На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования
Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся
Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии
Все страницы

Системный подход к организации работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

И.В.Вавилова, А.В.Александрова

Среди приоритетов государственного развития – здоровье белорусской нации. Сегодня деятельность нашей школы ориентирована на выполнение основных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Школьный возраст — один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. Негативные "школьные" факторы здоровья:

  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований;
  • перегрузка учебных программ;
  • несовершенство технологий;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • неправильное питание;
  • недостаточная компетентность.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии носят развивающий характер и применяются на протяжении всего периода детства. Эти технологии наиболее полно выражены в общей системе школьного образования.
Цель — формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними физических качеств, а также специальных знаний.
Основные направления деятельности педагогического коллектива по улучшению состояния здоровья и жизнедеятельности участников образовательного процесса:

  • формирование здоровьесберегающей внутришкольной среды;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • информационно-просветительская работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • организация системы просветительской методической работы с педагогами, родителями по проблемам охраны и укрепления здоровья;
  • медицинская профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья;
  • обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий: силы природы, средства двигательной направленности, оздоровительные, гигиенические факторы.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:

  • принцип "Не навреди!" – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (Nonocere!)
  • непрерывность здоровьесберегающего процесса;
  • системное чередование нагрузок и отдыха;
  • постепенное наращивание оздоровительных воздействий;
  • возрастная адекватность здоровьесберегающего процесса;
  • принцип оздоровительной направленности.

Интеграция в деятельности специалистов в школе по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни:

  • кафедра ЗОЖ, учителей физической культуры;
  • педагоги-организаторы;
  • педагоги психологи;
  • социальные педагоги;
  • медицинские службы;
  • МО школы.

В школе стараемся создавать здоровьесберегающее пространство:

  • экологическое пространство;
  • эмоционально-поведенческое пространство;
  • культурологическое пространство;
  • вербальное пространство.

"Поклонившись, мы сказали друг другу, хоть были почти не знакомы, — "Здравствуйте!" Что особенного тем самым мы сказали друг другу? Просто "Здравствуйте!" Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? От простого и доброго слова "Здравствуйте".
(В. Солоухин "Здравствуйте").
Самая главная задача – создавать положительный микроклимат в школе.
Одна из актуальных задач – это оздоровление семьи. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Поэтому здоровьесберегающая деятельность школы обязательно предусматривает сотрудничество с родителями. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью диктует необходимость тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций могут помочь подростку выбрать правильную жизненную позицию относительно своего здоровья.
Организовываются встречи со специалистами ЦРБ, ИДН, Городокской районной библиотеки, ЦВР. В школе существует система оздоровительных мероприятий: проводятся уроки физкультуры, физкультпаузы во время учебных занятий, подвижные перемены, учащиеся охвачены горячим питанием. Работают кружки "Тактика пешеходного туризма", "Юные помощники пожарной инспекции", ЮИДД, организована работа спортивных секций: лёгкая атлетика, футбол, баскетбол.
Таким образом, в основу системного комплексного подхода к организации работы по сохранению и укреплению здоровья школьников заложен определённый алгоритм действий: проблемно-ориентированный анализ и обоснование факторов риска; поиск, разработка целевой программы, организация здоровьесберегающей деятельности, оценка эффективности профилактических мероприятий.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в школе осуществляется всеми участниками образовательного процесса в пределах их функциональных обязанностей и профессиональной компетентности при активном участии родителей и общественности.


 

Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся

Н.В.Викулова

Современная техника привела к полному и окончательному переходу от ручного труда к автоматическому, освободила человека от физического напряжения, однако в то же время вызвала усиление деятельности, напряжение функций мозга. Нарушению психогигиенического режима способствуют перегрузка функциональных возможностей организма, влияние монотонности автоматизированных процессов, вызывающих напряжение центральной нервной системы.
Правильная система обучения обеспечивает гармоническое развитие личности. Дефекты обучения также могут способствовать формированию аномальных черт характера детей. Возможности учителей в психопрофилактике связаны с созданием условий для успешного процесса социальной адаптации учащихся, улучшении психологического климата класса, школы, предупреждение конфликтов [Е.Л.Гутковская "Психопрофилактика в школе". – Мн., 2003].
Весьма ответственным моментом для ребенка является первый школьный год. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, непривычным режимом и обязанностями. Легче адаптируются к школе дети, посещавшие подготовительную группу в детском саду, чем так называемые "домашние" дети. Большую помощь родителям в подготовке к школе могут оказать детские врачи и медицинские психологи детских поликлиник. Зная индивидуальные особенности детей, они могут дать родителям конкретного ребенка соответствующие рекомендации.
Важнейшее условие сохранности здоровья состоит в адекватности предъявляемых ученику требований его индивидуальным возможностям, степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности учебных занятий, но и о количестве подлежащего усвоению учебного материала. К сожалению, это обстоятельство не всегда в должной мере учитывается учителями и родителями. Утомление после учебных занятий вполне естественно, но важно, чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненного характера.
Преждевременному утомлению способствуют длительное однообразие, однотипность изучаемого материала. Это особенно важно учитывать при построении уроков. Необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения, менять виды деятельности учащихся. При построении конкретного урока необходимо также помнить, что количество новой информации должно к концу урока уменьшаться. Ребенку, испытывающему трудности в овладении материалом, необходимо внушить уверенность, что он достигнет цели. Это имеет не только важное воспитательное значение, но и укрепляет психику ребенка.
Поскольку учебные занятия всегда вызывают ту или иную степень утомления, чрезвычайное значение имеет правильная организация отдыха учащихся во время школьных перемен и после уроков. Режим дня для школьника крайне необходим: для домашних занятий, чтения, развлечений, пребывания на свежем воздухе, спортивных игр и др. должны быть предусмотрены определенные часы. Дополнительные занятия во внеурочное время (занятия в музыкальной, спортивной школах, участие в кружках, изучение иностранных языков и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать переутомлению детей. В отношении внешкольных занятий родителям и воспитателям необходимо вносить известную организованность и не допускать перегрузок в целях достижения внешнего эффекта.
В основе психогигиены школьников должны лежать следующие принципы:

  • положительное отношение к учёбе;
  • убежденность в необходимости учиться;
  • чувство удовлетворения при достижении успехов;
  • интерес к изучаемому материалу;
  • увлеченность учением;
  • устранение однообразия и ненужных наказаний;
  • развитие воли;
  • регулярность и систематичность.

Регулярно должна проводиться работа по профилактике основных "школьных" болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевания органов пищеварения). Каждый урок должен соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Если ребенок 40-45 минут сидит без движения, у него происходит большое количество нарушений: застой крови в венозных сосудах, нарушение кровообращения в спинном и головном мозгу.
Несколько физкультурных упражнений, выполненных в ходе урока, предупреждают резкое снижение работоспособности. После физкультурных пауз, особенно с музыкальным сопровождением, улучшается функциональное состояние ЦНС.
Для улучшения мозгового кровообращения можно провести следующую физкультминутку.
Исходное положение (далее – и.п.)- сидя на стуле; 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п.; 7 – голову наклонить назад; 8 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
Физкультминутка для глаз.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть вверх, задержать взгляд на 2с. Перевести глаза вправо, задержать на 2с. Посмотреть вниз, задержать взгляд на 2с, потом то же влево. Повторить 10 раз по часовой стрелки. Голову при выполнении упражнений не поворачивать.
  • Закрыть глаза ладонями, представить темную комнату. Дать глазам отдых.
  • Посмотреть на кончик носа (глаза должны одновременно сдвинуться к внутренним уголкам глаз) [Біялогія: праблемы выкладання. - 2006 - №4].

Неправильное воспитание часто может способствовать формированию у ребенка психопатических черт характера. О.В.Кербиков и В.Я.Гиндикин (1962) на основании своих исследований указывали, что гиперопека и безнадзорность в детстве типичны для возбудимых психопатов. Воспитание же по типу "золушки", т.е. без ласки и внимания, при постоянных унижениях, нередко приводит к нарушениям сна, являющегося важнейшим условием для отдыха и восстановления сил, и ведет к неврозам. Таким образом, соблюдение психогигиенических норм в процессе воспитания является в то же время и психопрофилактикой. В основу воспитания необходимо положить принцип непрерывности. Не только целенаправленные беседы с ребенком, но и игры, сказки несут большую воспитательную нагрузку. О возрастных особенностях ребенка следует помнить, выбирая книжку для чтения, кинофильм, спектакль, так как развитая способность иллюзорно заменять объекты реальности в соответствии с содержанием воображения способствует развитию страхов. Если не направлять некоторые игры, стимулирующие воображение, возбуждение может перейти в агрессию, которая становится характерной чертой в поведении ребенка [К.Гехт. Психогигиена. – М. "Прогресс", 1979].
Итак, основные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников:

  • учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению;
  • школьные стрессы;
  • распространение вредных привычек, зависимостей;
  • плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии;
  • отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней;
  • низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления.

