, проявляющееся в повороте головы к источнику громкого звука). Так, целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание являются примерами высших психических функций. Взрослый с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции, затем ребенок сам уже становится субъектом и начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему.
Л.С. Выготский в психическом развитии ребенка выделил следующие стадии:
1. Кризис новорожденности (0–2 месяца).
2. Младенческий возраст (2 месяца–1 год).
3. Кризис одного года.
4. Раннее детство (1 год–3 года).
5. Кризис трех лет.
6. Дошкольный возраст (3–7 лет).
7. Кризис семи лет.
8. Младший школьный возраст (7–10 лет).
9. Кризис 13 лет.
10. Пубертатный возраст (10 (12)–14 (17) лет).
11. Кризис 17 лет.
Таким образом, в рамках культурно-исторической теории движущими силами психического развития являются особым образом организованное общение ребенка и взрослого (обучение) и активность самого ребенка (деятельность).

Теория психического развития Д.Б. Эльконина

Теория психического развития Д.Б. Эльконина раскрывает особенности психического развития ребенка на каждом возрастном периоде. Данная теория представляет собой совокупность эмпирической периодизации, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизации теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей.
Психическое развитие ребенка Д.Б. Эльконин разделил на несколько этапов:
1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3. Дошкольный возраст: от 3 до 6 (7) лет.
4. Младший школьный возраст: от 7 до 10 (11) лет.
5. Подростковый возраст: от 10 (11) до 15 лет.
6. Старший школьный возраст: от 15 до 17 лет. Каждый возрастной период, по мнению Д.Б. Эльконина,
характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями, возрастными изменениями психики ребенка в целом. Каждый возрастной период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией опе-рационно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т.е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.
Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение в этом возрасте строится вся система отношений ребенка со взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного
увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества», который включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.
В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.
Теории психического развития определяют следующие факторы психического развития ребенка.
Первым фактором психического развития является биологический. Биологический фактор включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка, сам процесс рождения и наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются темперамент и задатки способностей [4, с. 110].
Различают следующие виды темперамента:
– холерический (сильная и подвижная нервная система с преобладанием процессов возбуждения);
– сангвинический (сильная и подвижная нервная система с уравновешенностью процессов возбуждения и торможения);
– флегматический (сильная и малоподвижная нервная система с преобладанием процессов торможения);
– меланхолический (слабая нервная система, чувствительная).
Вторым фактором является среда: природная и социальная. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные виды трудовой деятельности и культуру. Непосредственно влияет на психическое развитие ребенка социальная среда – общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, социальное окружение.
Психическое развитие протекает согласно определенным закономерностям [цит. по: 11, с. 51]. Выделяется несколько закономерностей психического развития:
1) неравномерность и гетерохронность (неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований и несовпадение во времени развития отдельных органов и функций);
2) неустойчивость развития (развитие происходит через кризисные периоды);
3) сензитивность (обучение и воспитание лучше начинать в периоды, наиболее благоприятные для развития определенных качеств и навыков);
4) кумулятивность (качественное преобразование психического развития, когда результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями);
5) дивергентность и конвергентность (повышение разнообразия в процессе психического развития и усиление избирательности).
Психическое развитие младших школьников в основном обусловлено двумя факторами: биологическим (внутренний, природный, связанный с наследственностью) и социальным (внешний, культурный).
Таким образом, в психологии существует несколько теорий психического развития детей, знание которых позволит педагогу-психологу понимать особенности психического развития детей младшего школьного возраста и выбирать эффективные методы изучения их личности.

Вопросы для самоконтроля
1. Какие теории психического развития выделяются в психологии?
2. Для чего необходимо педагогу-психологу знание теорий психического развития человека?
3. Чем определяется психическое развитие ребенка в каждой из существующих в психологии теорий психического развития?
4. Какие факторы оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка?
5. Какие закономерности психического развития выделяются?
Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.