На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования - Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования - Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии
Все страницы

 

Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся

Н.В.Викулова

Современная техника привела к полному и окончательному переходу от ручного труда к автоматическому, освободила человека от физического напряжения, однако в то же время вызвала усиление деятельности, напряжение функций мозга. Нарушению психогигиенического режима способствуют перегрузка функциональных возможностей организма, влияние монотонности автоматизированных процессов, вызывающих напряжение центральной нервной системы.
Правильная система обучения обеспечивает гармоническое развитие личности. Дефекты обучения также могут способствовать формированию аномальных черт характера детей. Возможности учителей в психопрофилактике связаны с созданием условий для успешного процесса социальной адаптации учащихся, улучшении психологического климата класса, школы, предупреждение конфликтов [Е.Л.Гутковская "Психопрофилактика в школе". – Мн., 2003].
Весьма ответственным моментом для ребенка является первый школьный год. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, непривычным режимом и обязанностями. Легче адаптируются к школе дети, посещавшие подготовительную группу в детском саду, чем так называемые "домашние" дети. Большую помощь родителям в подготовке к школе могут оказать детские врачи и медицинские психологи детских поликлиник. Зная индивидуальные особенности детей, они могут дать родителям конкретного ребенка соответствующие рекомендации.
Важнейшее условие сохранности здоровья состоит в адекватности предъявляемых ученику требований его индивидуальным возможностям, степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности учебных занятий, но и о количестве подлежащего усвоению учебного материала. К сожалению, это обстоятельство не всегда в должной мере учитывается учителями и родителями. Утомление после учебных занятий вполне естественно, но важно, чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненного характера.
Преждевременному утомлению способствуют длительное однообразие, однотипность изучаемого материала. Это особенно важно учитывать при построении уроков. Необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения, менять виды деятельности учащихся. При построении конкретного урока необходимо также помнить, что количество новой информации должно к концу урока уменьшаться. Ребенку, испытывающему трудности в овладении материалом, необходимо внушить уверенность, что он достигнет цели. Это имеет не только важное воспитательное значение, но и укрепляет психику ребенка.
Поскольку учебные занятия всегда вызывают ту или иную степень утомления, чрезвычайное значение имеет правильная организация отдыха учащихся во время школьных перемен и после уроков. Режим дня для школьника крайне необходим: для домашних занятий, чтения, развлечений, пребывания на свежем воздухе, спортивных игр и др. должны быть предусмотрены определенные часы. Дополнительные занятия во внеурочное время (занятия в музыкальной, спортивной школах, участие в кружках, изучение иностранных языков и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать переутомлению детей. В отношении внешкольных занятий родителям и воспитателям необходимо вносить известную организованность и не допускать перегрузок в целях достижения внешнего эффекта.
В основе психогигиены школьников должны лежать следующие принципы:

  • положительное отношение к учёбе;
  • убежденность в необходимости учиться;
  • чувство удовлетворения при достижении успехов;
  • интерес к изучаемому материалу;
  • увлеченность учением;
  • устранение однообразия и ненужных наказаний;
  • развитие воли;
  • регулярность и систематичность.

Регулярно должна проводиться работа по профилактике основных "школьных" болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевания органов пищеварения). Каждый урок должен соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Если ребенок 40-45 минут сидит без движения, у него происходит большое количество нарушений: застой крови в венозных сосудах, нарушение кровообращения в спинном и головном мозгу.
Несколько физкультурных упражнений, выполненных в ходе урока, предупреждают резкое снижение работоспособности. После физкультурных пауз, особенно с музыкальным сопровождением, улучшается функциональное состояние ЦНС.
Для улучшения мозгового кровообращения можно провести следующую физкультминутку.
Исходное положение (далее – и.п.)- сидя на стуле; 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п.; 7 – голову наклонить назад; 8 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
Физкультминутка для глаз.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть вверх, задержать взгляд на 2с. Перевести глаза вправо, задержать на 2с. Посмотреть вниз, задержать взгляд на 2с, потом то же влево. Повторить 10 раз по часовой стрелки. Голову при выполнении упражнений не поворачивать.
  • Закрыть глаза ладонями, представить темную комнату. Дать глазам отдых.
  • Посмотреть на кончик носа (глаза должны одновременно сдвинуться к внутренним уголкам глаз) [Біялогія: праблемы выкладання. - 2006 - №4].

Неправильное воспитание часто может способствовать формированию у ребенка психопатических черт характера. О.В.Кербиков и В.Я.Гиндикин (1962) на основании своих исследований указывали, что гиперопека и безнадзорность в детстве типичны для возбудимых психопатов. Воспитание же по типу "золушки", т.е. без ласки и внимания, при постоянных унижениях, нередко приводит к нарушениям сна, являющегося важнейшим условием для отдыха и восстановления сил, и ведет к неврозам. Таким образом, соблюдение психогигиенических норм в процессе воспитания является в то же время и психопрофилактикой. В основу воспитания необходимо положить принцип непрерывности. Не только целенаправленные беседы с ребенком, но и игры, сказки несут большую воспитательную нагрузку. О возрастных особенностях ребенка следует помнить, выбирая книжку для чтения, кинофильм, спектакль, так как развитая способность иллюзорно заменять объекты реальности в соответствии с содержанием воображения способствует развитию страхов. Если не направлять некоторые игры, стимулирующие воображение, возбуждение может перейти в агрессию, которая становится характерной чертой в поведении ребенка [К.Гехт. Психогигиена. – М. "Прогресс", 1979].
Итак, основные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников:

  • учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению;
  • школьные стрессы;
  • распространение вредных привычек, зависимостей;
  • плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии;
  • отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней;
  • низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления.

Решать эти проблемы необходимо на всех уровнях: внутришкольном, внешкольном.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.