Решать эти проблемы необходимо на всех уровнях: внутришкольном, внешкольном.


 

Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся

C.М.Глушонок

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребёнка должно идти параллельно с обучением и формировать, в первую очередь, соответствующую мотивацию. Главное условие мотивации на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание с раннего детского возраста соответствующей культуры здоровья: физической, физиологической, психологической, интеллектуальной.
Понятие о здоровьесберегающих технологиях:
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Цель – контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (использование специальной аппаратуры).

  • Наличие специальных медицинских кабинетов,
  • витаминизация пищевого рациона,
  • организация фитобара.

Физкультурно- оздоровительные технологии (ФОТ).
Цель - физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, быстроты, гибкости.

  • Уроки физкультуры,
  • спортивные секции,
  • температурное закаливание,
  • обеспечение дневного оптимального двигательного режима и физической нагрузки,
  • психотерапевтические приёмы.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Цель-создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей.

  • Обустройство школьной территории,
  • озеленение классов,
  • создание живых уголков,
  • участие в природоохранительных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Цель-сохранение жизни детей. Реализуется через обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований,
  • поддержание чистоты,
  • проведение прививок,
  • соблюдение допустимого уровня учебных нагрузок,
  • использование страховочных и защитных средств на занятиях спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Цель – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

  • Соблюдение эргономических требований к учебным помещениям,
  • соблюдение режимов и дозировок нагрузки,
  • физкультминутки, физкультпаузы,
  • эмоциональные разрядки,
  • минутки покоя,
  • химические стимуляторы (фитосредства),
  • образовательные программы.

От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока необходимо оценить гигиенические условия в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на здоровье.
Главный объект внимания учителя – его ученики. Для учителя важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологического состояния учащихся проводится по следующим показателям:

  • возбуждены, например, после урока физкультуры;
  • утомлены, выглядят уставшими, несерьёзны, расслаблены;
  • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  • сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
  • насторожены, напряжены, враждебны.

Для оценки преобладающей модальности состояния класса опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса. Подобными индикаторами выступают ученики, которые:

  • быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
  • более склонны к нарушениям дисциплины;
  • опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
  • отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей.

Путь к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:

  • создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
  • уменьшение недельной нагрузки;
  • совершенствование содержания учебных программ и учебников;
  • оптимизацию физического воспитания;
  • проведение 6-го школьного дня с пользой для здоровья;
  • размещение детей 6-летнего возраста на базе дошкольных учреждений и школ, где созданы соответствующие условия;
  • создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
  • организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
  • повышение качества организации факультативных занятий, кружков, секций здоровьесберегающей направленности;
  • качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей;
  • улучшение качества питания.

Всё это способствует снижению перегрузки и предотвращает переутомление учащихся, предоставляет возможность для занятий спортом, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.


 

Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии

Ж.Л.Данилова

В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном взаимодействии уже малоэффективны.
Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия среди других психологических методов, позволяет реализовать необходимые условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека.
В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.
В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников образовательного взаимодействия в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления теоретических представлений студенческой аудитории. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам [1, с. 58].
Субъектный подход к человеку и его поведению принципиально меняет понимание сущности тренинговой работы. В субъектной парадигме ценен сам процесс:не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построения своего экологического мира, главное — какова динамика этого процесса [2].
В содержательном плане отношения ведущего (преподавателя) с группой в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодействия, а не двух одновременно существующих, взаимно направленных векторов воздействия.
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме [3, с. 82];
2) с группой — как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности [4, с. 411].
Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой — уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.
Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ.
Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший школьник – младший подросток – подросток – старшеклассник – студент).
Во-вторых, ведущие тренинговых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.
В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий.
В-четвертых, обязательно необходимо проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.
В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметнопространственной среды тренинга.
И, наконец, принципиально важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творчеством. Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, четкого соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга.

Литература

  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2005. — 256 с.
  2. Вачков, И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  3. Данилова, Ж.Л. Диалогический подход в педагогическом межличностном взаимодействии // Актуалогенез: эмпирические структуры личности. Сборник научных статей. – Витебск, 2006. – С. 81-84.
  4. Кабаченко, О.С. Психологическое воздействие как феномен и проблема психологической безопасности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. - 514 с.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.